СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль изобразительной и трудовой деятельности в развитии мелкой моторики и формировании пространственной ориентировки у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  мелкой  моторики  и  пространственной  ориентации  средствами  изобразительного  искусства  и  трудового  обучения.

Просмотр содержимого документа
«Роль изобразительной и трудовой деятельности в развитии мелкой моторики и формировании пространственной ориентировки у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Роль изобразительной и трудовой деятельности в развитии мелкой моторики и формировании пространственной ориентировки у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, до школы элементарным рисованием не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов.

Начало обучения рисованию в специальной школе существенно отличается от соответствующего периода в массовой своей пропедевтической направленностью. В процессе изобразительной и трудовой деятельности идёт интенсивное развитие мелкой моторики, что является одним из важных психологических факторов. Подтверждение этому служат виды изобразительной и трудовой деятельности, включающие такие занятия, как рисование, лепка, аппликация, резание, шитье. Каждый из этих видов даёт свои возможности в развитии мелкой моторики, так например, при работе с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение, для подготовки руки к письму. Поэтому мелкая моторика в процессе изобразительной и трудовой деятельности развивается в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности и трудовому обучению весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность и трудовое обучение способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Рекомендуются различные педагогические приемы-упражнения зрительно-двигательной координации, гимнастика для пальцев и кисти руки и другие меры преодоления моторных затруднений в рисовании и трудовом обучении. Для уточнения изобразительных движений следует предварять их «рисованием» контуров, очертаний предмета в воздухе над бумагой, проведение пальцем по контуру (тренируется согласованность обследующих движений глаз и руки) и т. п.

Технология развития мелкой моторики и координации движения рук – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности.
Новизна заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, заминание ткани, работа с соленым тестом, работа с мокрой тканью, живопись губкой, обводка, штриховка, раскрашивание, пуантилизм, кляксография, монотипия, набрызг и др.

Разработаны целые системы графически-игровых упражнений для раннего периода рисования (когда дети только начинают переходить к предметному изображению). Предлагается стимулировать этот переход путем осторожного влияния на беспорядочное еще штрихование — графическую игру, предшествующую рисованию. Например, когда ребенок производит круговые движения карандашами на бумаге, получаются различные спирали — неотрывные окна», «книжки»; параллельные вертикальные линии — «забор», «лесенки»; горизонтальные — «дорожки», «линеечки»; наклонные — «дождь» и т. п. В свою очередь развитие навыков изобразительной деятельности играет значительную роль в формировании навыков трудового обучения. Недостаточность пространственной ориентировки, свойственная детям с интеллектуальной недостаточностью, нередко квалифицируется как один из наиболее распространенных сопутствующих дефектов, тогда как развитие пространственной ориентировки играет важную роль в успешности трудового обучения.

В процессе организации простого рисунка на листе бумаги ребенок сталкивается с несколькими пространственно-ориентировочными задачами. Требуется умение находить и определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, его середину, соотносить вертикальную и горизонтальную оси изображения с линиями, ограничивающими лист в этих направлениях. Нужны навыки произвольного проведения линий в определенных направлениях и определенной протяженности, умения правильно оценивать расстояния, соизмерять величину изображений с форматом листа. Во многих работах детей отмечается нарушение горизонтальности ряда, расположения по одной линии, изменение размеров (непропорциональное уменьшение их – по-разному для трех кубиков или одного-двух из них. Те же пространственно-ориентировочные задачи решаются и на уроках трудового обучения.

Простое задание, связанное с необходимостью трансформации трехмерных пространственных отношений в двухмерное, может оказаться очень трудным и даже неразрешимым для умственно отсталого ученика. Однако декоративное рисование для многих учащихся коррекционной школы является наиболее доступной формой изобразительной деятельности. Декоративное рисование дает возможность упражнять пространственную ориентировку, позволяет развивать умение использовать принцип пространственной обратимости.

Следует по возможности тренировать учащихся в употреблении более точных и развернутых указаний на положение предметов в пространстве, в составлении описаний направления движений, проведения линий, например: «в правом верхнем углу»; «почти рядом, но немного левее»; «справа от нижнего».

При обучении умственно отсталых учащихся воспринимать, анализировать и воспроизводить пространственные отношения предметов следует уделить большое внимание их словесному обозначению. Одной из эффективных форм этой работы являются изобразительные диктанты.

Использование некоторых приемов пропедевтической коррекции при обучении ориентировке в пространстве листа может значительно улучшить и ускорить овладение графическими навыками, необходимыми при письме, рисовании и трудовом обучении.