СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РУП Основы экономики

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РУП Основы экономики»

Ү-ҮК-ӘҚ-06-1.4-01

Ф-КП-МС-06-1.4-01


Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі/Министерство образования и науки Республики Казахстан

Қарағанды облысының білім басқармасы/Управление образования Карагандинской области

Қарағанды жоғары политехникалық колледжі/Карагандинский высший политехнический колледж



Келісілді/Согласовано Бекітемін/ Утверждаю

Директордың оқу ісі жөніндегі орынбасары/Заместитель директора по УР Колледж директоры/Директор колледжа

___________________ М.М.Хасенов _______________________ Рахимова Ж.З. «___» ________________ 20___ж./г. «__ » ________________ 20___ж./г




Оқу жұмыс бағдарламасы/Рабочая учебная программа


Пән/дисциплина: Основы экономики

ҚР білім және ғылым министрлігі 22.01.2016 ж № 72 бұйрығымен (қосымша 681) бекітілген үлгілік білім беретін оқу бағдарлама негізінде жасалған/Составлена на основании типовой образовательной учебной программы утвержденной приказом № 72 МОН РК от 22.01.2016 г. (приложение 681)

Мамандығы / Специальность: 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Біліктілігі/Квалификация: 1401213 «Техник-строитель»

Оқу жұмыс жоспары негізінде/В соответствии с рабочим учебным планом № 26 от 01.09.2016 ж./г.


Кесте/ Таблица№ 1 Оқу уақытын үлестіру/Распределение учебного времени

Курс

Барлық сағаттар

Всего часов

Теориялық

сабақтар (сағат)

Теоретические

занятия (часы)

Зертханалық сабақтар (сағат)

Лабораторные занятия (часы)

Тәжірибелік сабақтар (сағат)

Практические

занятия (часы)

Курстық жұмыстар

Курсовые

работы

Бақылау жұмыстары

Контрольныеработы

Сынақ/зачет

ЕмтихандарЭкзамены


III


36


36


-


-


-


-



-



-


-


2



-



-



-




Кесте/Таблица№2 Оқу жұмыс бағдарламасының қолданылуы/Применение рабочей учебной программы



Оқу жылы/Учебный год

Топтар/ Группы

2018-2019

9-2СЭЗС-16






Құрастырушы /Составитель: Тарасов С.П.

Кафедра отырысында қабылданды/Принята на заседании кафедры Экономики, права и общепрофессиональных дисциплин

Кафедра меңгерушісі__________________ Ойшиева Г.С.

Хаттама/ Протокол № 7

«01» сентября 2018 г.


























Содержание



стр.



1

Пояснительная записка……………………………………………......4



2

Планируемые результаты обучения дисциплины..............................5



3

Тематический план и содержание дисциплины……..........................9



3.1

Тематический план дисциплины........................................................9



3.2

Содержание типовой учебной программы дисциплины....................10



4

Реализация принципов практико-ориентированного обучения........11


5

Контроль планируемого результата обучения ....................................11



6

Перечень средств обучения и литературы ..........................................24












1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дисциплине “Основы экономики” разработана на основе типовой образовательной программы, утвержденной Приложением 681 к приказу МОН РК от 22.01.2016 г. № 72. Настоящая рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания по предмету “Основы экономики”.

Актуальность данной дисциплины возрастает в связи с развитием экономики Казахстана, развитием малого и среднего предпринимательства, стратегией вхождения Республики Казахстан в число наиболее развитых стран мира.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как “Основы экономической теории”, “Основы рыночной экономики”, “Микроэкономика”, “Макроэкономика”, “Экономика предприятий”, “Банковское дело”, “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учет”, “Менеджмент”, “Маркетинг” и “Основы предпринимательской деятельности”.

Данная рабочая учебная программа в соответствии с Государственным Общеобразовательным стандартом Республики Казахстан предполагает изучение дисциплины “Основы экономики” для специальности 1401213 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений” в течение одного семестра в объеме 36 лекционных часов.

В результате изучения курса “Основы экономики” студент должен знать основные экономические понятия, экономические типы развития общества, стадии развития производства и потребления, знать характеристики и сущности различных типов собственности, а также процесс производства новой стоимости и распределении доходов. При изучении курса необходимо раскрыть объективную необходимость экономических реформ в Казахстане и их содержание. Студенты должны знать основные понятия по оплате труда, занятости, безработице и инфляции, а также других сторон социально-экономической жизни Казахстана

В соответствии с этим, целью изучения данной дисциплины является формирование целостного представления о современной экономике, включающей изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине 20 и начале 21 столетий.

