СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
МАОУ СОШ №50
МАОУ СОШ № 50
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Батурина Т.С.
______________ | Приказ №148 |
от "30" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1269361)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Карабаджак В.В.
учитель начальных класс
Калининград 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
Творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | ||||||||||||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | 0.25 | 0 |
| Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; "Рисунок человека"; | Самооценка с | Электронный | ||||
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного | 0.5 | 0 | 0 |
| Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или | Практические задания. Наблюдение за работой | Электронный | ||||
1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 1 | 0 | 0 |
| Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; | Устный опрос; | Электронный | ||||
Итого по модулю 1 | 2.5 |
| ||||||||||
Модуль 2. Графика | ||||||||||||
2.1. | Линейный рисунок. | 0.25 | 0 | 0 |
| Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный | ||||
2.2. | Разные виды линий. | 0.25 | 0 | 0 |
| Осваивать навыки работы графическими материалами; | Практические задания. Наблюдение за работой | Электронный | ||||
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0.5 | 0 | 0.25 |
| Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Практическая работа; | Электронный |
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.25 | 0 | 0 |
| Осваивать навыки работы графическими материалами; | Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 0.25 | 0 | 0.25 |
| Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; | Практическая работа; | Электронный |
2.6. | Последовательность рисунка. | 0.5 | 0.5 | 0 |
| Осваивать последовательность выполнения рисунка; | Проверочное задание. Наблюдение за работой | Электронный |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их | 0.25 | 0 | 0 |
| Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; | Художественно-практическое Самоконтроль. Выставка работ; | Электронный |
2.8. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 0.25 | 0 | 0 |
| Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение | 0.25 | 0 | 0 |
| Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; | Устный опрос; Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0.25 | 0 | 0 |
| Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; | Художественно- | Электронный |
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0.25 | 0 | 0 |
| Учиться работать на уроке с жидкой краской; | Устный опрос; Практические задания. Самоконтроль. | Электронный |
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0.25 | 0 | 0 |
| Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с | Устный опрос; | Электронный |
Итого по модулю 2 | 3.5 |
| ||||||
Модуль 3. Живопись | ||||||||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 0.25 | 0 | 0 |
| Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; | Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 0.25 | 0 | 0.25 |
| Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; | Практическая работа; Смешивание цветов"; | Электронный |
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 0.25 | 0 | 0 |
| Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном | Художественно-практическое Самоконтроль. Выставка работ; | Электронный |
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0.75 | 0 | 0 |
| Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; | Рисунок-рассказ. Выставка работ; | Электронный |
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по | 0.5 | 0 | 0 |
| Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых | Квест. Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 0.5 | 0 | 0 |
| Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; | Художественно-практическое Самоконтроль. Выставка работ; | Электронный |
3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 0.25 | 0 | 0 |
| Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; | Художественно-практическое Самоконтроль. Наблюдение за работой | Электронный |
Итого по модулю 3 | 2.75 |
| ||||||
Модуль 4. Скульптура | ||||||||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 0.5 | 0 | 0 |
| Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); | Проект. Самоконтроль. Выставка работ; | Электронный |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 0.5 | 0 | 0 |
| Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; | Практическое | Электронный |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 0 |
| Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; | Практическое | Электронный |
4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 0 |
| Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей; | Практическое | Электронный |
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 0.5 | 0.5 | 0 |
| Осваивать приёмы создания объёмных | Контрольная работа; | Электронный |
Итого по модулю 4 | 3.5 |
| ||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
5.1. | Узоры в природе. | 0.5 | 0 | 0 |
| Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); | Устный опрос; Выставка работ.; | Электронный |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 0.5 | 0 | 0.5 |
| Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); | Практическая Экскурсия в природу; | Электронный |
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. | 0.25 | 0 | 0 |
| Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; | Художественно- Выставка работ. | Электронный |
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 0.5 | 0 | 0 |
| Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, | Художественно- Выставка работ. | Электронный |
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 0.5 | 0 | 0 |
| Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой | Художественно- Выставка работ. | Электронный |
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 0.25 | 0 | 0 |
| Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки; | Квест. Художественно- Выставка работ.; | Электронный |
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | 0 | 1 |
| Осваивать технику оригами, сложение | Практическая работа; | Электронный |
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 1 | 0 | 0 |
| Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, | Художественно- Выставка работ. | Электронный |
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0.5 | 0 | 0 |
| Узнавать о работе художника по | Устный опрос; Выставка работ.; | Электронный |
Итого по модулю 5 | 5 |
| ||||||
Модуль 6. Архитектура | ||||||||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | 0 | 1 |
| Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); | Практическая | Электронный |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 3 | 0.5 | 0 |
| Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги | Проверочная работа. Проект. Самоконтроль. Выставка работ; | Электронный |
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | 1 | 1 | 0 |
| Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); | Контрольная работа; | Электронный |
Итого по модулю 6 | 5 |
| ||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства |
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1.25 | 0 | 0 |
| Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; | Выставка (конкурс) Самоконтроль. | Электронный |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 2 | 0 | 1.5 |
| Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных | Практическая работа; | Электронный |
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе | 0.25 | 0 | 0 |
| Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; | Устный опрос; | Электронный |
7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 1 | 0 | 0.5 |
| Приобретать опыт специально | Практическая | Электронный |
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 0.25 | 0 | 0 |
| Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; | Устный опрос; | Электронный |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 0.75 | 0 | 0.75 |
| Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; | Практическая | Электронный |
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0.25 | 0.25 | 0 |
| Осваивать опыт эстетического, | Тест "Домики". Рисунок-рассказ. Самооценка. Выставка детских работ.; | Электронный |
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 1 | 0 | 0 |
| Приобретать опыт зрительских умений, | Устный опрос; Квест; | Электронный |
Итого по модулю 7 | 6.75 |
| ||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | ||||||||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 2 | 0 | 1 |
| Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного | Практическая | Электронный |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 2 | 0 | 0 |
| Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, | Конкурс | Электронный |
Итого по модулю 8 | 4 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 3 | 7 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | "Первые дни в школе". Все дети любят рисовать. Рисунок "Большое | 1 | 0 | 0 |
| Устные вопросы "Красота и Рисунок |
2. | Мастер Изображения | 1 | 0 | 0.5 |
| Практическая Сравнение по Сравнение |
3. | Входной мониторинг готовности | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
4. | Изображать можно пятном | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Маврина; Творческое |
5. | Изображать можно в объёме. Практическая работа: | 1 | 0 | 0.5 |
| Презентация фотографий "Облака". Творческое (лепка). Выставка работ; |
6. | Изображать можно линией | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; "Линии в Рисунок-рассказ «Расскажи нам о себе». |
7. | Разноцветные краски. Практическая работа: проба красок, | 1 | 0 | 0.5 |
| Квест-игра "Что |
8. | Изображать можно и то, что невидимо | 1 | 0 | 0 |
| Художественно-практическое |
9. | Художники и зрители. Обсуждение содержания и настроения картин Экскурсия в | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; Итоговая |
10. | Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. "Цветы". Коллективная детская работа | 1 | 0 | 0.5 |
| Практическая работа; Многообразие и красота форм; |
11. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. Коллективное | 1 | 0 | 0 |
| Художественно-практическое Создание |
12. | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Ритмическое Симметрия; Художественно-практическое |
13. | Узоры, которые создали люди. Орнамент. | 1 | 0 | 0 |
| Устные вопросы по теме Художественно-практическое |
14. | Проверочная работа. Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная |
15. | Как украшает себя человек? | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос: Что могут Художественно-практическое Выставка рисунков |
16. | Коллективная детская работа "Мастер | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
17. | Постройки в нашей | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; (Квест-игра) |
18. | Дома бывают разными | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Из каких частей может состоять дом? Элементы дома (стены; |
19. | Дома бывают разными | 1 | 0 | 0 |
| Практическое |
20. | Домики, которые Многообразие | 1 | 0 | 0 |
| Художественно-творческое Самоконтроль.; |
21. | Дом снаружи и внутри. Коллективная детская работа | 1 | 0 | 0 |
| Творческое |
22. | Строим город. Игра в архитекторов. | 1 | 0 | 0 |
| Практическое |
23. | Строим город. Коллективная детская работа | 1 | 0 | 0.5 |
| Практическое Выставка работ; |
24. | Всё имеет своё строение. Конструкция предмета. | 1 | 0 | 0.5 |
| Практическое Выставка работ. |
25. | Строим вещи. Конструирование предметов быта. | 1 | 0 | 0 |
| Конструирование упаковок или Выставка работ. |
26. | Город, в котором мы живем. Экскурсия | 1 | 0 | 1 |
| Практическая |
27. | Город, в котором мы | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
28. | Три Брата – Мастера | 1 | 0 | 0 |
| Проект "Весеннее украшение |
29. | Разноцветные жуки. Коллективная детская работа | 1 | 0 | 0 |
| Художественно-практическое Самоконтроль; |
30. | Разноцветные жуки. Коллективная детская работа | 1 | 0 | 0 |
| Устные вопросы: Что в твоей | ||||
31. | ИКР «Сказочная страна». Создание панно-коллажа | 1 | 1 | 0 |
| Итоговая | ||||
32. | Времена года. Создание коллажа и объемной Коллективная | 1 | 0 | 0 |
| Устные вопросы: Что меняется в | ||||
33. | Здравствуй, лето! Урок любования. Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой | 1 | 0 | 1 |
| Практическая | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 3 | 7 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Школа России. – М.: Просвещение
2. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. Неменский Б. М., Коротеева Е. И. – М.: Просвещение
3. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека.
(http://smallbay.ru/)
2. "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История. Выставки. Коллекции. Реставрация.
(http://www.rusmuseum.ru/)
3. Интернет-галерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru/)
4. Лучшие музеи Европы и мира(http://www.kontorakuka.ru)
5. Презентации поэтапной росписи. Фрагменты народной музыки. Видеоролики о народной игрушке (http://www.1-kvazar.ru/)
6. Сайт музеев России и 100 музеев мира (http://museum.ru)
7. Российская электронная школа РЭШ (https://resh.edu.ru)
8. ЦОС Моя Школа (https://myschool.edu.ru/)
9. Онлайн-школа Фоксфорд (https://foxford.ru)
10. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей (https://uchi.ru)
11. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
12. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 13. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
14. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
15. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
16. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
17. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
18. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
19. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
20. https://nsportal.ru/
21. https://ped-kopilka.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Мультимедийный проектор. Интерактивная доска.
- Наглядные пособия: «Цветовой круг», «Палитра красок», «Свет и тень», «Тёплые и холодные цвета», «Жанры живописи» («Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж»), «Геометрические тела», «Форма и объём», «Великие художники»
- Таблицы по изобразительному искусству для 1-4 классов:
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; портреты художников, репродукции произведений живописи;
Модели и муляжи:
- Наборы муляжей "Овощи", "Фрукты" ,
- Игрушки Богородские, дымковские
- Изделия хохломские
- "Предметы быта"
- Керамика
- Модели для рисования гипсовые "Натюрморт"
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- кисти круглые мягкие для красок N 3 и N 12
- палитра пластмассовая
- стакан для воды пластмассовый
- краски (акварельные и гуашь)
- восковые мелки
- пастель
- фломастеры
- карандаши
- белая и цветная бумага
- пластилин и пластическая масса
- глина
- клей
- ножницы