СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль проектно – проблемного метода в формировании творческого мышления ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

•В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность. Главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата. •Данные технологии позволяют индивидуально развивать личность,  навыки самостоятельного движения в  информационных полях, формировать у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Роль проектно – проблемного метода в формировании творческого мышления ученика»

Работа по созданию проекта проходит в 2 этапа   I . Предварительный этап. - Анализ учебного программного материала (отбор тем для проектного метода обучения учителем (1, 2 классы), самостоятельный выбор тем (3, 4 классы). - Формирование групп учащихся для работы над проектом (1, 2 классы – группы формирует учитель, 3, 4 классы – по желанию учащихся). - Сбор материала (информации) по заданию учителя (1, 2 классы), 3, 4 классы – самостоятельно (использо­вание Интернета, вырезок из печатных изданий, открыток, картинок, наклеек и т. д.).

Работа по созданию проекта проходит в 2 этапа

  • I . Предварительный этап.
  • - Анализ учебного программного материала (отбор тем для проектного метода обучения учителем (1, 2 классы), самостоятельный выбор тем (3, 4 классы).
  • - Формирование групп учащихся для работы над проектом (1, 2 классы – группы формирует учитель, 3, 4 классы – по желанию учащихся).
  • - Сбор материала (информации) по заданию учителя (1, 2 классы), 3, 4 классы – самостоятельно (использо­вание Интернета, вырезок из печатных изданий, открыток, картинок, наклеек и т. д.).

II . Погружение в проектную деятель­ность. - Постановка проблемной ситуа­ции на уроке в виде вопросов (например: «Что общего у снега, льда, пара, воды?», «Как связаны три состояния воды в природе?»). - Формулировка задачи (например, создайте мини-проект, в котором можно увидеть взаимосвязь между тремя состояниями воды в природе). - Использование материалов к уроку (весь материал, который учащиеся накопили в течение недели, лежит в конвертах или папках и готов к применению). - Работа в группах по созданию проекта (учитель задает временные рамки: 20 минут на создание проекта, 15 минут на выступление всех групп, по 3 минуты на каждую. В группах есть свой руководитель. Он организует работу, распределяет роли. В зависимости от темы и цели урока учитель может за несколько дней до занятия провести беседу с руководителями групп и направить их работу или предоставить им свободу действий). - Презентация проектов. Рефлексия (дети выступают с защитой своего проекта).
  • II . Погружение в проектную деятель­ность.
  • - Постановка проблемной ситуа­ции на уроке в виде вопросов (например: «Что общего у снега, льда, пара, воды?», «Как связаны три состояния воды в природе?»).
  • - Формулировка задачи (например, создайте мини-проект, в котором можно увидеть взаимосвязь между тремя состояниями воды в природе).
  • - Использование материалов к уроку (весь материал, который учащиеся накопили в течение недели, лежит в конвертах или папках и готов к применению).
  • - Работа в группах по созданию проекта (учитель задает временные рамки: 20 минут на создание проекта, 15 минут на выступление всех групп, по 3 минуты на каждую. В группах есть свой руководитель. Он организует работу, распределяет роли. В зависимости от темы и цели урока учитель может за несколько дней до занятия провести беседу с руководителями групп и направить их работу или предоставить им свободу действий).
  • - Презентация проектов. Рефлексия (дети выступают с защитой своего проекта).
План выступления по которому работают учащиеся 1) Что главное в мини-проекте? (Например, показать 3 состояния воды в природе, их взаимосвязь.) 2) Расскажи об этом. 3) Как вы готовили свой мини-проект в группе? (Что получилось? Над чем надо поработать? Какие возникли трудности?) 4) Для чего нужны эти знания? 5) Вопросы оппонентов. (Дискуссия. Выступающей группе задаются вопросы со стороны учащихся других групп.) - Оценка результатов. (Все проекты на выставке в классе. Это могут быть схемы, рисунки на ватмане, объемные фигуры, поделки из бумаги, пластилина, комбинированные работы детей. Оценка проектов складывается из мнения жюри (учителя) и «общественного мнения» (всех учащихся). Дети голосуют только один раз за тот проект, который им больше понравился. За свой проект голосовать нельзя.)

План выступления по которому работают учащиеся

  • 1) Что главное в мини-проекте? (Например, показать 3 состояния воды в природе, их взаимосвязь.)
  • 2) Расскажи об этом.
  • 3) Как вы готовили свой мини-проект в группе? (Что получилось? Над чем надо поработать? Какие возникли трудности?)
  • 4) Для чего нужны эти знания?
  • 5) Вопросы оппонентов. (Дискуссия. Выступающей группе задаются вопросы со стороны учащихся других групп.)
  • - Оценка результатов. (Все проекты на выставке в классе. Это могут быть схемы, рисунки на ватмане, объемные фигуры, поделки из бумаги, пластилина, комбинированные работы детей. Оценка проектов складывается из мнения жюри (учителя) и «общественного мнения» (всех учащихся). Дети голосуют только один раз за тот проект, который им больше понравился. За свой проект голосовать нельзя.)
Метод проектов 1) Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков только элементы проектной деятельности, учащимися 9–10 лет проект создается самостоятельно. 2) Учитель должен руководить и направлять учащихся в процессе работы над проектом. 3) Темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны для понимания младших школьников (отличаться несложностью, простотой – 1–2 классы, в 3–4 классах выбор темы зависит от желания учащихся, их мотивации). 4) Проект должен быть рассчитан на несколько минут, часов, на день (создание в основном мини-проек­тов) – 1–2 классы, в 3–4 классах проект может быть долгосрочным). Начальная ступень обучения закладывает основу формирования ключевых компетенций учащихся, которые продолжают свое существование и развитие в среднем и старшем звене школы.

Метод проектов

  • 1) Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков только элементы проектной деятельности, учащимися 9–10 лет проект создается самостоятельно.
  • 2) Учитель должен руководить и направлять учащихся в процессе работы над проектом.
  • 3) Темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны для понимания младших школьников (отличаться несложностью, простотой – 1–2 классы, в 3–4 классах выбор темы зависит от желания учащихся, их мотивации).
  • 4) Проект должен быть рассчитан на несколько минут, часов, на день (создание в основном мини-проек­тов) – 1–2 классы, в 3–4 классах проект может быть долгосрочным).
  • Начальная ступень обучения закладывает основу формирования ключевых компетенций учащихся, которые продолжают свое существование и развитие в среднем и старшем звене школы.
Структура исследовательской и проектной деятельности, используемая на уроках :   Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока . Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы. Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел. Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике. Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов .

Структура исследовательской и проектной деятельности, используемая на уроках :

Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока .

Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.

Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи

Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел.

Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.

Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов

Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов .

Особенностью проектной и исследовательской работ в начальной школе является:

Особенностью проектной и исследовательской работ в начальной школе является:

Этапы организации проекта

Этапы организации проекта

Этапы организации проекта

Этапы организации проекта

Три уровня исследовательского метода обучения

Три уровня исследовательского метода обучения

Критерии успешности исследовательской деятельности от исследовательской деятельности (метода проекта)ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.   Учителя принципиально важным становится именно личный интерес учителя и возможность его удовлетворить любой управленец должен иметь возможность показать, что применение исследовательской деятельности улучшает показатели, по которым в современной образовательной системе судят о качестве образования  Руководители Ученики

Критерии успешности

исследовательской деятельности

от исследовательской деятельности (метода проекта)ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.

Учителя

принципиально важным становится именно личный интерес учителя и возможность его удовлетворить

любой управленец должен иметь возможность показать, что применение исследовательской деятельности улучшает показатели, по которым в современной образовательной системе судят о качестве образования

Руководители

Ученики

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!