Тема урока: Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы.
И. Никитин «Встреча зимы»
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством И.С. Никитина, показать детям красоту поэзии поэта;
-развивать: умения анализировать поэтическое произведение, навыка
выразительного чтения, словарный запас обучающихся, образное мышление, внимание, эстетический вкус, самооценку и взаимооценку;
воспитывать: любовь к родной земле, к русской природе, наблюдательность, интерес к творчеству И.С. Никитина, культуру общения на уроке, умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.
Тип урока: урок освоение новых знаний.
Формируемые УУД на уроке:
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.
Предметные результаты:
находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Ход урока
I. Организационный момент.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылаясвой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
II. Речевая разминка.
Но вначале давайте немного разомнемся.
Произношение скороговорки учителем
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. | А вот белка не бела. Белой даже не была. |
- чтение скороговорки: хором с ускорением темпа 3 раза, по цепочке.
2. Упражнение «Прятки» (среди букв, написанных на доске, найти слова:
(ИОТУАОСЕНЬИДРАЗИМАСВДОПР)
Игра «Пропавшие слова».
Читаю текст. Дети добавляют недостающие слова.
Осень. Все дорожки в парке покрыты опавшими … . Небо затянуто серыми … . Далеко на юг улетели … . Вот-вот пойдет надоевший…
III. Проверка домашнего задания:
Конкурс «Лучший чтец».
IV. Актуализация знаний
Из разноцветной, разноликой осени мы попадём совсем в другое время года, и всё это благодаря стихам Ивана Саввича Никитина. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение и будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша цель - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.
- Откройте учебник на стр. 68 и прочитайте название произведения.
- Рассмотрите иллюстрации к нему.
— Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)
— Ребята, а кто из вас любит это время года? За что вы любите зиму?
Звучит музыкальный отрывок из балета С. Прокофьева «Золушка» «Вариации Феи Зимы»
- Послушайте отрывок из балета Прокофьева, который называется «Вариации Феи Зимы».
- Как вы думаете, почему я поставила сегодня эту запись?
Беседа эмоционально-оценочного характера.
- Что вы услышали в музыке?
- Что чувствовали?
V. Работа по теме урока.
1. Работа с биографией автора
2. Словарная работа.
Я думаю, что некоторые слова из стихотворения вам будут непонятны. Давайте их разберем. (слова написаны на доске)
Алмазы Раздолье | Угрюмые небеса Сумрачный лес Лежит полотном Просим милости Не стать привыкать | Кровь морозом горит |
3. Первичное чтение – прослушивание стихотворения в исполнении артиста.
Физкультминутка
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие картины вы увидели? Как они меняются?
- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
2. Повторное чтение
Жужжащее чтение с карандашом в руках, чтобы подчёркивать непонятные слова и выражения,
Обсуждение непонятных слов и выражений,
Чтение вслух по строкам по «цепочке»
Выборочное чтение
— Можно ли сказать, что И.С. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
— Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
— Какому времени года посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег)
— Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво)
— Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)
— Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.)
Физкультминутка:
1) для глаз:
Быстро поморгать глазами по 4 раза. Повторить 3 - 4 раза.
Широко раскрыть глаза
Упражнение «День – ночь». Повторить 4 - 5 раз
Упражнение «Пальминг».
3. Анализ произведения
- Как автор описывает погоду вчера поутру? (зачитать первые два
четверостишья)
- Подберите слова, обозначающие действие этих предметов: (на доске)
дождь туман лес
(стучал) (вставал) (плакал)
- Описывая дождь, туман и лес, автор наделяет неживые предметы
чертами живого. Каким настроением проникнуты эти строки? (тоски, печали)
- Какие изменения произошли в природе в полдень? (зачитать третье
четверостишье) С чем сравнивает поэт снежок?
- Как преобразилась природа на другой день?
- Какими словами автор говорит о ночи, о снеге? (зачитать 4 и 5
четверостишья).
- Как вы понимаете выражения «безлюдный простор»? «побелевшие поля»?
- Изменился ли лес? Какими словами Никитин говорит о лесе? (выборочно зачитать)
- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?
- От чьего имени идёт обращение к зиме?
- А как по-другому можно сказать про слово метель? Подберите синоним к этому слову (вьюга, буря, ураган, пурга, позёмка).
- Почему для русского человека зима не страшна?
- (зачитать три последних четверостишия) Как вы их поняли?
- В чём основная мысль этого стихотворения?
4. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег» – Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети? |
5. Подготовка к выразительному чтению - Чтение за диктором (Работа над половиной произведения, до слов «Искони уж таков…»)
VI. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Почему произведение называется «Встреча зимы»?
- Что хотел сказать Никитин своим стихотворением?
- Чему научились? Что нового узнали?
- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного.
- Страница 68-70, научиться читать стихотворение выразительно.
- Нарисовать рисунок к одному эпизоду из стихотворения.
- По желанию выучить часть стихотворения.
Народные приметы на Покров (14 октября)
Покров – первое зазимье.
Какой Покров – такая и зима будет.
Если журавли до этого дня улетели в теплые края, то зима будет ранняя и холодная.
Если к Покрову береза и дуб полностью листья сбросили, зима будет теплой.
До Покрова – осень, после Покрова – зима наступает.
Покров землю покрывает – где листом, а где первым снежком.
Если белка до 14 октября вылиняла, то зима будет хорошей.
В этот период шла активная подготовка к предстоящей зиме. Мужчины заготавливали дрова и утепляли дома, а женщины пряли, шили и ткали. В народе говорили: «Чини шубу до Покрова – иначе тепла не будет», «Захвати до Покрова тепла». Скотину в последний раз выпускали в поле. Её кормили сеном из последнего снопа нынешней жатвы. Покров – последний день сбора грибов: рыжиков и гроздьев.
В этот день в первый раз в жилых горницах топили печи. По этому поводу пекли блины. Истоки обычая печь блины на Покров связаны с культом предков и почитанием всех усопших родственников. Осенью, когда переходили из летних помещений жить в теплую зимнюю избу, считалось, что горячими блинами необходимо помянуть умерших предков – хранителей домашнего очага. По поверью, души предков незримо обитают в углах дома и охраняют жилище от всего дурного.