Современные модели организации образовательного процесса: BYOD,ТРКМЧП, «Обучение вне стен классной комнаты»
и другие
1
Модели обучения
Цель: формирование у учащихся знаний, умений и навыков
Цель: развитие личности ученика
Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования. Так, М. В. Кларин считает, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные (развивающие, направленные на развитие личности ученика). Традиционные основываются на субъект-объектном взаимодействии педагога с обучающимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основа инновационных моделей - субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником. В инновационных моделях образовательный процесс строится как решение проблем и подразумевает высокую самостоятельность учащихся. Рассмотрим некоторые модели.
1
Модель BYOD
BYOD - это акроним английского выражения Bring Your Own Device ("приноси свое собственное устройство")
Педагогический подход, при котором учебная деятельность осуществляется с использованием личных устройств учащихся — планшетных компьютеров и смартфонов, — называется «модель BYOD». BYOD - это акроним английского выражения Bring Your Own Device ("приноси свое собственное устройство").
Смысл BYOD состоит в том, что учителя и администрация школ не запрещают, а разрешают и всячески мотивируют учащихся на то, чтобы они приносили в школу свои ноутбуки, планшетные компьютеры и смартфоны.
1
«Плюсы» BYOD
- Мобильное устройство – забота семьи
- Путь к «легальному» использованию мобильных средств на уроке
BYOD – это способ административно решить две очень важные проблемы, стоящие перед современным образованием. Во-первых, обеспечить каждого школьника инструментом для использования ИКТ на уроке и дома. При использовании модели BYOD мобильное устройство – это собственность и забота семьи, а не школы. Во-вторых, решается вопрос, что делать с мобильными телефонами учащихся на уроке. BYOD – это путь к их «легализации» и превращению из врагов учителей в союзников.
BYOD можно успешно использовать в гибкой модели смешанного обучения, а также в формате «перевёрнутого класса». В первом случае учащиеся, находящиеся в пространстве смешанного обучения, подключаются к Сети, получают доступ к учебным ресурсам и работают с ними самостоятельно или в малых группах, а во втором — используют свои личные устройства для обучения как дома, так и на уроке.
Сегодня разработано много образовательных приложений для мобильных устройств, которые учитель может использовать в учебном процессе для решения различных педагогических задач.
1
ТРКМЧП
- Происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления
- Появляется возможность объединения отдельных дисциплин
- Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения
- Формируется направленность на самореализацию
- Вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене, к сожалению, господствует традиционная методика преподавания в массовой школе, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
1
Три стадии ТРКМЧП
I. Стадия вызова II. Стадия осмысления новой информации III. Стадия рефлексии
В технологии ТРКМЧП выделяют три стадии:
I. Стадию вызова. II. Стадию осмысления новой информации. III. Стадию рефлексии.
На стадии вызова у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, мотивируется интерес к теме, определяются цели нового учебного материала.
На стадии осмысления происходит вдумчивая кропотливая работа с текстом. Значение слова "текст" в данном случае трактуется широко – это и речь педагога, аудио- и видеоматериал, первоисточники, художественный текст, учебник и т.д. Процесс работы ученика с текстом всегда действенный, т.е. это маркировка, составление схем, заполнение таблиц, перфокарт и другое.
Стадия размышления или рефлексии способствует формированию личностного отношения к уроку, материалу. На этой стадии ученик должен каким-то образом выразить свое мнение, например, в дискуссии или в виде письменной работы. На этом этапе происходит переосмысление собственных знаний с учетом вновь приобретенных.
1
Помощь ТРКМЧП ученику
ТРКМЧП помогает ученику:
- Овладеть способами работы с информацией
- Овладеть приемами вдумчивого чтения и структурирования материала
- Сформировать умения задавать вопросы, ставить и решать проблемы
- Сформировать навыки рефлексивного письма
- Овладеть методами групповой работы
- Сформировать умение аргументировано вести дискуссию
Стадии «вызов-осмысление-рефлексия» задают не только определенную логику построения учебного процесса, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, метапредметном характере предлагаемой технологии, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения . ТРКМЧП помогает ученику овладеть способами работы с информацией, приемами вдумчивого чтения и структурирования материала, умениями задавать вопросы, ставить и решать проблемы, навыками рефлексивного письма. Кроме того, технология помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. ТРКМЧП объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока.
1
Задачи учителя
Учителю важно определить:
- Тип учебного материала
- Объем материала
- Стадию урока
Для педагога, планирующего урок по ТРКМЧП, очень важно определить:
тип учебного материала (учебник, художественный текст, дополнительный информационный источник);
объем материала (одностраничный, многостраничный текст);
стадию урока (вызов-осмысление-рефлексия или домашнее задание).
В основе данной технологии лежит принцип самостоятельной деятельности учащихся по определению цели обучения, осуществлению продуктивной работы с информацией и размышлению о том, что они узнали. Учащиеся, работая с материалами урока, информационными источниками любого типа, опираются на ключевые понятия и собственные ощущения (эмоции) от процесса исследования.
1
Технология «Обучение вне стен классной комнаты»
Основная идея технологии
Предоставить учащимся возможность на практике применить имеющиеся знания и навыки, самостоятельно «добыть» новые знания, получить новый опыт, эмоционально его пережить
Основная идея педагогической технологии «Обучение вне стен классной комнаты» заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самостоятельно «добыть» новые знания, получить новый опыт, эмоционально его пережить, возможно, переосмыслить во время обсуждения в группе.
1
Сложность подготовки и проведения уже заложена в самом названии, так как форма образовательной деятельности полностью отличается от традиционной и ломает все стереотипы. Образовательный процесс НЕ разбит на уроки, учащиеся НЕ сидят за партами, у них НЕТ учебников, поэтому педагогу необходимо заранее спроектировать так учебный процесс, чтобы учащиеся не просто гуляли по новому месту, не просто играли, а учились по-новому. В роли педагогического инструментария может стать новый тип планирования в виде «визитной карточки» и учебных материалов. Л. Рождественская, один из авторов внедрения данной технологии, предлагает педагогам при конструировании использовать идеи развития функциональной грамотности и шаблоны заданий, созданные на основе «Пирамиды Блума».
Рассмотрите педагогическое колесо, которое соединяет возможности мобильных приложений, трансформацию обучения, мотивацию, развитие познавательных навыков и перспективные цели образования.
Колесо довольно легко использовать. Это простая схема, доступная каждому педагогу в его повседневной работе; она может использоваться для чего угодно: от планирования курса, занятия, развития конкретных навыков, до написания образовательных целей и проектирования индивидуальных видов деятельности. Суть в том, чтобы пользователь мог найти с помощью колеса лучшее решение стоящих перед ним задач, задавая себе вопросы о выборе и методах.
1