СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по географии

 

 

10 класс

Просмотр содержимого документа
«РП по географии 10 класс»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ Т.Н. Чертищева

30 августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

___________ Т.В. Какурина

Приказ № 60/4

от 30 августа 2017 г




Рабочая программа по географии

по профильной программе среднего общего образования

для учащихся 10 класса на 2017-2018 учебный год

срок реализации 1 год



Разработана на основе авторской программы В.Н. Холиной География. Профильный уровень. 10-11 классы. Методическое пособие к учебникам В.Н. Холиной «География. Профильный уровень» 10-11 классы/ под редакцией С.В. Курчиной М. Дрофа 2008 год





Разработал

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории

Гавшин А.Е.






Новодраченино

2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (географо-биологический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

  2. Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

  3. Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы «Дрофа», 2008 год)



I. Общая характеристика учебного предмета



Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.


II. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

  • умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

  • умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

  • приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

III. Содержание учебного предмета

Раздел 1. География в современном мире (13 часов)

География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поис­кам законов размещения. Пространство как объект изучения гео­графии. И. Кант и классификация наук.

Законы размещения.

Географические исследования: традиционные — экспедицион­ный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических дан­ных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относи­тельные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.



Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)

Этапы формирования политической карты мира. Колониаль­ные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправ­ляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, ман­датные территории, ассоциированные государства, заморские тер­ритории и департаменты).

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории государства (унитаризм и федера­лизм).

Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.

Международные политические организации. ООН.



Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — |Г)солютные, относительные, индекс развития человеческого по­тенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международ­ного валютного фонда, географические типологии. Многопризна­ковые классификации: методика и области применения.

Типы стран современного мира.

Анаморфированное картографическое изображение.



Раздел 4. Население и культура (31 час)

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Де­мографическая политика. Экономически активное население. Хо­зяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этно­сы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

Практические работы.

    1. Составление простейших географических прогнозов.

    2. Решение ландшафтно-экологических задач.

    3. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.

    4. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

    5. Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.

    6. Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.

    7. Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.

    8. Определение специализации отдельных стран и районов.

    9. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.

Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.



IV. Результаты изучения учебного предмета.

Личностные:

  • - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

они основаны на формировании универсальных учебных действий:

  • Личностные УУД:

  • - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • - умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • - умение организовывать свою деятельность;

  • - определять её цели и задачи;

  • - выбирать средства и применять их на практике;

  • - оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

  • - понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • - представление о современной географической научной картине мира и овладение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий)»;

  • - умение работать с разными источниками географической информации;

  • - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • - умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Критерии оценки деятельности учащихся.

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и само­стоятельных работ:

«5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полно­стью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в наиболее оптимальной для фик­сации результатов форме.

«4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в

полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой

последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного

результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике

отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

«2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

п/п

Раздел учебного курса

Компетенции

1.

География в современном мире (13часов)

Компетенции учебные

1. Знакомство с новейшими методами географических ис­следований.

2. Поиск, сбор и анализ информации.

3. Организация и представление информации.

4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

5. Участие в дискуссии.

6. Анализ картографических материалов.

7. формирование межпредметных связей (география - ис­тория - математика).

Компетенции познавательные, практические

1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) геогра­фического положения.

2. Оценка экономических объектов.

3. Изучение и практическое использование концепции гео­графического положения и местоположения.

4. Дешифрование космических снимков.

5. Анализ и сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника, атласа, Интернета.

2.

Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)

Компетенции учебные

1. Создание картосхем и диаграмм.

2. Поиск, сбор и анализ информации.

3. Организация и представление информации.

4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

5. Участие в дискуссии.

6. Анализ картографических материалов, диаграмм и гра­фиков.

7. Формирование межпредметных связей (география - ис­тория - иностранные языки).

Компетенции познавательные, практические

1. Построение творческих картосхем по заданной проблеме.

2. Развитие навыков составления тестов.

3. Развитие навыков выбора реферирования и выбора за­данной информации из Интернета и текста учебника для дока­зательства своей точки зрения.

4. Составление аналитических записок по проблеме.

5. Решение практических аналитических задач на базе изу­ченных теорий.


3.

Богатство и бедность: типы стран (26 часов)

Компетенции учебные

1. Создание картосхем и диаграмм.

2. Поиск, сбор и анализ информации.

3. Организация и представление информации.

4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

5. Участие в дискуссии.

Компетенции познавательные, практические

1. Составление многопризнаковой типологии стран мира.

2. Оценка уровня развития страны через систему показателей.

3. Моделирование территориальной структуры экономики страны.

4. Анализ и сопоставление картографических материалов.

5. Овладение навыками факторного анализа при выявлении причин явлений и событий.


4.

Население и культура (31 час)

Компетенции учебные

1. Создание картосхем и диаграмм.

2. Поиск, сбор и анализ информации.

3. Организация и представление информации.

4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.

5. Участие в дискуссии.

6. Анализ картографических материалов, диаграмм и гра­фиков.

7. Формирование межпредметных связей (география - ис­тория - иностранные языки).

