СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии легко вписываются в учебный процесс, создавая условия для формирования образовательных компетенций,в том числе коммуникативную,  включающую в себя  знание языков,  способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе и владение различными социальными ролями в коллективе. Ролевая игра обеспечивает расширение возможности индивидуализации процесса обучения иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра на уроках английского языка»

Ролевая игра на уроках английского языка.

Все современные подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно - ориентированной концепции. Ребёнок и его потребности находятся в центре образовательной системы, базирующейся на деятельностной модели обучения. В результате организации учебного процесса, основанного на синтезе современных подходов, которые направлены на «свободное развитие человека», происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, принимать самостоятельные ответственные решения, уметь конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Иностранный язык, являясь предметом практической направленности, имеет широкие возможности для реализации данных подходов. Личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности, где и формируются основные образовательные компетенции.

Особую значимость приобретают развитие индивидуальных, творческих особенностей каждого ученика, создание условий для формирования основных образовательных компетенций, для обеспечения такого качества подготовки учащихся, которые позволяли бы им самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора.

Игровые технологии легко вписываются в учебный процесс, что способствует формированию образовательных компетенций у учащихся. Коммуникативная компетенция включает в себя не только знание языков, но и способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, а также навыка работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Школьник должен уметь представить себя, задать вопрос, вести обсуждение, написать письмо, заполнить анкету. Сформировать коммуникативную компетенцию можно посредством использования на уроках иностранного языка приёма – ролевая игра. Данный приём позволяет учитывать познавательные потребности и интересы учащихся, создаёт условия для самоопределения и самореализации каждого ребёнка.

Ролевая игра способствует формированию общеобразовательных компетенций: ценностно- смысловой,общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. Ролевая игра обеспечивает расширение возможности индивидуализации процесса обучения иностранному языку: учёт типа мышления, памяти, темперамента, внимания учащихся, возрастных особенностей, их способностей, интересов.

Результатом ролевой игры является не только монологическая и диалогическая речь обучающихся, но и создание учебных пособий по чтению, таких как путеводители, буклеты, брошюры.

Ролевая игра, организованная в доброжелательной атмосфере, способствует активному речевому общению, при котором наиболее эффективно отрабатывается не только языковой материал в смоделированной ситуации, но и решается комплекс задач по усвоению нового материала, закрепления, развития творческих способностей, для формирования общеучебных умений.

При проведении ролевой игры создаются особые условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся, учащимся даётся возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.

А.В.Конешева классифицирует собственно ролевые игры на контролируемые (игры участники получают необходимые реплики); умеренно контролируемые (получение общее описание сюжета и описание ролей учащихся); свободные; эпизодические (в основе – один эпизод); длительные (серия эпизодов).

Для получения качественного результата обучения иноязычному общению, формированию коммуникативной компетенции учащихся необходимо выдерживать логику проведения игры, то есть её этапы: подготовка, объяснение, проведение, анализ и обобщение.


На первом этапе « Подготовка ролевой игры» я разрабатываю сценарий игры, подбираю необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном мате­риале, готовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности). За­тем я составляю план проведения игры (об­щее описание процедуры игры, характерные особенности действующих лиц). Работа над первым этапом должна «вплетаться» в содержание изучаемой темы на конкретном уроке, не идти «вразрез» с сюжетной линией УМК по которому осуществляется обучение английского языка.

На втором этапе проведения ролевой игры, этапе объяснения, я определяю режима работы, формулирую глав­ную цель урока, учащиеся узнают поста­новку проблемы и выбор ситуации. Выдаются ученикам заранее подготовлен­ные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью ко мне за до­полнительными разъяснениями. Здесь необходимо настроить учащих­ся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения учащиеся осуществляют исследование условий учебно-речевой деятельности, выделяют предмет говорения, привлекают необходимые языковые и речевые средства. Учащиеся реализуют отбор средств и определяют способы формулирования собственной мысли в процессе учебного общения. Чтобы правильно осуществить речевое высказывание, а без знания лексики оно не возможно школьникам необходимо овладеть способами «смыслового программирования».