Методика изучения предмета “Основы экономики” строится в основном на сочетании лекционных и комбинированных занятий с использованием дидактических и наглядных пособий, плакатов, электронных учебников и др. средств обучения, а также элементами внедрения нетрадиционных форм обучения.

При изучении дисциплины для студентов предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, заключающиеся в выполнении домашних заданий, решении задач, производственных ситуаций, подготовки рефератов, решении кроссвордов, выполнении тестовых заданий и других форм организации познавательной деятельности.

Контроль за учебной работой студентов осуществляется путем текущей оценки знаний, проведением 2-х обязательных контрольных работ, срезов знаний и проведением рубежного контроля знаний в виде зачета.











2. Планируемые результаты обучения дисциплины


Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в рабочей учебной программе

Студенты должны обладать следующими компетенциями:

В результате изучения дисциплины студенты:


базовыми:

БК 1: Понимать основные экономические вопросы, концептуальные положения теории экономики и основ бизнеса


знают:

- значение экономических терминов, закономерности и принципы рыночной экономики;

- основные направления экономической мысли;

- методы изучения экономики;

- основы экономики производства и потребления;

- организационно-правовые основы предпринимательства в Республике Казахстан;

умеют:

- находить и использовать справочную литературу, материалы СМИ о состоянии национальной и мировой экономики;

- ориентироваться на рынке в условиях неопределенности и риска;

приобрели навыки:

- анализа особенностей развития Республики Казахстан;

- использования методов экономики;

- организации бизнеса;

компетентны:

- понимать источники основных экономических проблем и их последствия;

- способствовать совершенствованию инфраструктуры Республики Казахстан

БК 2: Уметь определять приоритетные направления социально-экономического развития страны, анализировать долгосрочные и краткосрочные программы ее развития

знают:

- приоритетные направления социально-экономического развития Республики Казахстан;

умеют:

- проявлять свою гражданскую позицию;

приобрели навыки:

- анализа долгосрочных и краткосрочных программ развития Республики Казахстан;

компетентны:

- в анализе действующих государственных программ развития Республики Казахстан

БК 3: Знать формы и виды собственности, виды планов, их основные этапы, содержание, стратегическое и бизнес-планирование, определять основные показатели деятельности предприятия.

Умение разрабатывать бизнес-план.

знают:

- основные виды и формы собственности;

- основные этапы и содержание планирования;

умеют:

- составлять текущие и перспективные планы;

- составлять бизнес-план;

- производить необходимые экономические расчеты и вычисления с использованием математических методов;

приобрели навыки:

- работы со справочной и учебно-методической литературой;

- составления бизнес-плана;

компетентны:

- в анализе проблем постановки и реализации целей планирования;

- в анализе факторов внутренней и внешней среды

БК 4: Анализировать тенденции развития мировой экономики, знать основные задачи перехода государства к “зеленой” экономике. Определять возможность успеха и риска предпринимательской деятельности

знают:

- тенденции развития мировой экономики;

- о необходимости макроэкономической стабилизации в переходный период;

- основные задачи перехода государства к “зеленой” экономике;

умеют:

- рассчитывать ВВП и ВНП;

- анализировать экономические аспекты глобальных проблем современности;

- анализировать направления социально-экономического развития общества;

приобрели навыки:

- анализа и оценки теорий рыночной экономики;

- анализа факторов риска в развитии предпринимательской деятельности;

компетентны:

- в методах выбора вида экономической деятельности, принятия решений, самооценки и самоконтроля;

- в вопросах применения на практике теории “зеленой” экономики

профессиональными:

ПК 1: Владение навыками классификации типов рынка и анализа роли конкуренции в рыночном хозяйстве



знают:

- основные форма собственности и их характеристики;

- типы организации производства;

- законы спроса и предложения;

- основные виды конкуренции

умеют:

- ориентироваться в рыночных ценах с учетом спроса и предложения;

- определять тип экономической системы;

- давать характеристику экономических систем;

- давать характеристику основным формам собственности и типам организации производства;

приобрели навыки:

- построения кривых спроса и предложения;