Компетенции познавательные, практические

1. Построение демографических пирамид и оценка экономи­ческих последствий изменения демографической структуры на­селения стран.

2. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).

3. Оценка степени взаимовлияния экономики, политики, культуры.

4. Картографирование демографических показателей.

5. Анализ и сопоставление информации по картам (карто­схемам) электронного учебника, атласа, Интернета.




Календарно-тематическое планирование, 105 часов



Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

Раздел 1. География в современном мире (13 часов)

Тема 1. География как наука (6 ч)


Почему география самостоятельная наука?

1

Семинар, практикум


Карьера с географией

1

Семинар, практикум


Что изучает география?

2

Практикум


Географическое положение моего села

2

Конференция

Тема 2. Методы географических исследований (6 ч)


Какими были первые методы географических исследований?

1

Практикум


Что такое географические законы и модели?

2

Лекция, практикум


Каковы новейшие методы географических исследований? Геоинформационные системы.

1

Практикум


Космический мониторинг Земли. Система подспутникового позиционирования

1

Практикум


Итоговый урок по теме Методы географических исследований

1

Обобщение

Обобщение по разделу «География в современном мире» (1 ч)


Зачет по разделу «География в современном мире»

1


Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 ч)

Тема 1. Объекты политической карты мира (14 ч)


Каковы основные черты независимых государств?

2



Какие формы правления имеют независимые государства?

1



Какие формы государственного устройства имеют независимые государства?

1



Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства?

1



Имеют ли право на самоопределение самопровозглашенные государства?

2

Круглый стол


Что такое международные территории и акватории и каков их статус?

1



Где и почему расположены территории с неопределенным статусом?

1



Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории?

1



Какие функции выполняют межгосударственные политические организации

1



Роль ООН в поддержании мира

1



Итоговые уроки по теме Объекты политической карты мира

2


Тема 2. Территория и границы государства (3 ч)


Какие объекты входят в состав территории государства? Как проходят государственные границы? Чем вызваны территориальные споры между государствами?

2



Естественные рубежи как государственные границы

1

Конференция

Тема 3. Формирование политической карты регионов мира (11ч)


Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира?

1



Как формировалась политическая карта Европы?

3



Как формировалась политическая карта Азии

2



Как формировалась политическая карта Африки

2



Как формировалась политическая карта Америки

2



Как формировалась политическая карта Океании?

1


Тема 4. Политическая география и геополитика (5ч)


Каковы основные положения традиционных геополитических теорий?

2



Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей?

1



Геополитическое положение РФ.

1



Итоговый урок по теме Политическая география и геополитика

1


Обобщение по разделу Политическая карта мира: государства и границы ( 2ч)


Итоговый урок по разделу Политическая карта мира: государства и границы

2


Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 ч)

Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира (14 ч)


Как оценить уровень развития и тип страны?

1



ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны

1



Отраслевая структура ВВП

1

Практикум


Где и почему расположены «богатые» и «бедные» регионы мира?

1

Практикум


Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни?

1

Практикум


Почему валовой национальной доход является основой для классификации стран?

1



Всемирный банк: страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой.

1

Практикум


Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой

2

Конференция


Как самому составить классификацию стран?

2

Практикум


Многопризнаковая классификация страны, региона по выбору

2

Конференция


Итоговый урок по теме Показатели уровня социально-экономического развития страны

1

Семинар

Тема 2. Типы стран современного мира (11 ч)


Как различить более развитые и менее развитые страны?

2

Лекция, семинар


Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны?

1

Практикум


Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю

1

Практикум


Малые островные развивающиеся страны

1

Практикум


Наименее развитые страны

2

Практикум


Какие типы стран выделяют географы?

1

Практикум


Как формируется территориальная структура колониальной экономики?

2

Практикум


Итоговый урок по теме Типы стран современного мира

1

Семинар

Обобщение знаний по разделу Богатство и бедность: типы стран (1 ч)


Итоговый урок по разделу Богатство и бедность: типы стран

1

Зачет

Раздел 4. Население и культура (31 ч)

Тема 1. Размещение населения (17 ч)


Где и когда на Земле появлялись первые люди?

1



Как узнать точную численность людей?

2

Семинар, практикум


Какие факторы определяют расселение людей?

2

Практикум


Природные, политические и технологенные катастрофы, их влияние на размещение населения

2

Конференция


Почему люди переезжают из одной страны в другую?

1

Практикум


Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?

1

Семинар


Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира?

1

Семинар


Демографические пирамиды

2

Практикум


Как изменялась численность населения по регионам мира? Грозит ли Земле перенаселение?

2

Практикум


Как государство может регулировать число своих граждан?

2

Конференция, семинар


Итоговый урок по теме Размещение населения

1

Зачет

Тема 2. Культурные районы мира (13 ч)


Что такое культура и из каких элементов она состоит? Где и как формируются этносы как главные носители культуры?

1

Лекция


Этнический состав населения мира

1

Практикум


Русский этнос в свете теории этногенеза

1

Конференция


Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств?

1

Семинар


Национальный состав населения Алтайского края

1

Конференция


География религий

2

Лекция, семинар


Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира?

