Профориентация в современной школе очень актуальна, так как выпускники должны иметь багаж знаний о различных профессиях, трудовые навыки, возможности самореализации в самостоятельной жизни. Педагог - психолог учит ребенка соотносить выбираемую профессию с интересами, способностями и возможностями подростка. Профориентация учащихся направлена на повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной социализации и адаптации в жизни. Жду ваших отзывов.
Просмотр содержимого документа
«Роль педагога - психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ.»
Роль педагога – психолога в профориентационной работе с детьми с ОВЗ
КГКОУ ШИ №З гор. Хабаровска
Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна
2017 год
Профессиональное самоопределение – формирование готовности к самостоятельной жизни
- Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
- из-за ограничений в познании окружающего мира, т.к. часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
- ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
- составление профессиональных планов затруднено из-за недостаточности сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
- Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Принципы профориентационной работы с обучающимися
- Принцип приоритетности интересов обучающихся.
- Принцип системности, обеспечивающий единство целей и задач участников образовательного процесса.
- Принцип непрерывности профориентационной работы на протяжении всего процесса обучения школьника.
- Принцип вариативности с учетом личностных изменений обучающегося.
- Принцип единства психолого-педагогических и социальных средств взаимодействия специалистов для комплексного решения профориентационных задач обучающегося.
- Принцип сотрудничества и взаимодействия учреждения с социальными партнерами (ДК «Северное сияние», КСК «Мустанг»), а также с образовательными учреждениями КГБ ПОУ №6, КГБ ПОУ №З, Хабаровский технологический колледж.
Формы и методы профориентационной работы педагога-психолога
- Сбор сведений о ребенке (беседы, анкетирования).
- Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.
- Беседы с обучающимися и педагогами.
- Изучение работ школьников (тетради, рисунки, поделки).
- Внеурочные занятия в кружках и секциях по интересам.
- Ролевые игры.
- Тематические беседы.
- Профессиональное консультирование.
- Игротренинги по профориентации.
- Общественно-полезная практика.
- Посещение учебных заведений.
- Участие в профессиональных мастер-классах.
- Экологические акции.
Хабаровский технологический колледж
КГБ ПОУ «Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства»
КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
Задачи профориентационной работы педагога-психолога
- Формирование социально-нормативного поведения обучающихся в обществе.
- Формирование умений и навыков, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.
- Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
- Расширение знаний о профессиях и требованиях, предъявляемых к ним.
- Повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной самостоятельной жизни.
- Ознакомление с требованиями и правилами будущего трудоустройства выпускника.
Проведение профориентационной работы с обучающимися включает в себя:
- Проведение первичного обследования.
- Анкетирование и тестирование для выявления типологических особенностей личности.
- Профессиональную диагностику с целью выявления профессиональной направленности обучающегося.
- Групповые и индивидуальные консультации.
- Мониторинг динамики развития обучающихся и изменения профессиональных предпочтений.
- Анализ результатов диагностических обследований и мониторинга профессиональных предпочтений с целью конкретизации дальнейших мероприятий профориентационной работы с обучающимися.
Используемые методики:
- Характерологический опросник Айзенка.
- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
- Тест Д. Холланда для определения профессиональной направленности личности.
- Методика «Незаконченные предложения».
- Психогеометрическая методика ПГТ.
- Опросник способностей и склонностей.
- Проективные методики.
- Скрининг-контроль.
- Профориентационная работа осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей обучающихся.
Тренинг «Мы выбираем, нас выбирают»
Результаты профессионального самоопределения учащихся в период с 2014-2015 уч. г. по 2016-2017 уч. г.
Сравнительный анализ изменения предпочтений, в профессиональном выборе обучающихся выявил следующие тенденции:
- 10% обучающихся не изменили своей социальной профессиональной направленности личности;
- 10% обучающихся определились со своим профессиональным выбором;
- 70% обучающихся изменили свою профессиональную ориентацию на более реалистичную, социально направленную и предприимчивую, отвечающую их возможностям, способностям и запросам общества;
- 10% обучающихся изменили свой профессиональный выбор без учета своих возможностей, в отрыве от реальности и без учета потребностей общества.
Динамика профессионального выбора обучающихся с 7 по 9 классы
Анализ уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся по критерию: «Готовность к труду, сформированность практических умений и навыков.
- У обучающихся 4 класса положительная динамика в течение года наблюдается в диапазоне от знаний о профессиях до академических знаний.
- У обучающихся 7 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от академических знаний до способности конструировать варианты будущего.
- У обучающихся 9 класса положительная динамика наблюдается в диапазоне от отношения к труду, знаниях о профессиях до способности конструировать варианты будущего.
- Совместная работа педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей и воспитателей способствует сознательному подходу выпускников к выбору профессий, успешной социализации и адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.