Тема урока : «Круговорот воды в природе»
Предмет Окружающий мир
УМК Перспективная начальная школа
Краткая аннотация урока
Урок изучения нового материала проводится с использованием средств ИКТ
Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор Федотова О.Н., рабочая тетрадь Окружающий мир», автор , Федотова О.Н. лабораторные колбы, штатив, сухое горючее в чашечке, спички.
Цель урока
-дать представление о круговороте воды в природе
Задачи урока
-сформировать понятие "круговорот воды в природе"
-расширить и закрепить знания обучающихся о трёх состояниях воды
-учить детей бережно относиться к воде и экономить её
Планируемые результаты
Личностные УУД
Умение:
-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
-аргументировано отстаивать свою точку зрения
-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой
Предметные
-В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.
-В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
-ориентироваться в учебнике;
-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
-работать с информацией
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
-называть свойства воды
-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
-определять цель учебной деятельности самостоятельно
-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
-аргументировано находить и объяснять свои ошибки
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
Умение:
-задавать вопросы
-слушать, не перебивая
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку;
Виды совместной деятельности
-Исследование личного опыта участников совместной деятельности
-Впечатления и переживания
-Пробное действие в особо организованном пространстве
-Рефлексия
-Образование личных смыслов участников совместной деятельности
Материалы по оцениванию
-"Продолжи фразу" (самоанализ)
Формы работы
-фронтальная (Ф)
-в группе (Г)
-в паре (П)
-индивидуальная
Дидактические материалы
- Тест
- Карточки с заданием
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Чудесные превращения воды».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям : ( цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации –проблемный диалог, (моделировали 3 состояния воды( работали в парах) , проводили опыт с водой,( попутно шёл проблемный диалог) работали с учебником по задания учителя( работали в группах ), рассказывали по схеме круговорот воды в природе, задавали друг другу вопросы по прочитанному, по тесту проводили проверку реальных результатов обучения(самопроверка), рефлексия урока была проведена в форме продолжи мои предложения.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. (Разгадывание загадки, объяснение смысла пословицы, моделировали , работали по карточке с заданиями, пересказывали, работали со схемой, с тестом)
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учеников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.( раздавались фишки -1 балл в течение всего за правильно вып. Задание, ответ, действие урока)
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники продолжали учиться овладевать знаково- символическим моделированием : сами составляли модели-схемы на основе ранее полученных знаний о молекулярном строении воды в 3 состояниях.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Использованные ресурсы
Литература
.-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения). Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ Сост. Е.С.Савинов
- Федотова О.Н. Окружающие мир: Методическое пособие: 3 кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 – Ч. 1.
- Федотова О.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1 – М.: Академкнига/Учебник