СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс Работа с несплошным текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс Работа с несплошным текстом»

Фрагмент урока по русскому языку во 2 классе "Развитие читательской грамотности учащихся с помощью несплошного текста - афиши""

Класс

2

Предмет

Русский язык

Раздел, подраздел/сквозная тема

Традиции и фольклор. Глаголы с различным лексическим значением.

Праздники. Народные обычаи и традиции.

Цель обучения

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.

2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему.

2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.

Цель фрагмента урока

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение через чтение афиши.

Находить информацию по двум источникам.

Определять глаголы с различным лексическим значением.

Количество учащихся

15

Ожидаемый результат

- активно поддерживать диалог по теме, обсуждать мнение через чтение афиши,

- извлекать информацию из афиши,

- определять лексическое значение глаголов,

- находить лишнее слово,

- эффективно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Краткое описание, используемого текста, педагогических подходов, используемых при формировании читательской грамотности (не более 150 слов)


Для развития читательской грамотности использую работу над несплошным текстом – афишей. Закрепить понятие «афиша», в данном случае –это объявление о празднике. Информирование жителей о предстоящем событии.

Изучение афиши проведу с помощью метода «Вижу-думаю-задаю вопрос»,«Вопрос –ответ»,которые позволят более глубоко осознать учащимися идею данной информации, умение формулировать основные выводы, осмысливать ее, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний учащихся. Умение находить глаголы и определять их лексическое значение, выделять лишнее слово. Использую эффективные методы включенности всех учащихся: коллективная работа, индивидуальная, групповая, дифференцированное обучение. Работа с источниками: словарь и википедия. Личностно-ориентированная технология предоставляет возможность каждому ребенку задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи; обмениваться мнениями, оценками; стимулировать учащихся к дополнению и анализу ответов учащихся, а также создавать ситуации успеха для каждого обучающегося.Формативное оценивание направлено на самооценивание и «2звезды и одно пожелание» - на взаимооценивание.Данные приемы оценивания развивают у ученика способность оценивать и улучшать свою собственную работу, повышают мотивацию к обучению.




Этап и

время





Действия учителя

Действия учащихся


Формативное оценивание

Дифференциа-ция

Середина урока.

(20мин)



2 мин













5 мин












3 мин



























2мин
















3мин















5 мин



Работа с афишей.


Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое АФИША?





Где вы, встречали афиши?



Учитель предлагает ученикам познакомиться с афишей, изображенной в учебнике.





Коллективную работу предлагаю провести используя метод «Вижу-Думаю-Задаю вопрос»
















Учитель задает вопрос зля размышления:

- Как вы считаете, а когда можно устраивать Дни хорошего настроения?

Проведем игру «Вопрос –ответ», вы задаете вопросы по изученной афише.





Найдите все глаголы, данные в афише.


Выписывают все глаголы.



Объясняют, какое слово лишнее.






Учитель дает возможность закрепить навыки работы с афишей и поработать в группах, 1 и 2с афишей «Праздник Масленицы»,

3-4 группы «Знатоки традиций».

Учитель дает задание:выписать глаголы указывающие одно лексическое значение и найти лишнее слово, доказать почему?

Составить вопросы по информации данной в афише.



Учитель предлагает обменяться мнениями работы над афишей.



Учащиеся покажут свои навыки работы со словарем Ожегова и википедией (ресурсами интернета).

Примерные ответы учащихся:

1.Работа со словарем Ожегова стр 46.

Афиша — так называется в обширном смысле всякого рода объявление.

2. Интернет ресурсы (википедия)

Афиша — объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте

Приблизительные ответы детей: вблизи театров, кинотеатров, музеев, библиотек…


Ребята работают с афишей.












Метод «Вижу- Думаю- Задаю вопрос»

Примерный ход действий учеников. Каждый ребенок записывает по два примера того, что видит:

Вижу

Думаю

Задаю вопрос

солнце

Радостное, яркое

Какое настроение дарит солнце?

смайлик

Веселый, задорный

О чем сообщает смайлик?

надпись

Красочная , яркая

Что в этот день мы будем делать?

праздник

Хорошее настроение

На какой праздник приглашают жителей?





Все учащиеся участвуют в обсуждении «Вопрос – ответ» (вопросы дети составляют самостоятельно): (приложение 1, для учителя)

Предполагаемые вопросы:

- Когда будет проходить праздник?

- Где состоится мероприятие?

- Как называется праздник?

- А как бы вы по -другому назвали «День хорошего настроения?»

- Кто приглашает жителей на праздник?

- Чем будут заниматься гости на празднике?





С помощью одноклассников и самостоятельно учащиеся находят глаголы.

Выписывают все глаголы: веселиться, бегать, прыгать, танцевать, играть.

- Что вы можете сказать о данных глаголах?

(Они указывают на действия, которые жители будут выполнять)


- Какой глагол лишний? Докажи.

(Лишний глагол веселиться – указывает на состояние человека)


Работа в 4-х группах.

