СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной информационно-коммуникационной технологии учителя-логопеда Дедковской Светланы Николаевны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной информационно-коммуникационной технологии учителя-логопеда Дедковской Светланы Николаевны»

Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательной информационно-коммуникационной технологии учителя-логопеда

Дедковской Светланы Николаевны


Современный мир развивается очень быстро, даже ребенок легко ориентируется в использовании гаджетов, свободно владеет компьютером и интернетом. Современному педагогу открывают неограниченные возможности электронные образовательные ресурсы. Сейчас невозможно обойтись без знания инновационных методов работы, без знания компьютера, отрицая прогрессивные методики и прогресс в целом. И я свою работу не представляю без компьютера и интернета.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев), деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).Они отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации.Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

Основная цель моей работы: создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи и подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге - к успешному обучению в школе.

Речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у детей чувства неуверенности, тревожности. Поэтому основными задачами моей деятельности являются обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи, определения уровня речевого развития и основных направлений и содержания работы, оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к обучению в школе.

Одной из актуальных задач специальной (коррекционной)педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.

Внедрение ИКТ, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, так как у них помимо системного недоразвития всех компонентов речи имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее иделает более эффективной.

Правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.Мультимедийные и интерактивные игры, презентации способствуют формированию и развитию речевой активности, фонематических процессов, словарного запаса и кругозора, навыков правильной речи, обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитию речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи. Использование интерактивных игр в коррекционной деятельности с детьмипредотвращают переутомление.

Работа учителя-логопеда невозможна без проведения качественной диагностики ребенка, так как процесс коррекционно-образовательной деятельности может быть эффективен только в том случае, если он основан на объективном выявлении структуры дефекта, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.

При проведении диагностики, я использую пособие Инны Александровны Ременниковой. В своем электронном мультимедийном пособии «Интерактивная диагностика всех компонентовречи детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) к речевой карте» она объединила традиционные и инновационные технологии для достижения максимального эффекта процесса логопедического обследования и коррекционно-образовательного воздействия. Средства ИКТ вызывают у детей интерес, а применение в электронном пособии анимационных эффектов, красочных картинок, музыки, сказочных и мультипликационных персонажей, позволяет заинтересовать дошкольников в правильном выполнении предлагаемых заданий. В процессе диагностического обследования учитель-логопед не отвлекается для поиска и предъявления ребенку наглядности, картинок, игрушек к каждому заданию, а имеет возможность контактировать с ним, создавать атмосферу положительного настроя, слушать его, задавать вопросы, исправлять ошибки, помогать, подсказывать и одновременно с этим записывать на диктофон ответы и затем заполнить речевую карту.

Владея информационно – коммуникативными технологиями, активно использую интернет - ресурсы для поиска дидактического и раздаточного материала.

Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

Для улучшения качества обучения я составила картотеку интерактивных игр, интерактивную презентацию для диагностики всех компонентов речи, презентации для автоматизации звуков. Активно применяю в работе разнообразные формы ИКТ: презентации, обучающие и развивающие компьютерные программы (Баба - Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Веселые игры для развития речи и слуха», «AzbukaPro», интернет – ресурсы. Использую обучающие презентации в индивидуальной работе (Веселые буквы», «Признаки предметов», «Что делает Мишка?»).

Мною обобщен педагогический опыт на тему «Использование ИКТ в логопедической работе с детьми 1-2 уровня». В 2020 году выступила на ГПС «Использование ИКТ в логопедической работе с детьми 1 – 2 уровня».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Образовательная деятельность с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНа,

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (как индивидуально, так и в микро-группах, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;

- гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности;

- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Обращаясь к анализу результативности внедрения и использования средств ИКТ в логопедической работе, отмечу положительные моменты:

1. Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.

2. ИКТ являются эффективным техническим средством повышающим мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям; стимулируют индивидуальную деятельность, способствуют повышению речевой и познавательной активности, самооценки ребенка; расширяют кругозор детей, воспитывают творческую личность, адаптированную в жизни и в современном обществе.

3. Систематическое и целенаправленное применение мультимедийных презентаций и интерактивных развивающих игр способствует активизации у детей всех компонентов речи, повышаютэффективность логопедической работы, в целом.




ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гаркуша  Ю.Ф.,  Черлина  Н.А.,  Манина  Е.В.  Новые  информационные

технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

2. Кукушкина  О.И.  Применение  информационных  технологий  в

специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

3. Кукушкина  О.  И.  Компьютер  в  специальном  обучении.  Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

4. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,

внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

5. Лизунова  Л.Р.  Использование  информационно-коммуникативных

технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

6. Репина  З.А.  Новые  информационные  технологии:  специализированная

комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,

Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

7.  Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.