- расчета коэффициентов эластичности и их характеристик;

компетентны:

- анализировать состояние спроса и предложения на рынке

ПК 2: Владеть приемами и методами анализа экономических процессов

знают:

- методы анализа экономических процессов и явлений;

умеют:

- применять методы анализа экономических процессов и явлений в разрезе рассматриваемых вопросов;

приобрели навыки:

- применения методов исследования в изучении экономики Республики Казахстан;

компетентны:

- в выборе способов и приемов решения поставленных задач

ПК 3: Уметь применять законодательные акты (законы, указы, постановления, нормативы) при организации бизнеса

знают:

- цели предпринимательской деятельности;

- факторы и условия развития предпринимательской деятельности;

- основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;

- отличительные особенности организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

умеют:

- анализировать преимущества и недостатки организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

- определять основные показатели экономической деятельности предприятия;

- разрабатывать перспективные планы развития предприятия и бизнеса;

приобрели навыки:

- определения роли управления в предпринимательской деятельности;

- генерации предпринимательских идей;

- работы со справочной литературой и другими источниками информации;

компетентны:

- проводить анализ рыночной конъюнктуры;

- проводить анализ конкурентной среды бизнеса;

- правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли

специальными:

СК 1: Иметь представление о теории распределения доходов.

Иметь представление о понятии отраслях национального хозяйства.

Иметь представление о современной мировой экономике, о международной торговле и экономической интеграции


знают:

- основные факторы производства;

- функции денег;

- основные источники доходов;

- виды заработной платы;

- характеристики систем оплаты труда;

- факторы образования прибыли, виды прибыли;

- виды и функции банков, механизм рынка ценных бумаг;

- организационно-правовые основы предпринимательства;

умеют:

- строить кривые спроса и предложения, определять их эластичность;,

- рассчитывать заработную плату;

- рассчитывать различные виды прибыли;

- знать инфраструктуру рынка ценных бумаг;

- давать характеристику основным макроэкономическим показателям;

- определять виды экономического роста;

- определять взаимосвязь инфляции и безработицы;

- давать характеристику видов инфляции и безработицы;

приобрели навыки:

- расчета повременной и сдельной оплаты труда;

- определения факторов образования прибыли и различных доходов от собственности;

- обладать навыками расчета инфляционных показателей;

компетентны:

- анализировать показатели по труду и заработной плате, прибыли или убытках


3. Тематический план и содержание дисциплины


3.1 Тематический план


№ п/п

Наименование модулей и тем

Количество учебного времени при очной форме обучения (час)

Установленный уровень

Повышенный уровень

Специалист среднего звена

1

2

3

4

5

1

Тема 1: Понятие рынка. Элементы рыночного механизма


2


2

Тема 2: Виды экономической деятельности в Республике Казахстан


2


3

Тема 3: Организация как субъект хозяйствования


2


4

Тема 4: Основные средства организации


2


5

Тема 5: Оборотные средства организации


2


6

Тема 6: Рынок труда


2


7

Тема 7: Структура и штатное расписание организации, производительность труда


2


8

Тема 8: Нормирование труда


2


9

Тема 9: Оплата труда в организации


2


10

Тема 10: Качество и конкурентоспособность продукции


2


11

Тема 11: Затраты на производство и реализацию продукции


2


12

Тема 12: Структура себестоимости продукции


2


13

Тема 13: Механизм ценообразования и основы его регулирования


2


14

Тема 14: Прибыль и рентабельность


2


15

Тема 15: Налоги и налоговая система в Республике Казахстан


2


16

Тема 16: Бизнес-план организации


2


17

Тема 17: Денежно-кредитная и банковская система в Республике Казахстан


2


18

Тема 18: Предпринимательство и его формы в Республике Казахстан. Контрольная работа


2


-

Всего по дисциплине

-

36





3.2 Основное содержание дисциплины

Тема 1: Понятие рынка. Элементы рыночного механизма

Рынок. Рыночный механизм. Функции рынка. Стороны рынка. Законы функционирования рынка. Конкуренция.

Тема 2: Виды экономической деятельности в Республике Казахстан

Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Предприятие.

Тема 3: Организация как субъект хозяйствования

Формы предприятий. Классификация предприятий. Основные экономические процессы на предприятии.