1

Практикум


Святые места Алтайского края как фактор развития туризма

1

Конференция


Какие историко-культурные районы выделяют в мире?

1

Семинар


Историко-культурные области мира

2

Конференция


Итоговый урок по теме Культурные районы мира

1

Семинар

Обобщение знаний по разделу Население и культура (1 ч)


Итоговый урок по разделу Население и культура

1

Зачет



Оценочные практические работы



Практическая работа № 1.



Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Цели работы:

    1. Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно - территориального устройства.

    2. Учиться составлять систематизирующие таблицы.

Последовательность выполнения работы.

  1. На основе текста учебника составьте таблицу по следующей форме:

    Форма правления

    Форма административно – территориального устройства.

    Республики

    Монархии

    Унитарные государства

    Федеративные государства.


    Конституционные

    Абсолютные








  2. В каждую графу впишите названия нескольких стран в качестве примеров.

Сделайте вывод о различии стран мира по формам правления и административно – территориального устройства.

Практическая работа № 2.

Составление политико – географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика политико – географического положения страны, его изменений во времени ( форма выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная).

Цели работы:

  1. Оценить изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.

  2. Дать анализ конкретных событий текущей международной политической жизни, почерпнутых из средств массовой информации.

  3. Научиться оценивать политико – географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, отмечать изменение политико – географического положения страны во времени.

Последовательность выполнения работы.

  1. Используя материалы периодической печати, радио и телевидения, приведите примеры, иллюстрирующие изменения, происходящие на политической карте мира.

  2. Дайте описание политико – географического положения одной из стран мира по плану:

  1. Общие сведения о политической ориентации страны на современном этапе: участие страны в политических, военно – политических и экономических организациях.

  2. Экономическая и политическая оценка государственных границ:

А) Уровень экономического развития соседних стран.

Б) Принадлежность соседних стран к политическим блокам.

3) Положение относительно основных линий коммуникаций ( транспортных путей).

4) Положение относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов – горячих точек планеты.

А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам.

Б) военно – стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом.

В) позиция правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.

5. Общая оценка политического положения страны.

Сделайте вывод о возможности изменения политико – географического положения страны.

Практическая работа №3.

Тема :Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.

  1. Экономико- географическое положение страны.

  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №4.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира.

  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран , используя данные таблицы.

  3. Объяснить причины различия занятости населения.

  4. Сделать общий вывод.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).

№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство

торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа № 5.

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира по выбору.

Цели работы:

    1. Проверить и оценить знания основных вопросов темы ( естественное движение населения, состав, трудовые ресурсы, экономически активное население).

    2. Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран мира, пользуясь различными источниками информации.

Последовательность выполнения работы.

  1. Дайте определение понятиям «трудовые ресурсы», «экономически активное население».

  2. Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух стран или регионов мира по выбору по предложенному плану.

  3. Статистические показатели и краткие выводы запишите в виде таблицы.



План сравнения

Сравниваемые страны

Вывод о существующих различиях в трудовых ресурсах стран мира, факторах, их определяющих.

1. Численность населения.



2. Естественный прирост



3. Возрастной состав



4. Половой состав



5.Обеспеченность трудовыми ресурсами



6. Доля экономически активного населения



7. Распределение экономически активного населения между отраслями и сферами хозяйства



8. Качественный состав



Практическая работа № 6.

Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

Цели работы:

    1. Установить главные направления миграций населения в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

    2. Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

Последовательность выполнения работы.

  1. Дайте определения понятиям «миграция», «иммиграция» .

  2. Схематично изобразите направления миграций.

  3. Объясните причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

Практическая работа № 7.

Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира по выбору.

Цели работы:

  1. Закрепить понятие «воспроизводство населения», установить главные признаки и особенности первого и второго типов воспроизводства населения.

  2. Научиться объяснять по результатам сравнения процессы воспроизводства населения на примере конкретных регионов.

Последовательность выполнения работы.

  1. Изучив текст учебника , определите, каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения.

  2. Охарактеризуйте распространение первого и второго типов населения.

  3. Проанализируйте средние цифровые показатели воспроизводства населения двух различных регионов, относящихся к первому и второму типам воспроизводства населения, сравните их и объясните различия.

  4. Работу оформите в виде таблицы.



Тип воспроизводства населения

1 тип

2 тип

Основные признаки и показатели



Регионы распространения



Сравниваемые регионы



Объяснение процессов воспроизводства в сравниваемых регионах



Основные направления демографической политики





5. Учебно-методические средства обучения

  1. Учебник География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.

  2. Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.

  3. Атлас. Социально-экономическая география мира. - Дрофа, 2008.

  4. Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.

  5. Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2008.

  6. Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.

  7. Интернет: http://multimedia.drofa.ru Сайты ,

  8. Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

    • сетевые ресурсы (Гугл):

    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

    • Google планета Земля http://earth.google.com/

    • блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    • сервис You Tube (видеоролики для уроков)

    • среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

    • представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

    • газета «География» http://geo. 1 september.ru/

    • конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/

    • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

    • Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

    • Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

    • клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    • журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

    • великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

    • Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml