2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала t = 3-5 мин Работа с условно-графической наглядностью: исторической картой | Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на курсе «Новая история. 1800-1900», ответив с места на ряд вопросов: - На рубеже XIX-XX вв. мир вступил в эпоху империализма. Назовите признаки империализма. - Вы наверное помните, что уже к концу XIX столетия весь мир был поделен между ведущими державами. Какие основные страны-метрополии того времени вы знайте? - Верно, к 1914 г. на зависимые страны и колонии приходилось 2/3 суши и 60% населения земли. Что такое колонии, чем они служили для метрополии? - Глядя на карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (вспомнить первый и второй эшелон стран промышленной революции, т.е. страны «старого» и «нового» капитализма, которые опоздали к дележу территории) - Разве могли другие державы отдать свои колонии просто так? Нет! Поэтому единственный оставшийся способ приобретения колоний – это передел существующих, т.е. война! Какие подобные войны, империалистические, вы можете назвать? | Отвечают индивидуально - монополизм, борьба за рынки сбыта, источники сырья и колонии; - Англия, Франция, Германия… - колонии – это зависимые политически и экономически страны и области; они служили источниками сырья и местом сбыта товаров метрополий; - Германии и Италия - русско-японская |
3. Этап сообщения новых знаний t = 25-30 мин. | Записываем нашу тему урока: Россия в Первой Мировой войне. - Мы подошли с вами к первому вопросу: 1. Причины войны. Мы видим, что одна из причин – это (1)противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров. Запишем первую причину. Следствием этого становится (2)создание враждебных коалиций – это вторая причина, запишем ее. Это были: 1882 г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия); 1907 г. – Антанта (Великобритания, Франция и Россия). И еще одна причина, запишем и ее, (3) – желание отвлечь народные массы от революционной войны (стоит напомнить о «маленькой победоносной войне» 1904-1905 гг.). 2. Обострение русско-германских отношений (устно, не под запись). Обострение русско-германских отношений следует отметить в желании России утвердиться на Балканах, против чего выступала Австро-Венгрии, так же желавшая господствовать в регионе, ее поддерживала Германия; а так же в результате повышения пошлин Германией на ввозимое российское зерно (составлявших 30% всего экспорта), что повлекло убытки в сельском хозяйстве. + Разногласия на Берлинском конгрессе 1878 г. по вопросу Болгарии. 3. Повод, цели сторон, план и характер войны. (а) 15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) членом националистической организации «Млада Босна» сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд, – это надо записать. Это послужило непосредственным поводом для Австро-Венгрии объявить войну Сербии, которая вела независимую от первой политику, преследовавшую объединение вокруг себя всех южнославянских народов, в т.ч. входивших в состав Австро-Венгрии. Значит Сербия так же стремилась увеличить свое влияния на Балканах, чему противодействовала Австрия. Россия выступала, как защитница славянских и православных народов, она стремиться защитить Сербию. Откройте первый раздел §9, найдите и скажите, что предприняла Россия для защиты Сербии? - Что же произошло дальше? А что Германия, почему она потребовала от России прекратить мобилизацию? - Однако Россия не стала уступать Германии, хотя, замечу, Николай II делал предложение прекратить агрессию Австро-Венгрии и вынести конфликт на обсуждение международной конференции, но Германия не ответила на это. Поэтому запишем дату начала войны: - Франция поддержала Россию, на что Германия объявила и ей войну, затем Великобритания вступилась за союзников, объявив войну Германии. И только 24 июля (6 авг.) зачинщица войны Австрия объявила войну России и ее союзникам. (б) Характер войны: война тут же приобрела мировой х-р; в нее оказались вовлечены 38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли; в действующих армиях стран-участниц действовало до 29 млн. чел., а всего за годы войны было мобилизовано 77 млн. чел. Запишите кол-во стран с их населением. (в) Цели стран: прочтите в первом разделе §, какие цели преследовали участники? …Давайте запишем так: Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции; Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России; Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов; Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии; Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии (г) Запишем «План Шлиффена» - это германский план ведения войны. Он назван в честь начальника ГенШтаба Германии Шлиффена. Прочтите о нем в разделе «Начало боевых действий» § Что это? В чем главный принцип немецкого плана? - Правильно, Германия не могла допустить затяжной войны, которая грозила ей поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами; - Что-нибудь подобное происходило в истории, в будущем? По сути, это «блицкриг», который был осуществлен Германией в годы 2МВ. Т.е. мы видим, что «блицкриг» родился еще даже до 1МВ. 4. Ход войны. – Чертим таблицу на полстраницы: Год | Восточный Фронт | Западный Фронт | 1914 | 1) Разгром армий Ранненкампфа и Самсонова в Восточной Пруссии; 2) успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии | Битва на Марне – немцы отброшены от Парижа | 1915 | Наступление Германии и Австро-Венгрии – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики части Белоруссии и Украины | 1) Активных действий не велось; вступление в войну Италии на стороне Антанты | 1916 | «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном Фронте русской армии | Безуспешные наступления : 1) немцев на Вердене – «верденская мясорубка» и, 2) англичан на р.Сомме | 1917 | | Вступление в войну США | - Прочтите в конце указанного раздела §, события войны 1914 г., военные операции стран. - Запишем их так (см. выше). - Смогла ли Германия осуществить свой план наступления? Нет! Поэтому итогом первого года войны стал срыв молниеносной войны; война переросла в затяжную. - Что предпринимает Германия в 1915 г.? Прочтите в следующем разделе первый абзац. - Верно. В результате этого германо-австрийского наступления, русские войска вынуждены были отступит, в результате чего были потеряны значительные территории. Однако и здесь, несмотря на бегство рус.армии, Германии не удается реализовать свои планы - разгромить Россию. Запишем так… - Какие события происходили на З.фронте? Никаких, поэтому укажем в таблице, что на стороне Антанты в войну вступила Италия. - Наступает 1916 г. Германия, полагая, что Россия долгое время не сможет вести активные военные действия, начинает новое мощное наступление на Западном фронте, недалеко от г.Верден; целью операции был Париж. Союзники просят Россию помочь, для отвлечения части немецких войск. Что предпринимает Россия? Прочтите абзацы касаемо 1916г. - Россия начинает наступательную операцию, названную в честь командующего Ю-З фронтом Брусилова – «Брусиловский прорыв», поставивший Австрию на грань разгрома. Тем самым Германия вновь вынуждена перебрасывать значительные силы с З. на В. фронт. Запишем эти события в таблицу. | Записывают указанную тему в тетрадь, …и вопрос Записывают 1) противоречия между ведущими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров 2) создание враждебных коалиций: 1882 г.-Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия); 1907 г.-Антанта (Великоб., Фр., Россия); 3) желание отвлечь народные массы от революционной борьбы (здесь и далее курсивом то, что под запись) Записывают вопрос Записывают вопрос 15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос - мобилизацию - она, как союзник Австро-Венгрии, видела угрозу нападения на нее 19 июля (1 августа) 1914 г. – Германия объявляет войну России (38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли) Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции; Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России; Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов; Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии; Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии «План Шлиффена» - германский план молниеносной войны Работа с текстом учебника - Молниеносная война Работа с текстом учебника Заполнение таблицы, пункта 1914 г. Работа с текстом учебника - крупномасштабное наступление Германии и Австро-Венгрии на Россию Заполнение таблицы, пункт 1915 г. Работа с текстом учебника - наступление, - Брусиловский прорыв Заполнение таблицы, пункт 1916 г. |