Задание:1-2 группы работают с афишей «Праздник Масленицы»

Выписывают

глаголы указывающие одно лексическое значение и находят лишнее слово, доказывают

почему?

Составляют вопросы по информации данной в афише.

См.Приложение 3(1)

21 марта в 10 часов на центральной площади города состоится

«Праздник Масленицы»

В этот день мы будем петь, кричать, шуметь, играть.

Хорошего всем отдыха! Администрация города.












Задание: 3-4 группы работают с афишей «Знатоки традиций»

См.Приложение 3(2)


Выписывают глаголы указывающие одно лексическое значение и находят лишнее слово, доказывают почему?

Составляют вопросы по информации данной в афише.



Обсуждение работы в группах, между 1 и 2 группами, 3 и 4 группами













































































Самопроверка

См.приложение 2





















Взаимооценка работы в группах

в соответствии с критериями и дескрипторами (см. приложение 5)

В заключении взаимооценка

«Две Звезды и одно пожелание»








Словесная ФО учителя учащихся с низким уровнем подготовки.

Молодец – все выполнено верно.

Хорошо- допустил 1-2 ошибки.

Старайся – если более 3 ошибок. (дать рекомендации)






Сильно мотивированные учащиеся работают со словарем и интернет ресурсами.




















































































Сильно мотивированные учащиеся работают с афишами.














Для детей с низким уровнем подготовки предлагаю

Карточку

«Соотнести Информацию и Результатизученной афиши». – самопроверка по образцу.

(Приложение 4)

















Приложение 1.

Задания, направленные на развитие читательской грамотности:

- на умение найти и извлечь информацию

- Когда состоится День хорошего настроения?

- Где будет проходить праздник?

- Что будем делать на празднике?

- На умение интерпретировать и интегрировать информацию

- Кто желает подарить жителям хорошее настроение?

- Как по-другому назвать «День хорошего настроения»?

- На умение осмысливать и оценивать информацию

- С каким настроением организаторы встретят участников праздника?

- Что будут делать присутствующие на празднике?

Приложение 2

ФО Самопроверки

Критерии оценивания

Дескрипторы обучающихся

Баллы

Называть глаголы

Выписывает глаголы:бегать, прыгать, танцевать, играть - глаголы движения, веселиться.

5б.

Определять лексическое значение глаголов

Доказывает лексическое значение глаголов: бегать, прыгать, танцевать, играть - глаголы движения.

1б.

Выделять лишнее слово

Подчеркивает глагол – веселиться (глагол состояния)

1б.



7б.






Приложение 3 (1)

21 марта в 10 часов на центральной площади города состоится

«Праздник Масленицы»

В этот день мы будем петь, кричать, шуметь, играть.

Хорошего всем отдыха! Администрация города.





















Приложение 3 (2)

3 апреля в 12 часов в школьной библиотеке состоится конкурс

«Знатоки традиций»

На данном конкурсе вы будете думать, размышлять, исследовать, обсуждать.

Желаем удачи!

Администрация библиотеки.



















Приложение 4.

Карточка для детей с низким уровнем подготовки.



Приложение 4.

Соотнести Информацию и Результатам изученной афиши.

Информация


Результат

Место праздника


27 февраля в 14 часов

Организаторы праздника

Центральная аллея

Время праздника

День хорошего настроения

Название праздника

Бегать, прыгать, играть, танцевать

Глаголы движения

Администрация парка

Глаголы состояния

Веселиться, радоваться.



Самопроверка по образцу.

Информация


Результат

Место праздника

27 февраля в 14 часов

Организаторы праздника

Центральная аллея

Время праздника

День хорошего настроения

Название праздника

Бегать, прыгать, играть, танцевать

Глаголы движения

Администрация парка

Глаголы состояния

Веселиться, радоваться.



Приложение 5

ФО для 1-2 групп

Критерии

Дескрипторы

Баллы

Находят глаголы

Выписывают глаголы с одинаковым лексическим значением- глаголами речи.

3б.

Определяют лишнее слово

Подчеркивают лишнее слово, глагол движения.

1б.

Доказывают свой выбор

Приводят доказательства лексического значения глаголов.

1б.

Составляют вопросы по информации данной в афише.

Записывают вопросы.

3б.

Делать вывод об активности учащихся в группе.

Делают вывод об активности участников команды в обсуждении.

2б.

Всего баллов в команде


10б.



ФО для 3-4 групп

Критерии

Дескрипторы

Баллы

Находят глаголы

Находят и выписывают глаголы с одинаковым лексическим значением- глаголами мысли.

3б.

Определяют лишнее слово

Подчеркивают лишнее слово, глагол речи.

1б.

Доказывают свой выбор

Приводят доказательства лексического значения глаголов.

1б.

Составляют вопросы по информации данной в афише.

Записывают вопросы.

3б.

Делать вывод об активности учащихся в группе.

Делают вывод об активности участников команды в обсуждении.

2б.

Всего баллов в команде


10б.