Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей эстетико-оздоровительного и естественно-научного цикла Протокол № __1_____ от«____» 2020г. | | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______________ «___» 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Русская тряпичная кукла»
общекультурное направление
(для основного общего образования)
Срок освоения программы 1 год ( 8 класс)
Составитель: учитель ИЗО и технологии
Гусакова М.В.
2020 г.
Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. В процессе разработки программы были рассмотрены: программа курса декоративно – прикладного направления «Традиционные народные куклы», авт.-сост. О. Я. Воробьева; программа «Русская тряпичная кукла» для детского творческого объединения, авт.-сост. С. В. Астраханцева.
Количество часов за год составляет 34 часов. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Возраст детей (14-16 лет).
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Пояснительная записка
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребенка.
Народная педагогика всегда уделяла много внимания подготовке детей к трудовой деятельности. Изготавливая игрушки сначала под руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребенок приобщается к посильному труду, учится работать с различными материалами и инструментами.
Художественная традиция – изготовление кукол – представляет собой коллективное творчество этноса, его «вечно живую душу». Ее уничтожение приводит к утрате эстетических критериев, разрыву между поколениями и в итоге – к духовному кризису общества.
Программа «Русская тряпичная кукла» ставит своей целью познакомить учащихся с русской тряпичной куклой, с историей возникновения её в жизни русского народа, с обычаями наших предков, которые постепенно привлекают внимание молодежи, возобновление русских традиций.
Задачи:
Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Обучить практическим навыкам работы с материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские.
Развивать у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
Прививать любовь к обычаям предков;
Воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Уникальность и условия реализации программы
Уникальность занятий по изготовлению кукол в том, что будет интересно присутствовать и детям, и родителям и педагогам. А в семье учащиеся смогут давать свои «мастер – классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
Формирование знаний и умений по изготовлению тряпичных кукол в будущем будет большим подспорьем в выборе профессии (дошкольное образование, творческая направленность и др.) или в возможности преподавать этот курс в детских учреждениях (кружки, внеурочная деятельность).
Форма занятий и контроля
Практические занятия по данной программе чередуются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются технологические карты изготовления кукол. Дети ведут поисковую деятельность по заданной теме.
По типу управления учебным процессом используется в основном, система малых групп + консультант-руководитель. Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
В зависимости от поставленных задач предполагается использовать различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений, и т.д.), чаще всего в их поисковом решении.
Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих народные праздники, выставки, фестивали.
В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном уроке.
В конце каждого блока проводятся однодневные выставки. Проводится защита работ учащихся.
В конце года организуется выставка - ярмарка выполненных работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, гостей.
Методы обучения:
методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества).
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
• лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
• швейные нитки №40, пряжа;
• вата, отходы ватина, синтепон;
• тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
• ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России,
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
5) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
сформированность правильного отношения к культуре своих предков, своей Родины;
овладение практическими умениями и навыками создания народной куклы;
умение применять свои теоретические и практические знания и навыки в жизненных ситуациях (при проведении МК для младших школьников или же взрослым)
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
• историю русской тряпичной куклы;
• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять требования безопасного труда;
• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном общении благоприятной среды для самовыражения, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятия конкретным творческим делом должны вызвать интерес у окружающих, что будет способствовать более успешной социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Во время освоения материалов данной программы учащиеся могут оформлять свою работу в форме творческого проекта.
Содержание программы:
1. Введение (1ч.)
Безопасность труда. Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).
2.История возникновения и развития народной куклы.
Типы и виды кукол у различных народов.
2. Куклы - обереги (12ч).
2.1. Кукла - Пеленашка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.2.Кукла - Колокольчик
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.3 Кукла - Божье око.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.4. Кукла – Масленица.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.5. Кукла. День и Ночь.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.6. Кукла. Счастье.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы
2.7. Кукла. Берегиня.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3. Обрядовые куклы (7 ч).
3.1 Вепсская кукла. Капустка.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.2 Кукла - Купеничка.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.3 Неразлучники.
Традиции русской народной свадьбы.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4. Игровые куклы (14 ч).
4.1 Кукла-зайчик на пальчик.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.2 Сшивная кукла «На - Выхвалку».
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.3 Кукла перевертыш «Девка- баба».
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.4 Характерные куклы. Баба Яга, бабушки, дедушки.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
4.5 Тряпичная сшивная кукла в праздничном наряде.
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
5. Выставка - Ярмарка.
6. Выполнение проекта.
Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы | Материалы |
теория | практика |
Введение (1ч) |
1 | История возникновения и развития куклы. Типы и виды кукол у различных народов. | 1 | - | МК. Презентация, иллюстративный материал, творческие работы |
Куклы - обереги (15ч) |
3 | Кукла - Пеленашка. | 0,5 | 0,5 | МК. Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки. |
4 | Кукла – Колокольчик. | 0,5 | 0,5 | МК. Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, колокольчик. |
5 | Кукла – Божье око. | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки |
6 | Кукла - Масленица | 0,5 | 2 | МК . Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки |
7 | Кукла- «День и ночь» | | 1 | МК .Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки |
8 | Кукла. Счастье. | 0.5 | 1,5 | МК Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки |
9. | Кукла - Берегиня | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель. |
Обрядовые куклы (8 ч) |
6 | Вепсская кукла. Капустка. | 0,5 | 1,5 | МК. Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, нитки, мулине. |
7 | Кукла. Купеничка. | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель. |
8 | Кукла. Неразлучники. | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Деревянные рейки (веточки) длиной 10 -12см. диаметром 1-2 см. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки. |
Игровые куклы (12 ч) |
9 | Кукла - зайчик на пальчик (закрутка). | 0,5 | 0,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты х/б ткани белого и ярких цветов, нитки. |
10 | Сшивная кукла «На-Выхвалку» | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, кусочки замша и кожи, льняная или пеньковая кудель. |
11 | Кукла перевертыш «Девка-баба». | 0,5 | 1,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, тесьма. |
12 | Характерные куклы (бабушки) | 0,5 | 2,5 | МК .Презентации. Технологические карты. Лоскуты цветной ткани, ножницы, иголки, нитки, мулине, тесьма. |
13 | Тряпичная сшивная кукла. Проект/на выбор/. | 8 | Материалы по оформлению проектной работы. Защита проекта. |
14 | Выставка - ярмарка | 1 | Куклы. |
Итого: 34 часа |
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
• историю русской тряпичной куклы;
• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять требования безопасного труда;
• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном общении благоприятной среды для самовыражения, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятия конкретным творческим делом должны вызвать интерес у окружающих, что будет способствовать более успешной социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Библиография:
Литература:
1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д:
Феникс, 2006. – 347 с.: ил.
2. Воробьева О. Я. Декоративно – прикладное творчество. 5-9 класс: Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
4. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.
5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Интернет ресурсы:
5. Народная кукла http: //vedjena.gallery.ru.
6. Русские обрядовые куклы: http://club.osinka.ru.
7. Ручная Работа: http://handmade.idvz.ru.