Урок №
Тема: «Русская литература во второй половине XIII –XVвека »
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организационный момент – 1 мин. | Приветствие детей, проверка готовности к уроку. | Ученики приветствуют учителя. |
II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 8 мин. | Звучит колокольный звон. Вступительная беседа - Колокольный звон … и сразу хочется сказать: Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты себя приносила в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились унижать, но ты выстояла и победила ради спасения человечества. Откуда столько силы, Русь- матушка? Сила твоя в истоках твоих христианских, традициях, в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, и черпала из своих родников силы великие, которых хватило на мир весь. Давайте вспомним события XIII – XVвеков.ответ детей: монгольское нашествие, борьба русских земель с Ордой, эпоха раздробленности, объединение русских земель вокруг Москвы. 1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси? 2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII–середине XVв.? 3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство? | Дети отвечают на вопросы: Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси: - разрушение многих городов; -прекращение каменного строительства на Руси; - утрата многих древних книг и икон; - запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла). 2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство. 3. Московское княжество возглавило объединение русских земель. Уч-ся делают вывод. |
III.Изучения нового материала.-17мин. | - На уроке нам предстоит отправиться в путешествие по страницам русской литературыXIII–XV вв. Какова тема нашего путешествия? Предлагаю её расшифровать. А для этого необходимо найти способ чтения слова и восстановить его первоначальный вид. Это слово на экране. ЛQИWТZЕVРNАRТFУGРYА. Итак, тема нашего урока «Русская литература во второй половине XIII– XVвеке». Какую цель мы перед собой поставим? Познакомиться с особенностями русской литературы, письменности. В ходе урока обратить внимание на то, какие изменения в искусстве Руси произошли в это время, с чем они связаны и как эти изменения отразились на укреплении могущества Русского государства. | ЛИТЕРАТУРА Записывают число и тему урока. |
а)Письменность - 7 мин. Литература – 10мин. Физминутка-2мин. | Рассказ учителя - Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. - Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси. А что это за черты мы узнаем, поработав с текстом учебника. Работа с текстом. С.213 2-4 абзаца. И вместе составим схему «Материал для письма». Читаем дальше и составляем следующую схему «Изменение типа письма».Запишите в тетрадь. Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись. Устав- тщательное неторопливое письмо. Полуустав- деловое письмо писцов, одна из разновидностей письма в славянских рукописях, Скоропись - для ведения деловых и хозяйственных документов Вопрос. С чем связаны эти изменения? Отношения с Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Обратимся к тексту учебника. Стр.214 Название произведений выпишите в тетрадь. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. Наклонились влево, вправо Получается на славу! Продолжаем работу. В этот период получили развитие такие жанры как: плетение словес Епифания Премудрого. Жития Сергея Радонежского и Стефана Пермского принадлежат перу Епифания. В своих произведениях он славил подвижников, посвятивших себя просвещению Руси. Проявив большой литературный талант, Пахомий Серб составил ряд житий святых. Он разработал определённый тип жития, традиция которого сохранялась на Руси и в дальнейшем, участвовал в составлении московской великокняжеской летописи, где осуждалось ордынское владычество. Ещё одним из интереснейших произведений было «Путешествие за три моря» Афанасия Никитина, которое вы изучали на уроке географии. Побывав в Индии, Персии, изучив местный язык, познакомившись с традициями и обычаями индийцев описал своё путешествие. Это произведение является ценным литературно – историческим памятником. Вопросы и задания учащимся. Давайте обратимся к историческим документам в конце параграфа, прочитаем и ответим на вопросы к документам. 1 вариант - «Из жития Михаила Черниговского», 2 вариант- «Из жития Михаила Тверского». | Читают текст и выполняют задание. «Материал для письма» Береста→Пергамент→Бумага (сер.XIV в.) «Изменение типа письма». Устав→Полуустав→скоропись (сер.XV в.) Дети отвечают: Всё это ускоряло письмо. Тем более что потребность в нем постоянно увеличивалась, и книги, и деловые и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни. Дети работают с документом. |
III.Закрепления нового материала.-7мин. | 1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры, которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое, что появилось в XIII – XV века: А) бумага; Б) пергамент; В) устав; Г) скоропись; Д)береста Е)устав Киевская Русь РусьXIII – XV веков 2задание.Выберите слова, относящиеся к русской литературе. Парсуна, житие, хождение, поучение, финифть, шатер, эпос. 3задание. Произведения «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» рассказывают о: а) Взятии Казани; б) Куликовской битве; в) Присоединении Рязани; г) Битве на Калке. 4 задание. Какие районы меньше всего подверглись разорению монголо – татар? 1) Северо – Западная Русь 2) Северо – Восточная Русь 3)Юго – Восточная 5 задание. Найти соответствие понятие- определение. 1)летопись | А) жизнеописание святых | 2)житие | Б)народные песни и сказания о героях древней Руси | 3)былины | В) историческое произведение, в котором описание происшедших событий расположены по годам | Выставление оценок(взаимопроверка) - Давайте подведем итог нашего урока. - Что нового мы узнали на уроке? - Какие изменения претерпела письменность в XIV-XV веках? - Какие литературные жанры получили развитие в этот период? - В каких произведениях литературы нашли отражение события монгольского нашествия на Русь? - Достигли ли мы поставленной цели? Познакомиться с особенностями русской литературы, письменности. Сегодня вы придете домой, что вы расскажете своим родителям из того, что вы узнали? | Самостоятельная работа по карточкам Работа по группам Дети отвечают: |
V.Подведение итогов. Рефлексия 2 мин. | Учитель. Сегодня на уроке мы совершили увлекательное путешествие, в ходе которого познакомились с новыми понятиями. - С какими понятиями мы познакомились? Скоропись -полуустав - пергамент Что вам понравилось, что получилось, что особенно удивило, а над чем ещё надо поработать? | Ученики вместе с учителем подводят итоги урока, вспоминая и систематизируя изученный материал. |
IV.Домашнее задание -3мин. | Учитель задает домашнее задание, благодарит детей за урок и прощается Д/З§31 ответить на вопросы стр.217. Вопрос №5 для Ульяны, Анастасии, Антонины, Данилы, Никиты.Для Виктории, Татьяны, Артемазадание будет следующим: составить кроссворд к § из 5-6 слов. | Ученики записывают д/з, прощаются с учителем |
Список использованной литературы:
(http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281)
http://ru.wikipedia.org/wiki
История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса/Е.Г.Пчелов. _М.:»Русское слово», 2007.- 264 с.:ил
Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. _М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.:ил
Повесть о битве на реке Калке».


1.Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки. Запишите их названия в тетрадь
В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них.
А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие и сказал так: «Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей». Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них.
Вопросы: 1.Какова основная идея данного произведения?
2.Какое решение принял совет князей в ответ половецкому князю?
3.Что было главным для автора этого произведения?
Повесть о разорении Рязани Батыем».
2. В год 6745. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном.
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем ИнгваремИнгваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричалЕвпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали.
Вопросы:
1.Какова основная идея данного произведения?
2.Как характеризует автор главного героя ЕвпатияКоловрата?
3.Что показалось татарам в ходе сражения?
Куликовская битва
3.Окончив молитву и сев на коня своего, стал он по полкам ездить с князьями и воеводами и каждому полку говорил: «Братья мои милые, сыны русские, все от мала и до Великого! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился — в эту ночь бдите и молитесь, мужайтесь и крепитесь, господь с нами, сильный в битвах. Здесь оставайтесь, братья, на местах своих, без смятения. Каждый из вас пусть теперь изготовится, утром ведь уже невозможно будет приготовиться: ибо гости наши уже приближаются, стоят на реке на Непрядве, у поля Куликова изготовились к бою, и утром нам с ними пить общую чашу, друг другу передаваемую, ее ведь, друзья мои, еще на Руси мы возжелали. Ныне, братья, уповайте на бога живого, мир вам пусть будет с Христом, так как утром не замедлят на нас пойти поганыесыроядцы».
Ибо уже ночь наступила светоносного праздника рождества святой богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная».
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота (его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем архангельского чина, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного!»
Вопросы:
1.Какова основная идея данного произведения?
1. Как описывает автор Александра Пересвета?
2.С какими словами обращается Дмитрий Донской к полкам?
Технологическая карта урока по истории № 30
Учитель истории МАОУ «Кульминская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Иляева Валентина Петровна
Дата: 26.01.2018 год | |
Класс 6 в (всего учащихся 19 присутствует на уроке ) |
Учебник: История России с древнейших времен до начала XVI века: Линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с. |
Тема: Русская литература во второй половине XIII - XV веке |
План урок | 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3.Изучения нового материала. 4.Закрепление полученных знаний 5.Подведение итогов. Рефлексия 6.Домашнее задание. |
Личностно значимая проблема | знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками. |
Тип урока | комбинированный |
Форма урока | индивидуальная, групповая, фронтальная |
Методы обучения | наглядный, частично-поисковый, практический, контроля |
Цель: | сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы во второй половине XIII – XV веке. |
Задачи | 1. Образовательная - охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись). 2. Развивающая - способствовать развитиюумения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её. 3. Воспитывающая- способствовать формированию у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры |
Цель учащихся на уроке: | 1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к культуре своего народа; 2. Метапредметный результат Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия 3. Предметный результат Научатся:организовывать свою деятельность на уроке; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Оборудование | презентация «Русская культура XIII – XVвеке.», |
Основные понятия, термины | устав, полуустав, скоропись. |
Основные имена | Феофан Грек, Андрей Рублев. |
Основные даты | Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму "Задонщина" |
Связи, устанавливаемые на уроке | 1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века". 2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор" 3. Межпредметные связи - искусство, литература. |
Образовательные ресурсы | 1. Для учителя (http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej - rublev/17-1-0-281) История России с древнейших времен до началаXVIвека: Линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. - М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.: 2. Для учащихся (http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281) История России с древнейших времен до начала XVI века: линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства "Русское слово ", Пчелов Е.В., Лукин П.В. 2015. - 264 с. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. - М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с. Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М., “Олма-Пресс Образование”,2003. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |