СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предметных недель по английскому языку в духовно – нравственном воспитании школьников средних и старших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный период в истории России и образовании – это то время, когда меняются жизненные приоритеты и ценностные ориентиры молодых людей, разрушаются ценности старшего поколения и происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Просмотр содержимого документа
«Роль предметных недель по английскому языку в духовно – нравственном воспитании школьников средних и старших классов»

Рассихина Татьяна Павловна, учитель английского языка МБОУ Ширинская СШ №4

Роль предметных недель по английскому языку в духовно – нравственном воспитании школьников средних и старших классов

Кто не знает иностранных языков, тот

ничего не смыслит и в своем родном языке.

И. Гёте

Современный период в истории России и образовании – это то время, когда меняются жизненные приоритеты и ценностные ориентиры молодых людей, разрушаются ценности старшего поколения и происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Очевидно, что современным школьникам для того, чтобы стать полноправными участниками мирового культурного процесса, необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение многих веков. Личность, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание иностранного языка [1, с.31-35].

Язык – хранилище культуры народа, в нем запечатлен весь познавательный опыт, морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические и воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Очевидно, что можно положительно рассматривать воспитание духовности при обучении иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности, в частности в рамках недели иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности [4, с. 640].

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменения нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний [2, с.26].

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Предметная неделя по иностранному языку - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

Основной задачей предметной недели является всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы.

Проведение недели английского языка в нашей школе стало традиционным. Наши педагоги тщательно подбирают материал и планируют мероприятия для проведения предметной недели, четко следуя целям и задачам, среди которых немаловажное значение имеет духовно – нравственное воспитание школьников, которое предусматривает толерантное отношение к культуре и традициям англоговорящих стран, умение тактично выражать свое мнение и считаться с мнением других людей.

Формы проведения мероприятий в рамках предметной недели разнообразны: ролевые игры, конкурсы чтецов английской поэзии, викторины на знание страноведческого материала, диспуты и обсуждения проблем, беседы-лекции о странах изучаемого языка, конкурс мультимедийных презентаций, литературно — музыкальные гостиные.

Проблемы нравственности, толерантности, мирного способа решения конфликтных ситуаций обсуждаются школьниками старших классов на дискуссии за круглым столом «Молодёжь вчера и сегодня». Обсуждались разные точки зрения, разные пути выхода из сложных положений, но все сошлись во мнении, что современной молодежи не хватает терпимости, бережного отношения к людям, что не стоит пренебрегать советами взрослых, а взрослым не стоит забывать, что и они когда-то были молодыми и импульсивными.

Воспитанию уважительного отношения к культурному наследию страны, изучаемого языка, способствует проведение конкурса чтецов английской поэзии. Он был проведен среди обучающихся средних классов.

По итогам проведения недели английского языка участникам вручаются грамоты.


В заключении можно отметить, что проведение недель английского языка в школе имеет огромное значение. Оно апеллирует не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека: создает проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализирует эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени нацеленности на активное участие в неделях английского языка обучающихся и готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания школьников. [3, т.2].


Литература

  1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

  2. Адамова А.Г. Сущность духовно – нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник – 2008. – с.26

  3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения — М., 1977. - Т.2

  4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс - 2010. -640с.