СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в формировании этических потребностей, ценностей и чувств обучающихся в основной школе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово « воспитание» знакомо каждому. Всё лучшее, равно как и худшее, даётся воспитанием. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен чётко понимать, что он целенаправленно управляет процессом формирования личности и, конечно, служит примером для подражания.  Почти каждый из нас является   классным руководителем. А классы , как известно, бывают разные: дружные, скучные , классные, противные, злые, прекрасные….

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в формировании этических потребностей, ценностей и чувств обучающихся в основной школе.»


Роль классного руководителя в формировании этических потребностей, ценностей и чувств обучающихся в основной школе.



« Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания»,- писал К.Д.Ушинский

Слово « воспитание» знакомо каждому. Всё лучшее, равно как и худшее, даётся воспитанием. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен чётко понимать, что он целенаправленно управляет процессом формирования личности и, конечно, служит примером для подражания. Почти каждый из нас является классным руководителем. А классы , как известно, бывают разные: дружные, скучные , классные, противные, злые, прекрасные….

Класс – основное структурное звено школы. Именно здесь организуется познавательная деятельность , формируются социальные отношения между учащимися. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни.

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Этические потребности - это потребность в справедливости, в свободе, единстве, милосердии и исполнении других добродетелей , самопознания своего духовного начала, понимания . Это - желание поступать хорошо или плохо, в зависимости от себя самого, от своих взглядов на эти самые "хорошо и плохо".

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.


Мне свегда нравилось высказывание Уинстона Черчилля « Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. » Думала- да , учителя -словесники и историки в первую очередь имеют эту власть над умами и душами детей. Как они преподнесут исторические факты или проанализируют произведение, так и отложится в головах детей. Но ,думаю, кл.рук. тоже можно поставить в данном случае в один ряд с учителями-предметниками, ведь мы лучше всех знаем своих подопечных, их семейное положение, уровень благополучия, жилищно-бытовые условия и т.д.


Все- таки ведущую роль в формировании этических потребностей, ценностей и чувств у подростков в общеобразовательной школе играет классный руководитель.

Я хочу поделиться с вами опытом работы в качестве классного руководителя по данному направлению . Целью деятельности здесь является обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи работы в данном направлении: - формировать у учащихся культуру миропонимания; - осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём, формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. В процессе воспитательной работы я стараюсь внушать русские национальные ценности . Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, )


Формы работы с классом. 1. Тематические классные часы. К сожалению. полноценные классные часы с нашей нагрузкой удается проводить только перед каникулами. Поэтому тут очень важны наша компетентность в отборе информации. Чем больше ребята будут накапливать положительной информации, тем больше шанс преодолеть негативизм, стремление к плохому. Время для 5-10 минутных этических бесед тоже находится на переменах.

2. Тесты и анкетирование по проблеме нравственного самосовершенствования. В связи с тем, что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций, я по мере возможности провожу анкетирование и тесты, целью которых является психологическая помощь подросткам. Некоторые темы: « Знаю ли я себя?» « Радость человеческого общения» , « Мои потребности» .

3. Театральные и кинопросмотры. В качестве формы работы по приобщению к культуре России мы с учащимися в основном на каникулах посещаем театры и кинотеатры. В результате у детей происходит обогащение внутреннего мира, развивается эстетический вкус, формируются нормы нравственного поведения. После просмотров спектаклей и фильмов в классе проводится обсуждение увиденного, учащиеся высказывают свою точку зрения.

4. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами Поволжья и соседних областей. Данному направлению работы я уделяю огромное внимание. В поездках преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Независимо от национальной и религиозной принадлежности ученики с удовольствием погружаются в историю и культуру России, у них формируется чувство гордости за нашу страну и глубокая привязанность ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как любимое и дорогое, пробуждается патриотизм. Наши поездки стали традиционными- мы выезжаем на экскурсии два раза в год-весной и осенью. С нами обязательно едут родители, что тоже положительно влияет на детей.

5.Участие в классных мероприятиях. С 5 класса я решила раз в год проводить КТД , как это раньше называлось. В 5 классе это был праздник к 8 марта, в 6 классе- постановка спектакля "Синяя птица" с песнями на французском языке. Педагогика праздника - это совершенная форма образования, которая содержит обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, об исторической роли своего народа. Благодаря использованию приемов театрализации, дети начинают лучше понимать заложенный в текстах смысл, осознавать и воспроизводить психологическое состояние и действия персонажей. И сами становятся духовно чище и морально выше.

Подготовка и проведение требует больших затрат времени и огромного труда учителя. Участие в подобных мероприятиях делает детей раскованными и культурными в общении, многие раскрывают доселе дремлющие в них таланты певцов, чтецов, танцоров. . Здесь важна работа как со всем классом, так и с каждым отдельным учащимся. Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, дети неосознанно перемещаются в ту среду, которая формировалась тысячу лет, и она становится для них органичной, естественной. В этом учебном году подготовили и провели мероприятие, посвященное Дню матери.

Хочу особо отметить, что у меня в классе в мероприятии участвует каждый ученик, так как это формирует его социализацию. Идёт распределение ответственности за общее дело каждого ребёнка, привлекаются и родители. Дети любят, когда с ними « возятся», прислушиваются к их мнению, хвалят . Тогда они и откликаются на каждое предложение кл.рук., все воспринимают на «ура».

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. И нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.