Тема 4: Основные средства организации

Сущность и структура основных фондов, методы оценки ОПФ, износ и амортизация, показатели эффективности использования основных фондов.

Тема 5: Оборотные средства организации

Оборотные средства предприятия, нормирование оборотных средств. Источники формирования и показатели уровня использования оборотных средств.

Тема 6: Рынок труда

Труд. Рынок труда. Функции и задачи рынка труда.

Тема 7: Структура и штатное расписание организации, производительность труда

Производительность и эффективность труда. Показатели труда

Тема 8: Нормирование труда

Кадры строительного предприятия. Классификация кадров строительного предприятия. Структура кадров. НОТ. Производительность и эффективность труда. Показатели производительности труда. Трудоемкость продукции. Виды трудоемкости. Выработка. Факторы, влияющие на производительность труда. Эффективность труда. Показатели эффективности труда. Обеспеченность строительного предприятия трудовыми ресурсами. Штат строительного предприятия. Методы изучения численного состава и движения трудовых ресурсов.

Расчет показателей производительности труда. Норма времени. Норма выработки. Норма затрат труда.

Тема 9: Оплата труда в организации

Заработная плата: экономическая сущность. Виды заработной платы. Формы заработной платы. Методика расчета величины заработной платы.

Тема 10: Качество и конкурентоспособность продукции

Качество и конкурентоспособность

Тема 11: Затраты на производство и реализацию продукции

Издержки: понятие, экономическая сущность. Издержки производства. Издержки обращения. Классификация издержек производства.

Тема 12: Структура себестоимости продукции

Виды себестоимости. Формы себестоимости. Состав затрат, образующих себестоимость продукции строительного предприятия. Фкторы снижения себестоимости. Экономическое обоснование снижения себестоимости.

Тема 13: Механизм ценообразования и основы его регулирования

Виды цен. Ценовая информация на рынке. Порядок ценообразования в предприятиях. Структура цены.

Классификация цен. Структура цены на продукцию строительного предприятия. Элементы цены на продукцию строительного предприятия. Стратегии ценообразования строительного предприятия. Калькуляция.

Тема 14: Прибыль и рентабельность

Коммерческий расчет. Принципы коммерческого расчета. Источники формирования доходов. Структура источников формирования доходов. Валовой доход. Чистая прибыль.

Тема 15: Налоги и налоговая система в Республике Казахстан

Налог. Классификация налогов. Функции налога. Элементы налогов. Методика расчета налогов. Способы взимания налогов.

Тема 16: Бизнес-план организации

Бизнес-план. Значение бизнес-плана. Разделы бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Порядок разработки бизнес-плана.

Тема 17: Денежно-кредитная и банковская система в Республике Казахстан

Деньги. Кредит. Банки

Тема 18: Предпринимательство и его формы в Республике Казахстан. Контрольная работа



4. Реализация принципов практико-ориентированного обучения

модуля

Наименование модуля

Содержание практико-ориентированного занятия

Количество часов

Содержание самостоятельной работы студента

Форма контроля

1

Виды экономической деятельности в Республике Казахстан

Общие типы организации производства. Производство и рынок

2

сравнительный анализ;

методы статистического анализа;

решение задач по алгоритму


сравнительный анализ типов организации производства;

разработка модели экономического развития


Основные средства организации

Сущность и структура основных фондов, методы оценки ОПФ, износ и амортизация, показатели эффективности использования основных фондов.

2

понимание роли основных средств; группировка и классификация основных средств

анализ движения средств на предприятиии, решение задач


5. Контроль планируемого результата обучения


Формы и способы контроля и учета знаний:

  • индивидуальный опрос,

  • фронтальный опрос

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тестовый контроль,

  • задачи,

  • ситуационные задачи,

  • контрольные вопросы.

Вопросы контроля знаний:


1. Предмет экономики.

2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

3. Экономические законы, их система и использование.

4. Методика экономической теории.

5. Общественное производство и его факторы.

6. Общественный способ производства.

7. Социально-экономические системы.

8. Социально-экономическая сущность собственности.

9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.

10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.

11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

13. Денежное обращение и его законы.

14, Сущность рынка и его функции.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

16. Рынок капитала.

17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,

18. Рынок ссудного капитала.

19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

21. Рынок рабочей силы.

22. Биржа труда и ее функции.

23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.

24. Предприятие (фирма) и его функции.

