СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоактуализация личности в детском творческом коллективе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье коллективно-творческая деятельность предполагается как определяющее условие самоактуализации личности. Именно в коллективе на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Самоактуализация личности в детском творческом коллективе»

Самоактуализация личности в детском творческом коллективе

Дондукова Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАОУ «Городской дворец детского (юношеского) творчества

г. Улан-Удэ

Аннотация: В статье коллективно-творческая деятельность предполагается как определяющее условие самоактуализации личности. Именно в коллективе на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Ключевые слова: самоактуализация личности, саморазвитие, коллектив, творчество, коллективно-творческая деятельность, детский творческий коллектив.

В современном мире человек часто чувствует себя одиноким. А ведь общение – важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования. От того, как у человека сложится опыт общения в детстве, зависит его способность к рефлексии, то есть положение ребенка в системе личностных взаимоотношений является существенной предпосылкой самоактуализации личности. Мы, в погоне за индивидуальным подходом к развитию личности ребенка, забыли о влиянии коллектива на эту самую личность.

Изучение взаимоотношений и общения внутри детских коллективов является традиционным в отечественной педагогике. Уже Л.Н. Толстой из опыта педагогической работы в Яснополянской школе вынес убеждение о существовании особого явления, которое он обозначил как «Дух школы». Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А.С. Макаренко. Он явился основоположником теории коллектива. Много работал над проблемами коллектива В.А. Сухомлинский: «В коллективной деятельности человеку открывается то, что никогда бы не смогло в работе индивидуальной». [2, с.123]

Социально-педагогическое функционирование детского творческого коллектива

Только в сплоченном детском коллективе, где есть место творчеству, развивается самодостаточная личность.

Человек всегда ощущает себя частью целого. Но все-таки одно дело быть наедине с собой и совсем другое – находиться в массе, среди людей. Здесь, во-первых, меняется сам человек – его реакции на окружающий мир, его чувства, мысли, даже лицо, во-вторых, возникают совершенно новые психические явления, которые могут существовать только в процессе непосредственного общения. «В коллективе человек самореализуется, превращается в подлинно общественную личность». [1, c. 43]

«Коллектив – наиболее характерная система общественных отношений, группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности». [4, c.95] Отсюда, коллективом принято называть объединение людей, обладающее сущностными и структурными признаками – это:

  • общие социально значимые цели,

  • общая социально значимая деятельность,

  • наличие системы требования для достижения целей,

  • взаимозависимость и взаимоответственность членов коллектива,

  • наличие органов самоуправления,

  • коллективные традиции

Детский коллектив – это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. С психологической точки зрения он представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, идет психическое развитие ребенка, становление его как личности.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослыми, при этом важное значение приобретает вопрос о соотношении потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом взрослыми.

«Для хорошего самочувствия личности в коллективе, для ее привязанности достаточно дружеской связи, хотя бы с одним человеком». [3, c.43]

Учитывая это положение, руководителю следует самое серьезное внимание уделить детям, которые, почему бы то ни было, не вошли в малые группы и оказались в изоляции. Если попытки подключить такого ребенка к различным малым группам путем совместных поручений, творческих заданий оказываются неудачными, то педагогу следует взять на себя роль второго необходимого партнера. Во время перерывов между занятиями, когда дети переключаются на неформальные контакты, можно увидеть, с кем они предпочитают общаться. Для того, чтобы создать условия для наилучшего самочувствия ребенка в коллективе, руководитель должен поддерживать дружеские связи. Они гарантируют взаимную лояльность, уступчивость, способствуют взаимопониманию и помощи друг другу в учебном процессе, обеспечивают лучшую «приживаемость» ребенка в коллективе.

Практика показывает, что реальный воспитательный эффект зависит, прежде всего, от педагогического мастерства руководителя детского творческого коллектива. Поэтому очень важен правильно выбранный стиль педагогического руководства. Практически организуя работу детского коллектива, педагог должен преследовать следующие цели:

  • научить детей правильно распределять между собой роли в коллективно-творческой деятельности;

  • научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;

  • научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения

Каждому руководителю свойствен определенный стиль руководства. В детском коллективе не приемлем авторитарный стиль, так как он подавляет творчество. Но не подойдет здесь и демократический стиль – он может привести к конфликту. Исследования показали (приложение 1), что к детскому коллективу более применяем смешанный стиль руководства – авторитарно-демократический. То есть в детском коллективе должно уделяться место самоуправлению. Детское самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога.

Коллективно-творческая деятельность создает условия для становления личности ребенка. А сплоченный детский коллектив благоприятно влияет на социализацию ребенка в обществе.

Список литературы

  1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972г.

  2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М, 1974г.

  3. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 2010г.

  4. Психологический словарь под ред. Петровского. М., 2003г.









