Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Рассмотрено: на заседании ЦК Протокол №_______ от «____» _______________ 20___ г. | Утверждаю: директор ________________ С.А. Дрягилева от «_____» ___________________ 20___ г. |
Рабочая программа
учебной дисциплины ЕН.02 «Информатика»
по ППКРС 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2018 г.
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ от 22 апреля 2014 г. №383) к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Разработчики:
Бабин Иван Алексеевич – преподаватель, первая квалификационная категория
Рекомендована Экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Заключение № _____________ от «_______» _____________________ 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Информатика», является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.
Программа разработана с учётом требований стандарта среднего профессионального образования и в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц ОВЗ с учётом возможностей их психофизического развития и их возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утверждённые директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. №06-830.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Информатика» относится к профильным дисциплинам и входит математический и естественнонаучный цикл.
Изучение дисциплины «Информатика» направлено на формирование общих и предметных компетенций (ОК 1-9, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1.-2.3.) согласно ФГОС по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании автотранспорта.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечеств ной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб- но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Информатика»
Профильная составляющая реализуется за счёт увеличения глубины формирования системы учебных заданий, таких дидактических единиц тем программы как: «Информационная деятельность человека», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технологии создания и преобразования информационных объектов», «Телекоммуникационные технологии», входящих в профильное содержание. Это обеспечивает эффективное осуществление выбранных целевых установок, обогащение различных форм учебной деятельности за счёт согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования информационных технологий и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении информационных моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Профилизация осуществляется за счёт использования межпредметных связей с дисциплинами «Математика», «Физика», усилением и расширением прикладного характера изучения информатики, преимущественной ориентацией на естественнонаучный стиль познавательной деятельности с учётом технического профиля выбранной специальности.
Профильная направленность осуществляется также путём увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), раскрывающих важность и значимость технического профиля специальностей.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студентов 108 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 72 часа;
самостоятельная работа студентов 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 32 |
практические занятия | 36 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
Всего: | 108 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия автоматизированной обработки информации | 6 | |
| Цели и задачи дисциплины, её связь с другими дисциплинами. Роль дисциплины в подготовке специалистов. Основные понятия и определения автоматизированной обработки информации. Инструктаж по т/б. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов: Роль ВТ в современном обществе | 4 | 3 |
Раздел 2. Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем | 18 | |
2.1. Архитектура ПК | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера. Периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода информации (мониторы, принтеры, сканеры). Носители информации. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Типы мониторов и их характеристики. Архитектура ПК. | 6 | 3 |
2.2. Компьютерные сети | Основные компоненты компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей. Локальные компьютерные сети. Топология сети. Глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Классификация сетей по топологии. | 4 | 3 |
Раздел 3. Базовые системные программные продукты | 16 | |
3.1. Программное обеспечение компьютера | Понятие программного обеспечения. Классификация программного обеспечения. Базовое программное обеспечение. | 2 | 2 |
3.2. Операционные системы | Понятие операционной системы. Классификация ОС. Критерии выбора ОС. Операционная система Windows. | 2 | 2 |
.Практическая работа. Использование программы «Проводник» для выполнения операций над файлами в ОС MS Windows. | 2 | 3 |
3.3. Сервисное программное обеспечение. | Сервисное программное обеспечение. Файловые менеджеры. Архиваторы. | 2 | 2 |
Практическая работа. Использование файловых менеджеров для работы с файлами. Создание архивов информации. | 2 | 3 |
| Повторение изученного материала. Контрольная работа № 1 | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа студентов: Сервисные программы. Обзор сервисных программ. | 4 | 3 |
Раздел 4. Пакеты прикладных программ | 66 | |
4.1. Текстовый редактор. | Текстовый редактор MS Word | 2 | 2 |
Практическая работа. Использование текстового редактора MS Word для создания текстовых документов. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование текстового редактора MS Word для создания документов, содержащих таблицы. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование текстового редактора MS Word для создания документов на основе шаблонов. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студентов: Комплексное использование возможностей MS Word | 6 | 3 |
4.2. Табличный процессор | Табличный процессор MS Excel | 2 | 2 |
Практическая работа. Использование табличного процессора MS Excel для решения задач. Создание таблиц. Организация расчётов. Создание электронной книги. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование табличного процессора MS Excel для решения задач с подбором параметров. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование табличного процессора MS Excel для решения задач оптимизации. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа. Использование табличного процессора для решения практических задач. | 6 | 3 |
4.3. Система управления базами данных. | СУБД MS Access | 2 | 2 |
Практическая работа. Использование СУБД MS Access для создания БД. Создание таблиц, ввод данных в БД. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование СУБД MS Access для работы с БД. Создание пользовательских форм. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование СУБД MS Access для выбора данных из БД. Создание запросов, отчётов. | 2 | 3 |
4.4. Электронные презентации | Электронные презентации MS Power Point | 2 | 2 |
Практическая работа. Использование программы MS Power Point для создания электронных презентаций. | 2 | 3 |
Практическая работа. Использование программы MS Power Point для оформления электронных презентаций, вставка объектов, анимации. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. Создание творческой электронной презентации по профессии в приложении Power Point. | 6 | 3 |
| Повторение изученного материала. Контрольная работа № 2. | 2 | 3 |
4.5. Система КОМПАС 3D | Графическая система КОМПАС-3D | 2 | 2 |
| Практическая работа. Построение графических примитивов. | 2 | 2 |
| Практическая работа. Построение чертежа с применением привязок. | 2 | |
| Практическая работа. Построение чертежа плоской фигуры с элементами сопряжения. | 2 | |
| Практическая работа. Создание геометрических, ограниченных кривыми поверхностями. Тела вращения. | 2 | 3 |
| Практическая работа. Создание 3D-модели с помощью операций «приклеить и вырезать вдавливанием» | 2 | 3 |
| Практическая работа. Создание 3D-модели по её плоскому чертежу. | 2 | 3 |
| Повторение и обобщение изученного материала. | 2 | 2 |
| Дифференцированный зачёт | 2 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, , учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике, словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
При реализации программы для инвалидов и лиц с ОВЗ:
должна быть организована барьерная среда в техникуме;
в кабинете Информатики должны быть предусмотрены места с техническими средствами для обучающихся с различными видами ограничения здоровья;
посадочные места по количеству обучающихся с учётом количества мест для ОВЗ;
для лиц с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска), документ-камеры.
для слабовидящих обучающихся, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) визуальный проектор виртуальной клавиатуры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов:
Сергеева И.И., Музалевская А.А. Информатика: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-336с.
Михеева Е.В. Информатика: Учебник для студ. Сред. Проф. Образования. – М: Издательский центр «Академия», 2009.-352с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М: Издательский центр «Академия», 2012. 192с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256с.
Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Сергеева И.И., Музалевская А.А. Информатика: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-336с.
Михеева Е.В. Информатика: Учебник для студ. Сред. Проф. Образования. – М: Издательский центр «Академия», 2009.-352с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М: Издательский центр «Академия», 2012. 192с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256с.
Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2011.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:
учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
Информационное обеспечение обучения, для лиц с нарушениями зрения в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха вся информация предоставляется в печатной форме или в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вся информация предоставляется в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: |
различные подходы к определению понятия «информация». | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий, практических работ, подготовка докладов, эссе, рефератов, презентаций |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; | ОК 1-9 | Выполнение домашних заданий, практических работ, подготовка докладов, сообщений, рефератов |
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
назначение и функции операционных систем; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
Умения: |
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
распознавать информационные процессы в различных системах; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации | ОК 1-9 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, выполнение практических работ |
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технология формирования ОК (на учебных занятиях) |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Определяет ближайшие и конечные цели в деятельности Определяет пути реализации планов |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей Находит способы и методы выполнения задачи Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Находит пути решения ситуации Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) Определяет соответствие информации поставленной задаче Классифицирует и обобщает информацию Оценивает полноту и достоверность информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях Извлекает информацию с электронных носителей |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Устанавливает позитивный стиль общения Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями Организует деятельность по выявлению ресурсов команды |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Анализирует собственные возможности |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Определяет методы, используемые при решении задач Определяет источники информации о методах решения задач Анализирует ситуацию и называет методы и приемы |