Работу выполнила:
Романова Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №44
Роль театра в духовно-нравственном воспитании учащихся.
С течением времени понятие о духовно-нравственном воспитании человека меняется, но одно остается неизменно – человек с большой буквы – это духовно развитая личность. В.А. Сухомлинский считает, что «… человек рождается существом, способным стать человеком. Человеком его надо сделать». Человек, которого мы воспитываем, должен быть убежден в том, что в его силах разрушить мир и самого себя, если не научится быть мудрым, ответственным, заботливым. А всё это начинается с детского мышления и видения мира.
Театральное искусство, располагая особыми средствами воздействия, способно оказать огромное влияние на развитие личности, оно сохраняет цельность личности ребенка и ведет к развитию душевной чуткости, эмоционального интеллекта – способности понимать душевную жизнь и свою, и других. Г. Л. Ачкасова пишет: «Освоение школьниками специфики преображения действительности разными видами искусства проходит параллельно на нескольких уровнях: на теоретическом, требующем аналитическою подхода, на уровне практического применения теоретических знаний при анализе конкретного текста, на творческом уровне, когда реципиент сам «говорит» языком искусства, интерпретируя литературный текст средствами других видов искусства или, наоборот, откликаясь на произведения живописи, музыки, архитектуры собственным словесным творчеством».
Возраст с одиннадцати до четырнадцати лет является сенситивным периодом развития. В этот период происходит бурное развитие познавательных процессов: формируется избирательность и целенаправленность восприятия, развиваются творческие способности.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия. Этому способствует технология игры. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд - сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства. Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа «читаем по ролям», «инсценируем рассказ (текст, историю, сказку)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно с этого приема мои ученики начали познавать театральное искусство. И, конечно, особое место занимает инсценировка басни. Для расширения диапазона выразительных средств я предлагаю ученикам читать басню от лица каждого действующего в ней персонажа. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен я использую вариативность оформления одной и той же басни в разных жанрах: трагедия и комедия, драма и мелодрама, и даже диалектная стилизация басен. Например, ученица 6 класса, прибывшая в Краснодар из Новосибирска, видоизменила басню И.А. Крылова, используя говор севернорусского наречия. Эта басня была также «разыграна» учениками по ролям.
Кроме инсценировок басен мы с учениками также работали над созданием театрализованных сценок по рассказам А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Налим».
Цели данных уроков-спектаклей были поставлены следующее:
выявить особенности поэтики юмористических рассказов А.П. Чехова; совершенствовать навыки лингвистического анализа литературного произведения, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой;
развить у учащихся умение эмоционально и красочно выражать свои и авторские мысли;
воспитывать интерес к изучению творчества А. П. Чехова, уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию.
Работа начинается, прежде всего, с перевода литературного произведения в драматургическую форму. Познакомившись с рассказами А.П. Чехова на уроках литературы, учащиеся увидели, насколько эти рассказы по структуре своей театральны. Яркие эпизоды почти лишены описаний, в основе их лежит диалог – диалог лаконичный, насыщенный, острый, с подтекстами.
Важнейшим этапом инсценирования произведения является лекция-овладение книжной лексикой выбранного рассказа. Не смогут дети её свободно использовать в собственной речи, пока мы, учителя, их этому не научим. Поэтому необходимо не только познакомиться со словами такого стиля, но и включить их в контекст, чтобы эта лексика обрела для школьника смысловое значение.
Следующим этапом подготовки нашей инсценировки было создание декораций и сбор реквизита.
В постановке рассказа «Налим» необходимо было создать атмосферу знойного утра летней природы. Это было достигнуто с помощью множества расставленных на импровизированной сцене цветов, а также пения птиц, которое проигрывалось на компьютере и иллюстрациям учащихся, изображающим корягу дерева и самого налима. Реквизитом послужили макеты лягушек, змей, насекомых и рыб.
Для постановки рассказа «Лошадиная фамилия» требовались декорации дома отставного генерал-майора Булдеева. Иллюстрации с обстановкой этого дома было решено представить на интерактивной доске. Реквизитом же послужил стол, накрытый скатертью, на котором были расставлены бутылки и флаконы, имитирующие разные снадобья для лечения зубной боли. Также врачебная атрибутика: бутафорские щипцы для удаления больного зуба, фонендоскоп и градусник.
Учащимися были продуманы и костюмы для перевоплощения в выбранных героев рассказа. Например, жена Булдеева предстает перед зрителем в нарядном платье, а отставной генерал-майор, после бессонной ночи, измучившийся от зубной боли, выходит к нам в домашнем халате, ночном колпаке и, конечно, с повязкой на распухшей щеке.
На репетиции данных постановок мне было важно донести до актеров мысль, что, говоря словами русского классика Н.В. Гоголя, «ничего не должно быть преувеличено. Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное во взятой им роли».
Я думаю, мне удалось достигнуть поставленных целей данных уроков-спектаклей. Учащиеся сумели понять язык художественного произведения и, более того, прочувствовать его, испытывая при этом радость от самого процесса познания. Важнейшим результатом можно считать чувство единения, духовной сопричастности в ходе проведения «театрального урока».
В ходе проведения таких творческих театральных уроков у меня родилась идея создания т.н. буктрейлеров – коротких видеороликов, рассказывающих в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама как современных произведений, так и литературной классики, и, конечно, популяризация чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. А основой для буктрейлера как раз и послужит театрализованная постановка по выбранному произведению.
В заключение хотелось бы привести мудрые слова выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
1