25. Организационно-правовые формы предприятий.

26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.

27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.

28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.

29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.

30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

32. Конкуренция, ее виды и функции.

33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.

34. Естественные монополии и их регулирование.

35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.

36. Издержки производства, их виды и структура.

37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.

38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

39. Влияние факторов производства на доходы.

40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.

41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).

42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.

47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.

48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

49. Кредит и его основные формы.

50. Банковская система, ее структура и функции.

51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РК.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

53. Государственные и местные бюджеты.

54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.

55. Социально-экономические последствия инфляции.

56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.

57. Денежные реформы.

58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

60. Уровень жизни населения и его показатели.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

63. Государственная политика по социальной защите безработных.

64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

66. Свободные экономические зоны, их типы.

67. Международное движение капиталов.

68. Международная торговля.

69. Экономическая политика.

70. Торговый и платежный балансы страны.

71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

72. Валютный курс, его функции и режимы. Методы поддержания валютного курса.

73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.

74. Рыночная экономика и ее основные черты.

75. Приватизация государственной собственности.

76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.

77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в РК.

78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.

79. Этапы развития экономической теории.

80. Система национальных счетов.

81. Лизинг. Формы лизинга.

82. Социальная политика государства.

83. Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления.

84. Валюта. Ее виды и конвертируемостью

85. Валютный рынок и валютные курсы.

86. Теории международной торговли.

86. Рынки с ассиметричной информацией.

87. Капитал: понятие, формы.

88. Земля и рента.

89. Торговая политика государства.

90. Международные экономические организации.


Тесты по предмету “Основы экономики”

Вариант 1


1. Что изучает экономическая наука? Выберите наиболее точное определение:

  1. экономика - это наука, изучающая домашнее хозяйство;

  2. экономика - это наука о выборе общества в условиях ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей;

  3. экономика - это наука, изучающая экономические показатели деятельности предприятий;

  4. экономика - это наука, изучающая условия для получения максимальной прибыли.

  5. экономика - наука, изучающая хозяйственную деятельность государства.

2. 0лигополия — это:

  1. квупная компания, имеющая 80% доли рынка:

  2. господство на рынке нескольких крупных компаний;

  3. сговор продавцов на цену сельхозпродукции на рынке;

  4. диктат производства над потребителем.

  5. господство на рынке одной компании.

  1. Маркетинг — это:

  1. система эффективного сбыта;

  2. комплексная система организации производства, сбыта производимых продуктов,

  3. изучение рынка, формирование спроса;

  4. реклама;

  5. разработка товара;

  6. планирование ассортимента продукции.

  1. Реклама - это:

  1. форма массового увещевания;

  2. информация о качестве товаров, и способах их использования;

  3. сбыт товара;

  4. информация о товарах;

  5. формирование избирательного спроса

  1. Собственность - это:

  1. принадлежность объектов определенным людям;

  2. право владения, распоряжения, пользования в совокупности;

  3. право распределять затраты и доходы;

  4. богатство.

  5. право контролировать ресурсы.

  1. Государственный бюджет - это:

  1. сумма расходов правительства за предшествующий год;

  2. закон, запрещающий правительству расходовать больше средств, чем оно имеет в своем распоряжении;

  3. план расходов и доходов правительства на следующий год.

  4. задолженность перед другими государствами;

  5. сумма доходов за год.

  1. Современная экономика является:

  1. экономикой чистого капитализма;

  2. рыночной экономикой;

  3. нет правильного ответа;

  4. централизованной экономикой.

  5. традиционной экономикой.

  1. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется...

  1. цена;

  2. стоимость;

  3. равновесная цена;

  4. насыщаемость.

  5. баланс.

8 Закон спроса гласит, что

  1. продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по

  2. покупатели будут покупать больше по низким ценам, чем по высоким;

  3. изменение цен мало изменить величину спроса на продукт;

  4. покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар отличного качества.

  5. по мере роста цен на товар величина его предложения на рынке увеличивается.

10. В основном средства, необходимые для расширения производства акционерного общества открытого типа, получают:

  1. путем выпуска акций;

  2. путем выпуска облигаций;

  3. за счет краткосрочных займов.

  4. путем заключения сделки;

  5. оформляя кредиты.

11. Монополистическая конкуренция имеет место, когда:

  1. монополисты конкурируют друг с другом;

  2. много фирм продают сходные товары и дифференцированные товары;

  3. только несколько фирм производят данный товар.

