СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в Первой мировой войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий план урока, включающий в себя собственно план, примерное содержание записей учащихся в тетради. Урок подойдет под любой учебник.

Просмотр содержимого документа
«Россия в Первой мировой войне»

Тема: Россия в Первой Мировой войне

Цели:

Образовательные: раскрыть причины и повод к возникновению Первой Мировой войны, ее характер; определить роль и место России в этом международном конфликте; проследить за общим ходом боевых действий на фронтах Первой мировой войны;

Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять и обобщать фактический учебный материал; выявлять причинно-следственные связи;

Воспитательные: подвести учащихся к осознанию губительного, отрицательного влияния мировой войны, как на мир в целом, так и на отдельные страны и народы в частности, к пониманию того, что мировая война – это глобальная катастрофа.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: устный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение

Оборудование: план на классной доске, учебное пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., История России.XX –начало XXI века. 9 класс.

Ход урока:

План урока

  1. Организационная часть- 1-2 мин.

  2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала -3-5 мин.

  3. Этап сообщения новых знаний – 25-30 мин.

  4. Сообщение задания на дом –2-3 мин.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

t = 1-2 мин.


Взаимное приветствие. Знакомство.

Проверка готовности: наличие на партах учебных пособий, пишущих инструментов и пр.

Взаимно.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

t = 3-5 мин


Работа с условно-графической наглядностью: исторической картой

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на курсе «Новая история. 1800-1900», ответив с места на ряд вопросов:

- На рубеже XIX-XX вв. мир вступил в эпоху империализма. Назовите признаки империализма.


- Вы наверное помните, что уже к концу XIX столетия весь мир был поделен между ведущими державами. Какие основные страны-метрополии того времени вы знайте?


- Верно, к 1914 г. на зависимые страны и колонии приходилось 2/3 суши и 60% населения земли. Что такое колонии, чем они служили для метрополии?







- Глядя на карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (вспомнить первый и второй эшелон стран промышленной революции, т.е. страны «старого» и «нового» капитализма, которые опоздали к дележу территории)


- Разве могли другие державы отдать свои колонии просто так? Нет! Поэтому единственный оставшийся способ приобретения колоний – это передел существующих, т.е. война! Какие подобные войны, империалистические, вы можете назвать?



Отвечают индивидуально

- монополизм, борьба за рынки сбыта, источники сырья и колонии;




- Англия, Франция, Германия…



- колонии – это зависимые политически и экономически страны и области; они служили источниками сырья и местом сбыта товаров метрополий;






- Германии и Италия





- русско-японская

3. Этап сообщения новых знаний

t = 25-30 мин.


Записываем нашу тему урока: Россия в Первой Мировой войне.

- Мы подошли с вами к первому вопросу:

1. Причины войны. Мы видим, что одна из причин – это (1)противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров. Запишем первую причину.

Следствием этого становится (2)создание враждебных коалиций – это вторая причина, запишем ее. Это были:

1882 г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия);

1907 г. – Антанта (Великобритания, Франция и Россия).

И еще одна причина, запишем и ее, (3) – желание отвлечь народные массы от революционной войны (стоит напомнить о «маленькой победоносной войне» 1904-1905 гг.).


2. Обострение русско-германских отношений (устно, не под запись). Обострение русско-германских отношений следует отметить в желании России утвердиться на Балканах, против чего выступала Австро-Венгрии, так же желавшая господствовать в регионе, ее поддерживала Германия; а так же в результате повышения пошлин Германией на ввозимое российское зерно (составлявших 30% всего экспорта), что повлекло убытки в сельском хозяйстве. + Разногласия на Берлинском конгрессе 1878 г. по вопросу Болгарии.


3. Повод, цели сторон, план и характер войны.

(а) 15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) членом националистической организации «Млада Босна» сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд, – это надо записать.


Это послужило непосредственным поводом для Австро-Венгрии объявить войну Сербии, которая вела независимую от первой политику, преследовавшую объединение вокруг себя всех южнославянских народов, в т.ч. входивших в состав Австро-Венгрии. Значит Сербия так же стремилась увеличить свое влияния на Балканах, чему противодействовала Австрия.

Россия выступала, как защитница славянских и православных народов, она стремиться защитить Сербию. Откройте первый раздел §9, найдите и скажите, что предприняла Россия для защиты Сербии?




- Что же произошло дальше? А что Германия, почему она потребовала от России прекратить мобилизацию?




- Однако Россия не стала уступать Германии, хотя, замечу, Николай II делал предложение прекратить агрессию Австро-Венгрии и вынести конфликт на обсуждение международной конференции, но Германия не ответила на это. Поэтому запишем дату начала войны:


- Франция поддержала Россию, на что Германия объявила и ей войну, затем Великобритания вступилась за союзников, объявив войну Германии. И только 24 июля (6 авг.) зачинщица войны Австрия объявила войну России и ее союзникам.


) Характер войны: война тут же приобрела мировой х-р; в нее оказались вовлечены 38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли; в действующих армиях стран-участниц действовало до 29 млн. чел., а всего за годы войны было мобилизовано 77 млн. чел. Запишите кол-во стран с их населением.


(в) Цели стран: прочтите в первом разделе §, какие цели преследовали участники?