Организовав работу с помощью графических опор: различные схемы, коллажи, планы, таблицы, опираясь на которые учащиеся выстраивают речевые высказывания. Работа на данном этапе содействует формированию коммуникативной и учебно-познавательной компетенций.

На третьем этапе проведения игры учащиеся ра­зыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли, они практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, игра позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации). Необходимо сказать, что коммуникативная компетенция «пронизывает» социально-трудовую, так как овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, учащиеся не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям.

На четвёртом этапе, на этапе анализа и обобщения учащиеся вместе со мною обмени­ваются мнениями, что получилось, а над чем ещё стоит поработать. В заключение констатирую достиг­нутые результаты, отмечаю ошибки, формулирую окончатель­ный итог урока. При анализе обращаю особое внимание на соответ­ствие использованной имитации с соответствующей области реальной ситуации.

Различные виды ролевой игры я применяю при проведении учебных занятий всех типов на разных этапах урока, соблюдая логику проведения урока определённого типа. (Приложение 3)

На уроке изучения нового материала и первичного закрепления учебной целью которого является формирование грамматических навыков говорения (модальные глаголы ought to, need; should и must –повторение)по теме «Путешествие и туризм» я провожу ролевую контролируемую игру на основе прочитанного текста на этапе первичной проверки понимания изученного нового материала. Ученику предлагается представить себя в определенной роли в определенной ситуации и осуществлять общение в соответствии с данными инструкциями. Ролевые игры с включенными в них "ситуациями выживания» просто необходимо включать в процесс обучения школьников сред­него звена. Для большей приближенности к реальным условиям, при проигрывании таких ситуаций, как разговор в туристической фирме о правилах для туристов школьник чувствует себя реаль­ным участником процесса общения. Предлагаю одним учащимся сыграть роль туристического агента, другим – роль туриста. (Приложение 4)

На уроке, учебной цель которого является развитие умения читать с целью извлечения конкретной информации, например, прочитав отрывок из произведения Ж. Верна «Путешествие вокруг света за 80 дней» и выполнив все упражнения к данному уроку по обучению чтению, я предлагаю провести умеренно-контролируемую ролевую игру на основе прочитанного текста. Учащиеся получают ролевые карточки с описанием ситуации, с ролями. Форма работы: работа в парах.

Ситуация: Представьте, что вы - журналист. Вы неожиданно встретили Мистера Фога на прогулке в Сингапуре. Возьмите интервью у самого известного путешественника, Мистера Фога. Расспросите его о том, как он попал в Сингапур, о его дальнейшем пути следования. Покажите удивление/ радость/ благодарность.

Учащимся предлагаю опоры для речевых высказываний.

Кроме того, по мере необходимости я инструктирую учащихся по ходу ролевой игры.

В 6 классе, изучая тему «Здоровье и личная гигиена», на уроке цель которого - развитие умения читать с разными стратегиями, развитие умений определять связи между частями текста посредством лексических и грамматических союзных слов и союзов, провожу ролевую игру, моделируя похожую ситуацию. Ситуация: дети находят бездомного кота, приносят домой, оказывают помощь животному, всей семьёй обсуждают его дальнейшую судьбу. Подготовительным этапом в данной игре является вся работа, проделанная на уроке: дети читали с разными стратегиями текст и учились определять связи между частями текста посредством лексических и грамматических союзных слов и союзов. Отрабатывали лексику, обсуждали проблему бездомных животных, поднятую в тексте, отвечали на вопросы, высказывали своё мнение, как бы они поступили в данной ситуации, куда можно обратиться, если животное болеет. В ходе беседы активизировались знания учащихся по теме. Затем учащимся предлагаются карточки с описанием различных ситуаций, которые они должны проиграть в группах по 2-3 человека.

В ходе ролевой игры делаю записи и пометки об участии и активности каждого ученика, о наиболее типичных речевых ошибках. По окончании второго этапа игры подвожу итог работы каждого ученика, выставляю оценки. Критерии оценивания (по А.В.Конышевой). Так же в конце работы учащимся предлагается самостоятельно оценить свои знания.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным уча­стникам важно догадаться, какой линии поведения следует их парт­нер, и принять соответствующее решение о собственной реакции

На уроках проверки и оценки знаний, уроках контроля и коррекции знаний ролевые игры используются в качестве контрольно­го задания (Приложение 5) или тестовые задания для проверки: определенных функций общения;

определенных структур; определенных лексических единиц по какой-либо теме .

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

При проведении такой игры сами учащиеся решают, какую лексику им использовать, как бу­дет развиваться действие. В данном случае я только называет тему ролевой игры, а затем прошу учащихся составить различные ситуации, за­трагивающие различные аспекты данной темы. В этом случае можно разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом я организую помощь учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации.

На данных уроках хорошим подспорьем в проведение ролевой игры могут выступать подготовленные детьми проекты по изученным темам, которые объединяются единым сюжетом.

Возможен и следующий вариант работы, в процессе ролевой игры учащиеся создают какой-то проект, так как игра- это деятельность, направленная на результат, а результатом может быть не только – устная речь, но презентация, брошюра, буклет, газета, где содержанием выступает изученный материал. Так, например, краеведческий материал является ценным материалом для проведения свободной ролевой игры, которая открывает простор для инициативы и творчества. Класс делится на группы, каждая из которой получает свои ролевые предписания. В результате сотрудничества, разыгрывая свои роли, дети появляется пособие для чтения: буклеты с информацией о родном крае. (Приложение 2)

Таким образом, в ролевая игра способствует формированию ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, а так же компетенции личностного самосовершенствования.

Ролевая игра характеризуется:

особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и в мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игро­вого момента);

субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и за­фиксировать свое "я" не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность — личность, личность — группа, личность — учитель);

социально значимым видом деятельности (участник вне зави­симости от внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключа­ют пассивную позицию);

особыми условиями процесса усвоения занятий (теоретиче­ские и практические знания предлагаются участникам игр в нена­вязчивой форме естественного общения, а не принудительного запо­минания значительных объемов информации).

Так как весь учебно-воспитательный процесс по предмету синтезирует «урок+ внеклассная работа» то проведение ролевой игры на внеклассных мероприятиях повышает мотивацию , поддерживает интерес к иностранному языку и создаёт условия для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся. С интересом дети проводят заочные путешествия, экскурсии, репортажи.

Формы подготовки: индивидуальная, пар­ная , групповая формы. Все они имеют самостоятель­ную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

По завершении любой ролевой игры следует мотивированная оценка участия каждого ученика в подготовке и проведении конк­ретной ролевой игры. Кроме языковой правильности я ком­ментирую выразительность ролевого поведения, а также инициатив­ность школьников на всех этапах игры.

Ролевая игра может являться домашним заданием, когда учащимся озвучивается темы игры, а вся необходимая подготовка проходит вне урока. Ролевая игра как домашнее задание способствует развитию воображения, творчества, фантазии, самостоятельности и ответственности. Я предлагаю игру в качестве домашнего задания в классе с высокой мотивацией к изучению иностранного языка, в частности в группе, которая включена в муниципальный эксперимент.(Приложение 5)

Рефлексия

Ролевая игра затрагивает эмоциональную сферу учащегося. Ученик смотрит на себя через ту роль, которую он себе присваивает в момент игры, т.е. он становится совсем другим человеком, эмоционально сопоставляя себя с этим человеком. Ролевая игра выступает как деятельность, имею­щая отношение к потребностной сфере обучаемого. Психологи утвер­ждают, что ученик выполняет одновременно как бы две функции: с одной стороны, он выполняет свою роль, а, с другой, контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием предлагаемого речевого образца, но и контроля за исполь­зованием этого речевого образца. Таким образом, можно сделать вы­вод, что в ролевой игре имеется своеобразная "рефлексия". И это дос­таточно ценно для использования ролевой игры на уроках. Исполняя ту или иную роль, ученик перестает бояться языковых ошибок, и это помогает ему ориентироваться в ситуации и действовать уверенно.

Физкультминутки

Здоровьесберегающая технология является основой для использования игровой ситуации (пример интеграции речевого поведения, движения, положительных эмоций на уроке- это игра « Волшебная картинка: Скажи, что ты видишь?». Я предлагаю детям выбрать одну из предложенных цветных картинок со стерео изображением ( 3D-технологией), чтобы увидеть трёхмерные объекты. Затем следуют комментарии учащихся об увиденном . Просмотр стерео картин способствует расслаблению глазных мышц , что полезно для здоровья учащихся .

Преимущества использования данной технологии

Ролевая игра :

- создаёт благоприятный психологический климат на уроке;

учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;

урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

в процессе игры учащиеся имитируют определённую деятельность, что спобствует формированию общеучебных компетенций (формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания);

послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний

Отрицательными моментами являются:

высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя);

В ролевой игре учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, сму­щение и со временем полностью включиться в ролевую игру. Ролевая игра имеет образовательное значение.


Различные виды ролевой игры я применяю при проведении учебных занятий всех типов на разных этапах урока, соблюдая логику проведения урока определённого типа. В 8 классе на уроке изучения нового материала и первичного закрепления учебной целью которого является формирование лексических навыков говорения по теме «Путешествие и туризм» я провожу ролевую контролируемую игру на основе прочитанного текста на этапе первичной проверки понимания изученного нового материала

Цели:

Социокультурный аспект: ознакомить с тем, где и как британские дети проводят каникулы, куда и как путешествуют, ознакомить с понятием pack-age holidays (tour)

Развивающий аспект: развитие способности к догадке;

Воспитательный аспект: формирование у учащихся положительного отношения к фактам иностранной культуры, осознание родной культуры через контекст культуры иноязычных стран, развитие умения сотрудничать;

Учебный аспект: формирование лексических навыков говорения; Сопутствующие задачи: развитие умения читать с извлечением конкретной информации, совершенствование произносительных навыков.

Речевой материал:

продуктивный: лексический- an accommodation, a coach tour, a destianation, an excursion, a guided tour, on one`s own, package holidays/tour, a resort, a travel agency;

рецептивный: лексический – a habit, a holidaymaker, a travel agent.

Весь урок пронизан единым сюжетом, поэтому все упражнения выполненные на уроке до ролевой игры являются подготовительным этапом ролевой игры. Так после знакомства с текстом ( Упр.1стр.66) «Отношение британцев к путешествию», в котором представлена новая лексика, учащиеся отвечают на вопросы упражнения, во время ответа корректируется и отрабатывается произношение новых слов и словосочетаний. В упр.2 стр. 67 происходит комбинирование новых лексических единиц, я предлагаю заполнить коллаж «Причины путешествия за границу», а затем учащиеся высказывают своё мнение, соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников. В упр. 3 школьники знакомятся с результатами опроса британских школьников, восстанавливают недостающие лексические единицы, слушают запись, проверяют правильность восстановленных лексических единиц. Затем учащиеся на основе логико-синтаксической схемы составляют собственные высказывания по теме «Отношение к путешествию» и после чего я провожу контролируемую ролевую игру с целью первичного закрепления новой лексики. Учащиеся пользуются логико-смысловыми схемами, речевыми и лексическими опорами при необходимости. Ученики получают ролевые карточки с описанием ситуации и семантическую карту по теме «Путешествие». Ученики объединяются в пары и проигрывают предложенную ситуацию.

Л 1-причины для поездки за рубеж (reasons for travelling)

Л 2-типы путешествий ( types of travelling)

Л 3-что необходимо знать перед поездкой

Л 4-времяпрепровождение отдыхающих( travelling activities)


I think … On the one hand … Besides, … It is (not)surprising that

On the other hand … It is interested that …

1 .Reasons for :

*can afford …

*get more interested in…

*learn about..

*visit tourist

attractions

*provide tours to various destinations

*offer more choices of

package holidays


4… activities

*climbing

*go on excursions

*do sports

*play games

*get new experience

*make new friends

*get perfect practical skills

*combine entertainment with *learning


2. Types of …

* a trip

*a guided coach tour

*a package tour

*an excursion

*a voyage

*a journey

* a business trip






Role card № 2

Your friend is on exchange trip in Britain. You are interested in his/her family habits.

Discuss with him/her your family habits. You begin the conversation .






Role card № 1

You are on exchange

trip in Britain. Your new friend is interested in your family habits .Discuss with him/her your family habits. Listen to your friend and

give him/her necessary information.