  4. одна фирма господствует на рынке;

  5. много фирм продают одинаковый товар.

    1. Участвуя в экономике, государство...

      1. перераспределяет доходы;

      2. защищает конкуренцию;

      3. стабилизирует экономику;

      4. а) + Ь) +с)+е);

      5. регулирует побочные эффекты.

    2. Наличие в стране людей, которые хотят трудиться, но не могут найти работу

  1. неурядица;

  2. конкуренция;

  3. безработица;

  4. рынок труда.

  5. инфляция.

14. 0бязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с граждан и организаций - это:

  1. налоги;

  2. пошлины;

  3. проценты;

  4. штрафы.

  5. ссуды.

15.Инфляция - это:

  1. падение общего уровня цен в стране;

  2. рост общего уровня цен на товары и услуги;

  3. рост денежной массы;

  4. Ь) +с)

  5. ликвидация обесцененной валюты.

    1. Безвозмездные денежные выплаты государства людям с низкими доходами — это

      1. кредит;

      2. трансфертные платежи;

      3. зарплата;

      4. лотерея.

      5. премия.

17. Политика стабилизации экономики включает:

  1. борьбу с ростом безработицы;

  2. борьбу с увеличением инфляции;

  3. сбалансированное развитие всех регионов страны;

  4. а) + Ь) +с)+е);

  5. поддержание конкуренции.

18. Правительство использует налоги, чтобы

  1. решать общенациональные задачи;

  2. выплатить зарплату работникам государственных предприятий;

  3. построить новые промышленные предприятия;

  4. а) +Ь) + с)+е);

  5. оказывать помощь малоимущему населению.

    1. Какое из следующих утверждений наиболее удачно описывает систему свободного предпринимательства:

      1. государство регулирует экономику только в случае необходимости защиты потребителя;

      2. потребители свободны купить то, что они выбрали;

      3. конкуренция, система ценообразования и частная собственность является основой системы;

      4. бизнесмены владеют капиталом и предприятиями;

      5. хозяйственные отношения на основе обмена.

20. Если действия, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция, то это называется...

  1. зоной критического риска;

  2. зоной катастрофического риска;

  3. зоной допустимого риска;

  4. верны все варианты;

  5. зоной невезения.

21. Ресурсы, необходимые предпринимателям для осуществления идей

      1. деньги;

      2. оборудование;

      3. энергия и навыки;

      4. знания и время;

      5. а)+Ь)+с) + d);.

22.0 предпринимателе правильнее всего сказать, что это человек...

  1. управляющий предприятием;

  2. владеющий контрольным пакетом акций предприятия;

  3. отличаюшийся гтедгтиимчивостью в деловой сЛеие:

  4. чья деятельность направлена на получение прибыли.

  5. на свой страх и риск занимающийся хозяйственной деятельностью для получения прибыли.

      1. При создании акционерного общества к его учредительным документам относятся:

        1. учредительный договор и устав;

        2. только устав, утвержденный учредителями;

        3. устав и учредительный договор (при числе учредителей более одного);

        4. устав, договор, заявление;

        5. договор и заявление.

      2. Борьба производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции в стремлении получить наибольшую выгоду -

  1. конкуренция

  2. конкурентоспособность

  3. неценовая конкуренция

  4. демпинг;

  5. конкуренция недобросовестная.

      1. Для лучшего понимания и прогнозирования покупательского поведения предприниматель должен...

  1. знать покупателей и их желания;

  2. знать где их покупатели делают свои покупки;

  3. знать, когда покупатели делают свои покупки;;

  4. знать, как покупатели делают свои покупки;.

  5. все перечисленные варианты ответов.


Тесты по предмету “Основы экономики”:

Вариант 2

                1. Финансовый отчет, показывающий, чем владеет предприниматель и сколько он должен другим по состоянию на любой заданный день работы предприятия называется:

  1. ценная бумага;

  2. баланс;

  3. вексель;

  4. бюджет;

  5. система двойной записи.

                1. Маркетинг-это:

  1. система эффективного сбыта;

  2. комплексная система организации производства, сбыта производимых продуктов, изучение рынка, формирование спроса;

  3. реклама;

  4. разработка товара;

  5. планирование ассортимента продукции.

                1. Какое из следующих утверждений наиболее удачно описывает систему свободного предпринимательства:

  1. государство регулирует экономику только в случае необходимости защиты потребителя;

  2. потребители свободны купить то, что они выбрали;

  3. конкуренция, система ценообразования и частная собственность является основой системы;

  4. бизнесмены владеют капиталом и предприятиями;

  5. хозяйственные отношения на основе обмена.

                1. Реклама — это:

  1. форма массового увещевания;

  2. информация о качестве товаров, и способах их использования;

  3. сбыт товара;

  4. информация о товарах;

  5. формирование избирательного спроса.

                1. Виды затрат, которые практически не зависят от изменения количества выпущенной продукции называются:

  1. косвенные затраты;

  2. постоянные издержки;

  3. средние издержки;

  4. транспортные издержки;

  5. предельные издержки.

                1. Что понимается под термином «Ликвидность»:

  1. возможность предприятия превращать наличность в безналичность;

  2. возможность предприятия превращать безналичность в наличность;

  3. долговые обязательства;

  4. отгруженные товары и готовая продукция;

  5. дебиторская задолженность.

                1. Знание какого экономического закона позволяет повышать цены и при этом не потерять покупателя?

  1. закон спроса;

  2. закон предложения;

  3. закон уменьшения предельной полезности;

  4. закон Эйнгеля;

  5. закон стоимости.

                1. Путь, по которому движутся товары от производителей к потребителям, называются...

  1. бюджетная линия;

  2. инвестиция;

  3. канал распределения;

  4. деловой цикл;

  5. линия доставки.

9. О предпринимателе правильнее всего сказать, что это человек...

  1. управляющий предприятием;

  2. владеющий контрольным пакетом акций предприятия;

  3. отличающийся предприимчивостью в деловой сфере;

  4. чья деятельность направлена на получение прибыли.

  5. на свой страх и риск занимающийся хозяйственной деятельностью для получения прибыли.

10. Прибыль равна:

  1. сумме денег, вырученной от реализации товаров и услуг;

  2. сумме денег, которую получает за свой труд предприниматель;

  3. выручке от реализации товаров и услуг, за вычетом всех расходов по их производству и продаже;

  4. вознаграждению предпринимателя, полученному им в денежной форме;

  5. разнице выручки и величины себестоимости;

11. Учредителями создаваемого юридического лица могут быть:

  1. только физические лица;

  2. только юридические лица;

  3. как физические, так и юридические лица.

  4. доверенные лица;

  5. лицо подотчетное.

12.0бязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с граждан и организаций - это:

  1. налоги;

  2. пошлины;

  3. проценты;

  4. штрафы;

  5. ссуды.

13.При создании акционерного общества к его учредительным документам относятся:

  1. учредительный договор и устав;

  2. только устав, утвержденный учредителями;

  3. устав и учредительный договор (при числе учредителей более одного);

  4. устав, договор, заявление;

  5. договор и заявление.

14.Для лучшего понимания и прогнозирования покупательского поведения предприниматель должен...

  1. знать покупателей и их желания;

  2. знать где их покупатели делают свои покупки;

  3. знать, когда покупатели делают свои покупки;;

  4. знать, как покупатели делают свои покупки;.

  5. все перечисленные варианты ответов.

    1. Если действия, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция, то это называется...

  1. зоной критического риска;

  2. зоной катастрофического риска;

  3. зоной допустимого риска;

  4. верны все варианты;

  5. зоной невезения.

    1. Ключевыми терминами, объясняющими понятие «предприятие» являются:

  1. идея и план;

  2. реализация;

  3. деятельность;

  4. вознаграждение;

  5. все перечисленные варианты ответов.

    1. Ресурсы, необходимые предпринимателям для осуществления идей -

  1. деньги;

  2. оборудование;

  3. энергия и навыки;

  4. знания и время;

  5. a + b + c+d.

    1. Показатель эффективности использования предприятием основных средств и производственных ресурсов -

  1. рентабельность предприятия;

  2. амортизация;

  3. производительность;

  4. ликвидность;

  5. устойчивость.

    1. Постепенное перенесение стоимости изношенных основных средств на стоимость производимых сих помощью продуктов -

  1. амортизация;

  2. производительность;

  3. прибыль;

  4. износ;

  5. возмещение.

    1. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной экономике?

