Тема: Гласные буквы и звуки
Класс: 2
Цель: формировать умение определять гласные звуки и буквы
Задачи:
1. Образовательная: закрепить обозначение гласных звуков на письме, научить определять отличия гласных звуков от согласных
2. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Руслановна, и этот урок у вас проведу я.
- Сегодня к нам на урок пришел Тимон. Он играл с Пумбой в прядки волшебной стране, а теперь не может найти его. Тимон просит помочь ему найти друга и отправится в эту страну. Вот только он забыл её название.
- Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять тему сегодняшнего урока.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Итак, кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?___ Верно, а значит и волшебная страна называется? __Откройте учебник на стр. 89 (ой).
- Прочитайте упр. 135.(ое)
- Но перед тем как перейти к выполнению упражнения, давайте вспомним, сколько гласных звуков в русском языке? ( 6 ) ____ перечисли нам, пожалуйста, какие это звуки. А букв? ( 10 ) Назови пожалуйста все буквы. Хорошо. Конечно, все мы немного подзабыли пройденный материал, а поможет нам его вспомнить вот такая подсказочка. Внимание на экран. _____прочитай нам пожалуйста все гл. звуки. ____ прочитай нам гл. буквы. Ребята, обратите внимание на то, как гл. звуки обозначаются на письме. Кто замети? Правильно. На письме они обозначены транскрипцией.
- Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа, упражнение 135 (ое). На одной строке перечисляем все гласные звуки, на второй – буквы, так же как показано в учебнике. ______ прочитай что у тебя получилось.
- Ребята, а кто знает, сколько в русском языке согласных букв? Тем, кто немного забыл, напомню. В русском языке 21 согласная буква и 37 звуков. Почему же звуков больше? Верно. Звуков больше, т.к. они делятся на твердые и мягкие звуки. А сейчас проведем маленький эксперимент. Произнесите букву А, а теперь букву М ( эм ). Как проходит звук при произношении гл. буквы, а согл.? Правильно. Гласный звук состоит только из голоса, поэтому при его произношении воздух проходит через рот свободно, а согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума, поэтому при его произношении воздух проходит через рот, как бы преодолевая препятствие.
- Прочитайте самостоятельно правило в учебнике на стр.89.(ой)
- Итак, из чего состоит гласный звук? Как проходит воздух при произношении гласных звуков? _________попробуй расскзать нам правило своими словами. Отлично.
-. Вот мы и прибыли в волшебную страну Гласнию. А Пумбы по близости все еще нет. Но он оставил нам подсказки, где можно будет его найти. А чтобы их прочесть, нам придется решить задания, которые нам подготовил Пумба, и найти там секретные слова, которые укажут путь к другу.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
- Посмотрите, а вот и первое задание. Но его можно решить лишь в парах. На ваших столах есть листы формата А4 с названиями мультфильмов. Пумба хочет, чтобы мы отгадали названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы, а гласные дописали. Обратите внимание, рядом с некоторыми буквами есть ромбик с цифрой. Вам нужно расставить эти цифры в правильном порядке, чтобы получить слово-подсказку.
Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р - с - л - чк - Русалочка

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ - Красавица и чудовище
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м – щь Чип и Дейл спешат на помощь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н - Каникулы в Простоквашино
Н -, п - г - д - ! Ну, погоди!
ТАНЕЦ
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
- Итак, кто мне прочитает готовые названия мультфильмов?___ Какое слово у тебя получилось в конце? Давайте проверим. У всех такие названия получились ? Слово танец. Наверное Пумба спрятался в танцевальной школе. Нужно отправиться туда. Но сейчас давайте немного отдохнем. Вставайте из-за своих парт и повторяйте все движения за нашим Крошем.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
- Прекрасно, вот мы и пришли. Посмотрите, на стуле лежит еще одна подсказка и задание. Давайте же скорее ее развернем.
- Итак, ребята. Вам нужно прочитайте пары слов. В один столбик записать пары слов, различающихся гласными звуками, а в другой - различающихся согласными звуками.
Бык – бок, дом – дым, балка – палка, гора – кора, мыл – мал, малина – калина.
Слово бык-буква Ы, звук ы, бок – буквы О, звук О. Балка – буква б (бэ), звук б, палка – буква П (пэ), звук п, гора – буква Г (гэ), звук г, кора-буква К (кА), звук К, мыл-буква ы, звук ы, мал-буква А , звук А, малина – буква М(эм), звук М, калина – буква К(ка), звук К.
- Кто хочешь прочитать получившиеся пары слов? Итак, давайте проверим, внимание на экран. Ребята вы отлично справились с заданием. В танцевальной школе есть еще одна комната, давайте поищем Пумбу там.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
- Опять записка. И последнее задание на сегодня от Пумбы. Посередине тетради записываем слово Тест. Ставим вниз цифры от 1 до 4 и рядом пишем букву с правильным выбором ответа. Пропущенную букву в слове подчеркните. Перед тем как вы начнете, хотелось бы еще раз напомнить, что звуки у нас на письме обозначены транскрипцией. У вас 1 минута. Можете приступать.
Тест.
1. В каком слове пропущена гласная буква? Вставьте правильную букву.
а) зве_да б) мя_кий в) ж_вотные г) ло_ка
2. В каком слове пропущена согласная буква?
а) д_брота б) со_нце в) пт_нец г) д_ревья
3. В каком случает ряд состоит только из гласных звуков?
а)[ а ] [ о ] б [ у ] б) м, л, н, о, к в) [у] [о] [а] [э] [и] [ы]
4. В каком случае ряд состоит из согласных букв?
а)м, л, к, [о] б) л, н, к, г в) а, б, ы, м, з
- Итак, ребята давайте проверим. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Напротив каждого правильного ответа ставим + , неправильного - . Внимание на экран.
- Поднимите ручки, те, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну ошибку? А две? Прекрасно.
- Давайте еще раз повторим, что мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Давайте еще раз вспомним, сколько гласных звуков в русском языке? Перечисли, пожалуйста. Из чего состоит гласный звук? Как проходит воздух при произношении гласных звуков? В чем отличие гласного звука от согласного?
- Отлично.
- На столах у каждого из вас лежат вот такие осенние листочки.
Ребята, раскрасьте листочек зеленым цветом те, кому на уроке все было понятно.
Раскрасьте желтым те, кто все понял, но у него были некоторые затруднения.
Раскрасьте красным листочек те, кто ничего нового не узнал, кому совершенно ничего не было понятно.
Ребята, Тимон и Бумба говорят вам огромное спасибо за дружную работу на уроке. . Мне тоже было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания.