МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОРЕЗА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» ГОРОДА ТОРЕЗА»
Рост профессионального мастерства через использование возможностей мониторинга качества образования
Луценко Наталья Георгиевна,
учитель начальных классов
Торез – 2020
Нача́льное образова́ние — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Очевидно, что именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению. Поэтому психологическая служба гимназии начинает свою работу еще до поступления ребенка в школу, на занятиях будущего первоклассника. Психологи проводят тестирование, присутствуют на занятиях, проводят занятия с родителями, составляют индивидуальные рекомендации. Такая работа позволяет повысить школьную мотивацию, снизить уровень дезадаптации. В этом учебном году показали
высокий уровень школьной мотивации – 57,9%
хорошую школьную мотивацию – 26,3%
хорошее отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью – 15,8%
Мониторинг детского развития
В 1 классе с целью выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и выработки при необходимости индивидуального маршрута образовательной и воспитательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности проводится мониторинг детского развития.
Используются мониторинговые исследования, представленные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (подготовительная группа к школе)
Задачи: проследить динамику показателей эмоционального благополучия, познавательной активности, овладения умениями и навыками необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Результаты диагностики, проведенной в 2017/2018 учебном году показывают, что прослеживается рост развития интегративных качеств, влияющих на формирование познавательной активности. Выявилось следующее: количество детей с низким уровнем интегративных качеств с 43.5% до 24%; со средним уровнем увеличилось с 40% до 58%, с высоким уровнем - увеличилось с 10.5% до 18%. Дети приобрели навыки общения, стали более активными, находчивыми, любознательными, умеющими владеть необходимыми навыками и умениями.
Мониторинг учебных достижений в 1 классе
Согласно «Критериям оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования» оценивание в 1 классе и в 1 полугодии 2 класса (по решению педсовета) осуществляется вербально. В нашей школе каждый учитель применяет различный инструментарий для отслеживания достижений учащихся. Но начинает с создания проверочных и контрольных работ по математике, обучению грамоте и письму в 1 классе (с учетом программных требований на конец 1 класса), которые позволили бы отследить знания, умения и навыки учащихся, их продвижение и пробелы, на основании чего можно было бы строить коррекционную работу как со слабыми, так и с сильными учащимися класса. Виды проверок оформляются в «Лист достижений». Чтобы отслеживать ежедневно достижения учеников я оформляю лист достижений по видам проверок (страничка журнала в цвете).
Списывание
№ | Ф. И. | | | | | | | | | |
1 | Бат Евгений. | | | | | | | | | |
2 | Марунченко М. | | | | | | | | | |
3 | Катруша Ег. | | | | | | | | | |
4 | Чернявский К. | | | | | | | | | |
Состав чисел
№ | Ф. И. | | | | | | | | | |
1 | Бат Евг. | | | | | | | | | |
2 | Марунченко М. | | | | | | | | | |
3 | Катруша Ег. | | | | | | | | | |
4 | Чернявский К. | | | | | | | | | |
С целью соблюдения преемственности между начальной и основной школой, определения уровня готовности детей к переходу на основную ступень образования предусмотрено проведение мониторинговых контрольных работ. Такие работы были проведены в сентябре и декабре. По математике – комбинированная контрольная работа, по русскому языку – диктант.
Математика
Русский язык
Результаты мониторинговых работ показали, что учащиеся 4 классов овладели общеучебными умениями и навыками. Учащиеся усваивают программный материал, показывают достаточный уровень подготовленности к переходу на основную ступень образования.
Мониторинг
«Качество усвоения табличного умножения и деления как условие формирования вычислительных навыков»
учащихся 4 – Б класса
Цель мониторинга: оценка уровня усвоения таблицы умножения и деления как необходимого условия формирования вычислительных навыков учащихся.
Инструментарий, методы сбора информации:
- тестирование (программированный опрос);
- карточки с заданиями (матрицы);
- математический диктант;
- анкетирование;
- форма для регистрации и обработки результатов тестирования.
Достижения
Таблицы считаются усвоенными, если дети за 3 минуты успевают записать 15-16 результатов.
Результаты первого этапа проверки свидетельствуют о недостаточном уровне усвоения учащимися таблицы умножения и деления.
Задачи
Обратить особое внимание на отработку знаний, умений у учащихся таблицы умножения и деления.
Результаты второго этапа проверки фиксируют положительную динамику уровня усвоения табличного умножения и деления.
Задачи
Разнообразить устную работу по проверке знаний таблицы умножения и деления учащихся, отработать данные навыки до автоматизма
Результаты третьего этапа показали высокие показатели изученности таблицы умножения и деления учащимися 4-Б класса, положительную работу учителя по достижению планируемых предметных результатов по математике.
Задачи:
- вести мониторинг усвоения таблицы умножения и деления учащихся класса по результатам устного и письменного опросов;
- организовать систему индивидуальных консультаций для обучающихся и их родителей.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый учениками при изучении всех предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
В практике своей работы, в период обучения грамоте, каждый учитель сталкивается с разной подготовкой учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита. На этапе добукварного периода обучения грамоты проводится мониторинг чтения.
Данные мониторинга позволяют учителю строить эффективный урок, используя дифференцированную работу, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. К концу 1 класса все ученики вычитывают положенную норму чтения или превышают ее.
Во 2 классе продолжается отслеживание техники чтения каждого ученика. В таблице красным цветом обозначается рост личных показателей, синим – снижение, зеленым – показатели не изменились. По результатам оформляется «Книга рекордов чтения». Рекордсменом становится тот, кто увеличил свой личный показатель.
№ | Ф. И. | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
1 | Чупахин Егор | 60 | 52 | 48 | 64 |
2 | Мозговой Артём | 42 | 45 | 40 | 43 |
3 | Амонс Эдуард | 36 | 45 | 44 | 55 |
Мониторинг нравственных качеств
На протяжении всех времен люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, в первую очередь с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:
- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный»
- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»),
- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);
- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).
Социальная культура
Семейная культура
Личностная культура
Данный мониторинг позволяет планировать внеурочную деятельность: традиционные школьные дела, праздники, конкурсы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников является эффективной.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели - созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому обучающемуся.
Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться.
Сегодня наши выпускники - студенты ВУЗов ДНР, а также
ЮФУ г. Ростов – на – Дону, Ростовского государственного медицинского университета, Донского государственного технического университета.
Архангельского университета нефти и газа.
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, г. Санкт-Петербург.
Российского университета дружбы народов, Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза
Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова
Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького
Запорожский Государственный Медицинский Университет
«Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы»
Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.
Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2016. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А.
Айрумян Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9437/ (дата обращения: 11.01.2019).
Интернет-ресурсы:
https://www.menobr.ru/rubric/736-reshenie-uchebnyh-problem-mladshih-shkolnikov