ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 368 «Лосиный остров»
РАССМОТРЕНА на заседании МО _______________ Протокол № ___ от «…...» …………….2020 г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________Н.Г.Викторова от «…...» …………….2020 г. | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________О.С. Антипова Приказ №___ от «…...» ………….2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 классов Количество часов за год - 102 часа Количество часов в неделю - 3 часа Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалёва И.Ю., Королёва М.П. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса по литературному чтению:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения курса по литературному чтению:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения курса по литературному чтению:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению
К концу изучения в третьем классе обучающиеся научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
К концу изучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала |
1 | Вводный урок по курсу литературное чтение (1 ч). | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
2 | Самое великое чудо на свете (2 ч). | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. |
3 | Устное народное творчество (11 ч). | Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». |
4 | Поэтическая тетрадь 1 (9 ч). | Стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И. С. Никитина, И. Сурикова. |
5 | Великие русские писатели (18 ч). | Стихи А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого. |
6 | Поэтическая тетрадь 2 (5 ч). | Стихи Н.А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина. |
7 | Литературные сказки (7 ч). | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». |
8 | Были и небылицы (7 ч). | М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн. «Слон». |
9 | Поэтическая тетрадь 1 (4 ч). | Стихи С. Чёрного, А.А. Блока, С.А. Есенина. |
10 | Люби живое (10 ч). | М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка» В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
11 | Поэтическая тетрадь 2 (5 ч). | Стихи С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Е.А. Благининой. |
12 | Собирай по ягодке- наберешь кузовок (8 ч). | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский «Друг детства». |
13 | По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (7 ч). | Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи». |
14 | Зарубежная литература (8 ч). | |
Всего 102 часа. |
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов |
| Раздел 1. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 |
| Раздел 2. Самое великое чудо на свете. | 2 |
1 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
| Раздел 3. Устное народное творчество | 11 |
1 | Русские народные песни. | 1 |
2 | Докучные сказки. | 1 |
3 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
4 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
5 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк». | 1 |
6 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк». | 1 |
7 | Русская народная сказка «Сивка- бурка». | 1 |
8 | Русская народная сказка «Сивка- бурка». | 1 |
9 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин. | 1 |
10 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 1 |
11 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
| Раздел 4. Поэтическая тетрадь 1. | 9 |
1 | Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского. | 1 |
2 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
3 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья». | 1 |
4 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 |
5 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1 |
6 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | |
7 | И.З. Суриков «Детство». | 1 |
8 | И.З. Суриков «Зима». | |
9 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
| Раздел 5. Великие русские писатели. | 18 |
1 | Знакомство с названием раздела. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Лирические стихотворения. | 1 |
2 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 |
3 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
4 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 |
5 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 |
6 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 |
7 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 |
8 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 |
9 | Знакомство с творчеством И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». | 1 |
10 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 |
11 | И.А. Крылов «Ворона и лисица». | 1 |
12 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 |
13 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | 1 |
14 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н. Толстой «Акула». | 1 |
15 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 |
16 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | |
17 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | |
18 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | |
| Раздел 6. Поэтическая тетрадь 2. | 5 |
1 | Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». | 1 |
2 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
3 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
4 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 |
5 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
| Раздел 7. Литературные сказки. | 7 |
1 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 |
2 | Д.Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 |
3 | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». | 1 |
4 | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». | 1 |
5 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
6 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
7 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 1 |
| Раздел 8. Были - небылицы. | 7 |
1 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 |
2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 |
3 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 |
4 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 |
5 | А.И. Куприн «Слон». | 1 |
6 | А.И. Куприн «Слон». | 1 |
7 | Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы». | 1 |
| Раздел 9. Поэтическая тетрадь 1. | 4 |
1 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей». «Слон». | 1 |
2 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | 1 |
3 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 |
4 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
| Раздел 10. Люби живое. | 10 |
1 | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». | 1 |
2 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
3 | В. Белов «Малька провинилась». | 1 |
4 | В. Белов «Ещё раз про Мальку». | 1 |
5 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
6 | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 |
7 | В.Л. Дуров «Жучка». | 1 |
8 | В. Астафьев «Капалуха». | 1 |
9 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | 1 |
10 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | 1 |
| Раздел 11. Поэтическая тетрадь 2. | 5 |
1 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | 1 |
2 | А.Л. Барто «Разлука», «В театре». | 1 |
3 | С.В. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 |
4 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
5 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
| Раздел 12. Собирай по ягодке - наберешь кузовок. | 8 |
1 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 |
2 | А. Платонов «Цветок на земле». | 1 |
3 | А. Платонов «Ещё мама». | 1 |
4 | М. Зощенко «Золотые слова». | 1 |
5 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 |
6 | Н. Носов «Федина задача». | 1 |
7 | Н. Носов «Телефон». | 1 |
8 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 |
| Раздел 13. По страницам детских журналов. | 7 |
1 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 |
2 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1 |
3 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 |
4 | Г. Остер «Вредные советы». | 1 |
5 | Г. Остер «Как получаются легенды». | 1 |
6 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
7 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов. | 1 |
| Раздел 14. Зарубежная литература. | 8 |
1 | Мифы Древней Греции. | 1 |
2 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 |
3 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 |
4 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
5 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
6 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
7 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | 1 |
8 | Контрольное чтение за год. | 1 |