I.Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают слова: Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок, Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. Речевая разминка. Чешем щёткой мы щенка, Будет шёрстка так мягка! Скачет радостный щенок, Скрыть он радости не мог! (Слайд 1) | Организует проговаривание правила начала урока, проверяет готовность к уроку. - Прочитайте про себя. - Прочитаем медленно. - Прочитаем быстро. - Какое это произведение? - Докажите, что это стихотворение. Найдите рифму. - Какие чувства хочет передать автор? - Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно. - К какому жанру отнесём это стихотворение? Почему вы думаете, что это скороговорка? | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. Умение находить рифму в стихотворении. | Выразительно читать стихотворение. (Коммуникативные УУД) Уметь находить рифму. (Познавательные УУД) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу. (Регулятивные УУД) |
II. Актуализация знаний. Цели: - повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Читают выразительно стихотворение. Делают выводы. | - Назовите автора, с произведениями которого мы знакомимся? (Слайд 2) - Что вы о нём помните? Это замечательный поэт, знаток детских сердец – Сергей Владимирович Михалков. Родился 13 марта 1913 года в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома, потом сразу поступил в 4 класс. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. В 15 лет было опубликовано первое стихотворение «Дорога». Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа». Во время Великой Отечественной Войны Сергей Михалков был корреспондентом газет. -С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы? (слайд 3) -О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных) Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Сила воли» | Знание материала прошлых уроков, использование ранее изученного материала. | Взаимодействуют с учителем во время вопроса. (Коммуникативные УУД) Уметь делать выводы. (Регулятивные УУД0 |
III. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Цели: - подвести обучающихся к формулированию темы урока, учебных задач; - планирование деятельности на уроке; - формирование новых знаний. | С помощью учителя формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Предполагают о содержании произведения. Слушают аудиозапись. Анализируют содержание произведения. Читают стихотворение. Изучают незнакомые слова. | Сегодня мы продолжим изучать творчество этого поэта и познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича. - Отгадайте загадку: «Лежит - молчит, пойдёшь - заворчит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт». - Какие пословицы о собаке вы знаете? (Собака – верный друг человека) - Почему так говорят? - Как называют детёныша собаки? Постановка учебной задачи - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать произведение? - Сформулируйте тему урока.(Слайд 4) - Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили» -Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока. - Вы уже догадались, кто главный герой в произведении? - Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит? Давайте предположим с вами, что случилось. - Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение. Первичное чтение. - Произведение прочитает нам сам автор (диск с записью). - А что должны делать ученики? (следить, слушать) Дети следят по учебнику Анализ содержания - Какие чувства вы испытывали при чтении? - Почему же грустила девочка? Верны ли были наши предположения? Вторичное чтение. Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение. Чтение стихотворения учащимися по цепочке. Словарная работа –Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем, что надо сделать? (обратиться к словарю или к справочнику). Соотнесем слово и его значение. (Слайд 5,6) Значение, какого слова мы найдём в словаре учебника? ЖБАН – кувшин с крышкой. КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала. ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит вытянувшись, не двигаясь ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел Выборочное чтение. Поработаем с текстом. - Как вёл себя щенок утром? - Как девочка ждала щенка? - Каким вернулся малыш? - Сердилась ли на него девочка? | Умение самостоятельно сформулировать тему урока, поставить учебную задачу. Знакомство с новым произведением. | Уметь оформлять свои мысли в устной форм. Уметь высказывать своё отношение к содержанию прочитанного произведения. Уметь определять цели и задачи урока. Формулировать задачи урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ произведения.(Познавательные УУД) |
IV. Закрепление нового и самостоятельная работа. Цели: - фиксирование нового знания в устной речи; - формирование умения ставить вопросы к прочитанному; - формирование навыков выразительного чтения. | Составляют картинный план. Работают над выразительным чтением. Разгадывают кроссворд. | Составление картинного плана. - Сколько частей можно выделить в произведении? (4) - О чём будет говориться в каждой части? На ваших партах лежат таблицы и картинки. Поработайте с ними в парах. (Слайд7,8) Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть). - Проверка по образцу. (Слайд 9) - Для чего мы составляли картинный план? (он помогает пересказывать, восстановить события) - Определим отношение автора к героям. - Как относится автор к девочке? (ему её жалко) - Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой) Выразительное чтение стихотворения по частям. - Чему научились? (составлять картинный план, определять настроение, с которым надо читать произведение) Разгадаем кроссворд (слайд10) Вопросы: 1. Какой рой летел за щенком? 2. Как называется сосуд, который перевернул щенок? 3. Как лежал щенок после укусов пчел? 4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называлась? 5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? - В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!» - Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их) | Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки. | Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, Слушать и понимать речь других. Уметь работать в паре с другим учеником. (Коммуникативные УУД) Уметь выражать свои чувства при выразительном чтении. (Личностные УУД) |
V. Рефлексия. Цели: - организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Ответы на вопросы учителя. Самооценка. «Незаконченное предложение» (Слайд 11) Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Я поняла, что… Мне захотелось… | - Чьё произведение мы сегодня читали? - Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали? - Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении? Любите животных! | Умение делать выводы и умозаключения. Умение анализировать свою работу. | Уметь оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности. (Регулятивные УУД) |