  1. правительственным регулированием;

  2. конкуренцией;

  3. ценовой стабильностью;

  4. необходимостью экспортировать товар.

  5. факторами производства.

    1. Ограниченное количество товаров определенного наименования, которое можно ввозить в страну —

  1. импорт;

  2. квота экспортная;

  3. экспорт;

  4. лицензия;

  5. лимит.

    1. Борьба производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции в стремлении получить наибольшую выгоду -

  1. конкуренция

  2. конкурентоспособность

  3. неценовая конкуренция

  4. демпинг;

  5. конкуренция недобросовестная.

    1. Коммерческое предприятие отличается от предприятий других типов тем, что для коммерческого предприятия...

  1. прибыль является основным мотивом деятельности;

  2. a + c + d + e;

  3. производимые товары или оказываемые услуги должны пользоваться спросом;

  4. товары и услуги должны полностью оплачиваться;

  5. товары и услуги должны продаваться на рынке.

    1. Вид деятельности по изучению рынка, разработке товаров, с помощью которого достигаются цели фирмы и удовлетворяются нужды потребителей

  1. концепция маркетинга

  2. реклама

  3. маркетинг

  4. менеджмент;

  5. лизинг.

    1. Цена, при которой все количество товара, предложенное для продажи, будет куплено, называется...

  1. договорной ценой;

  2. равновесной ценой;

  3. приемлемой ценой;

  4. выгодной ценой;

E. рыночной ценой



6. Перечень средств обучения и литературы

Основная литература:

  1. Аубакиров Б., Байжумаев Б., Жакипов Ф,. Табеев Т. Экономическая теория КазНУ-2000 год.

  2. Шеденов У.К. Общая экономическая теория. -Актобе: А-Полиграфия, 2004г.

  3. Крымова В. Экономическая теория - Алматы:Аркаим, 2002г.

  4. Отебаев М.О. Микроэкономика — Астана: Фолиант,2007г.

  5. Гукасян Г.М. Экономическая теория Сант-Питербург 2008г.

  6. Алтынбаев Б.А. Основы маркетинга. Учебная пособие. - Алматы: Экономика, 2002г.

  7. Баймуратов.У.Б. Национальная экономическая система. Алматы: Гылым, 2000 год.

  8. Абдикеримова Г.И. Производственная экономика - Алматы 2008г.

  9. Череданова JI.H. Основы экономики и предпринимательства. М. ПрофОбрИздат, 2002 г.

  10. Ю.Дж.Ману, Р.Нельсон, Дж.Тионго Знакомство с бизнесом. МОТ, 1996 г.


Дополнительная литература:

  1. Конституция Республики Казахстан 1995г.

  2. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030 «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

  3. Грязнова А.Г. Экономическая теория Москва 2008г.

  4. Базылев И.И. Экономическая теория Минск 2008г.

  5. Сагадиев К.Н. Интеграция экономики Алматы 2007г.

  6. Фомичев В.И. Мировая торговля - Москва 2007г.


Учебные и справочные пособия:

  1. Липсиц И.В. «Экономика без тайн» Москва: «Дело ЛТД» - «Вита - Пресс»

      1. г.

  2. Автономов B.C., Голдстин Э. «Экономика для школьников».М.: Эконов,

  3. г.

  4. «Универсальный учебный экономический словарь». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 г.

  5. Райзберг Б.А. "Основы бизнеса". М.: "Ось - 89", 1996 г.

  6. Абчук В. "Занимательная экономика и бизнес" СП.: "Тригон", 1998 г.

  7. Основы экономики в вопросах и ответах. Ростов н\Д, Феникс, 1999 г.

  8. Пиндайк Р. Микроэкономика Сокр.Пер.С англ. - Москва Экономика 2005г.

  9. Мамедов О. Современная экономика Ростов-на-Дону: Феникс 2006г.

  10. Элемдш классика Алматы Экономика 2008 жыл.

  11. Большая экономическая энциклопедия - Москва 2008год.

  12. Электронные учебники


Учебно-методическая литература:

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. «Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания». М.: Аспект-Пресс, 1995 г.

  2. Липсиц И.В. «Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» Москва: «Вита - Пресс» 1999 г.

  3. «Разработка модульной программы» в Казахстане, Национальный Наблюдательный Центр в Казахстане, Алматы, 2000 г.