Приложение 1

Программа социологического исследования коллективно-творческой деятельности обучающихся

Актуальность исследования: Воспитательные возможности велики и интересовали педагогов всегда. В последнее время в число основных задач выдвинулась проблема детской адаптации в творческих коллективах как главного инструмента эстетического воспитания. Одним из эффективных средств ее решения – является совместная творческая деятельность детей, вызывающая у них большой интерес, имеющая общественную значимость и позволяющая осуществлять содержательное межличностные отношения детей внутри коллектива.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации творческой деятельности, выявляется то, что личность каждого ребенка есть огромная возможность для максимальной творческой самореализации.

Цель исследования: изучение системы ценностей подростков и мотивов их совместной деятельности.

Задачи исследования:

- выявить способы адаптации личности в обществе, социальной группе,

- выявить потребности, интересы подростков в сфере свободного времени.

- определить психологический климат в коллективе

Гипотеза исследования: коллективно-творческая деятельность, при правильно выбранном стиле руководства, может стать основой формирования развитых форм детского коллектива, в котором успешна самоактуализация личности.

Предмет исследования: совместная творческая деятельность учащихся.

Объект исследования: учащиеся в возрасте 12-14 лет.



Диагностика внутренней сплоченности коллектива

образцового ансамбля танца «Сюрприз»

Анкета для обучающихся

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на данные вопросы, которые помогут выявить внутреннюю сплоченность нашего коллектива. По каждому пункту анкеты выбери тот ответ, который наиболее отражает твою точку зрения.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

A) знает больше, чем я;

Б) все вопросы стремится решать сообща;

B) не отвлекает внимание руководителя.

2. Лучшими руководителями являются те, которые:

A) осуществляют индивидуальный подход;

Б) создают условия для помощи со стороны других;

B) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится
высказываться.

3. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

Б) идут к цели, решая проблемы все вместе;

В) всех ведет к цели

руководитель.

4. Мне кажется, я способен на максимальное, когда:

могу получить помощь и поддержку со стороны других; Б) мои усилия достаточно вознаграждены;

есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

5. Мне нравятся коллективы, в которых:

каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

каждый человек может использовать других для решения своих задач.

6. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

A) возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б) возможность получения новой информации от других людей;

B) возможность сделать всем вместе что-то полезное.

7. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

A) предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

B) стремлюсь внести свой вклад в решение проблемы.



8. Основная роль коллектива должна заключаться:

в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми;



9. Мнение о твоем коллективе:

A) коллектив дружный, в нем царит обстановка взаимопомощи и
поддержки;

Б) коллектив раздроблен на мелкие группы;

B) каждый сам по себе.



Анкета для руководителей

  1. Принимаю решения, обычно не советуясь с детьми, сам их поощряю и наказываю.

  2. Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (коллегам

и т.д.).

  1. Стараюсь все вопросы решать вместе с детьми.

  2. Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в коллективе решались только вместе со мной.

  3. Для выполнения поручений приходится уговаривать детей.

  4. Четко разделяю функции, права свои и детей.

  5. Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю.

  6. Случается так, что передаю часть своих функций кому-либо из детей.

  7. Обращаюсь к детям с просьбами, советами, поручениями.

Все ответы оцениваются по 4-бальной шкале:

а) 16-редко

б) 26 - скорее редко, чем часто

в) 36 - скорее часто, чем редко

г) 4 б - часто.

Если вы набрали наибольшее количество баллов, ответив на вопросы 2, 5,8, то у вас либеральный стиль руководства.

Если вы набрали наибольшее количество баллов, ответив на вопросы 3, 4, 9, то у вас демократический стиль руководства.

Если вы набрали наибольшее количество баллов, ответив на вопросы 1, 6, 7, то у вас авторитарный стиль руководства.



Отчет по результатам социологического исследования.

Исследование было проведено в октябре 2021 года.

Количество опрошенных респондентов: 25 детей старшей группы хореографического ансамбля «Сюрприз» (рис. 1-9) и руководитель ансамбля.

рис. 1. Вопрос № 1

рис. 2. Вопрос № 2



рис. 3. Вопрос № 3



рис. 4. Вопрос № 4



рис. 5. Вопрос № 5



рис. 6. Вопрос № 6

рис. 7. Вопрос № 7



рис. 8. Вопрос № 8



рис. 9. Вопрос № 9



Результаты анкетирования руководителя
1-6)26 5-а) 16

2-а) 16 6-в) 36

- в) ЗБ 7 - б) 36

- в) 36 8 - б) 26

9-в) 36

По результатам социологического исследования можно сделать следующие выводы:

  • в коллективе присутствует доверие участников друг к другу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;

  • все коллективные дела решаются сообща и с творческим подходом;

  • руководителю удалось сплотить детей;

  • у руководителя смешанный стиль руководства - авторитарно-демократический, исходя из выше утвержденных выводов, этот стиль наиболее приемлем в детском коллективе.

Таким образом, гипотеза о том, что именно коллективно-творческая деятельность, при правильно выбранном стиле руководства, может стать основой формирования развитых форм детского коллектива, в котором успешна самоактуализация личности, подтвердилась.