…Давайте запишем так:

Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции;

Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России;

Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов;

Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии;

Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии


(г) Запишем «План Шлиффена» - это германский план ведения войны. Он назван в честь начальника ГенШтаба Германии Шлиффена. Прочтите о нем в разделе «Начало боевых действий» §

Что это? В чем главный принцип немецкого плана?


- Правильно, Германия не могла допустить затяжной войны, которая грозила ей поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами;

- Что-нибудь подобное происходило в истории, в будущем? По сути, это «блицкриг», который был осуществлен Германией в годы 2МВ. Т.е. мы видим, что «блицкриг» родился еще даже до 1МВ.


4. Ход войны. – Чертим таблицу на полстраницы:

Год

Восточный Фронт

Западный Фронт

1914

1) Разгром армий Ранненкампфа и Самсонова в Восточной Пруссии;

2) успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии

Битва на Марне – немцы отброшены от Парижа

1915

Наступление Германии и Австро-Венгрии – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики части Белоруссии и Украины

1) Активных действий не велось; вступление в войну Италии на стороне Антанты

1916

«Брусиловский прорыв» на Юго-Западном Фронте русской армии

Безуспешные наступления :

1) немцев на Вердене – «верденская мясорубка» и,

2) англичан на р.Сомме

1917


Вступление в войну США

- Прочтите в конце указанного раздела §, события войны 1914 г., военные операции стран.

- Запишем их так (см. выше).

- Смогла ли Германия осуществить свой план наступления? Нет! Поэтому итогом первого года войны стал срыв молниеносной войны; война переросла в затяжную.

- Что предпринимает Германия в 1915 г.? Прочтите в следующем разделе первый абзац.




- Верно. В результате этого германо-австрийского

наступления, русские войска вынуждены были отступит, в результате чего были потеряны значительные территории. Однако и здесь, несмотря на бегство рус.армии, Германии не удается реализовать свои планы - разгромить Россию. Запишем так…


- Какие события происходили на З.фронте? Никаких, поэтому укажем в таблице, что на стороне Антанты в войну вступила Италия.

- Наступает 1916 г. Германия, полагая, что Россия долгое время не сможет вести активные военные действия, начинает новое мощное наступление на Западном фронте, недалеко от г.Верден; целью операции был Париж. Союзники просят Россию помочь, для отвлечения части немецких войск. Что предпринимает Россия? Прочтите абзацы касаемо 1916г.



- Россия начинает наступательную операцию, названную в честь командующего Ю-З фронтом Брусилова – «Брусиловский прорыв», поставивший Австрию на грань разгрома. Тем самым Германия вновь вынуждена перебрасывать значительные силы с З. на В. фронт. Запишем эти события в таблицу.



Записывают указанную тему в тетрадь,


…и вопрос

Записывают 1) противоречия между ведущими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров

2) создание враждебных коалиций:

1882 г.-Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия); 1907 г.-Антанта (Великоб., Фр., Россия);

3) желание отвлечь народные массы от революционной борьбы

(здесь и далее курсивом то, что под запись)



Записывают вопрос












Записывают вопрос

15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд














Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос

- мобилизацию



- она, как союзник Австро-Венгрии, видела угрозу нападения на нее






19 июля (1 августа) 1914 г. – Германия объявляет войну России








(38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли)







Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос


Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции;

Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России;

Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов;

Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии;

Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии


«План Шлиффена» - германский план молниеносной войны


Работа с текстом учебника


- Молниеносная война
































Работа с текстом учебника

Заполнение таблицы, пункта 1914 г.




Работа с текстом учебника

- крупномасштабное наступление Германии и Австро-Венгрии на Россию






Заполнение таблицы, пункт 1915 г.










Работа с текстом учебника

- наступление,

- Брусиловский прорыв





Заполнение таблицы, пункт 1916 г.

4. Сообщение задания на дом

t = 3-5 мин.

§9, все что касается военных действий. (Если не успели доделать на уроке таблицу – доделать ее).
На следующем уроке спрос д/з: цели сторон, «план Шлиффена» и таблица


Новые понятия и термины: Тройственный союз, Антанта, «план Шлиффена», «Брусиловский прорыв»



Работа в тетради:


Россия в Первой мировой войне

1. Причины войны.

1) противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров;

2) создание враждебных коалиций:

1882 г. - Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия);

1907 г. - Антанта (Великобритания., Франция, Россия);

3) желание отвлечь народные массы от революционной борьбы.


2. Обострение русско-германских отношений


3. Повод, цели сторон, план и характер войны

а) Повод: 15 (28) июня в г.Сараево (Босния) сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд;

19 июля (1 августа) 1914 г. – Германия объявляет войну России.

б) Мировой характер войны: 38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли;

в) Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции;

Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России;

Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов;

Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии;

Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии.

г) «План Шлиффена» - германский план молниеносной войны.


4. Ход войны:

Год

Восточный Фронт

Западный Фронт

1914

1) Разгром армий Раненкампфа и Самсонова в Восточной Пруссии;

2) успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии

Битва на Марне – немцы отброшены от Парижа

1915

Наступление Германии и Австро-Венгрии – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики части Белоруссии и Украины

1) Активных действий не велось; вступление в войну Италии на стороне Антанты

1916

«Брусиловский прорыв» на Юго-Западном Фронте русской армии

Безуспешные наступления :

1) немцев на Вердене – «верденская мясорубка» и,

2) англичан на р.Сомме

1917


Вступление в войну США



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!