СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМООБРАЗОВАНИЕ "Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни" (план по самообразованию в детском саду - старший дошкольный возраст )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Главная задачаснижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. Одним из направлений в моей работе стало формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни детей - это действия, нацеленные на укрепление здоровья, формирование ответственности за свое здоровье. Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться, и сохранить здоровье. В.А. Сухомлинский писал: «…Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».

Просмотр содержимого документа
«САМООБРАЗОВАНИЕ "Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни" (план по самообразованию в детском саду - старший дошкольный возраст )»



МКДОУ детский сад №2 общеразвивающего вида

Воронежская область, р.п. Таловая



ПЛАН по САМООБРАЗОВАНИЮ





«ФОРМИРОВАНИЕ у ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИВЫЧКИ к ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»



Воспитатель: Наталья Ивановна Кострюкова

2024 – 2025 уч.год



ПЛАН по САМООБРАЗОВАНИЮ


Тема:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни».


Цель:

  • создание у детей устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;

  • формирование представлений о здоровом образе жизни, расширение знаний о сохранении здоровья.


Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.


Задачи:


  1. Формировать у детей и родителей навыки здорового образа жизни.

  2. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.

  4. Заинтересовать родителей в воспитании у дошкольников предпосылок осознанного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к своему здоровью.

  5. Разработать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.

Прогнозируемый результат:


  • снижение количества заболеваний у часто болеющих детей в группе;

  • повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья своих

детей;

  • формирование потребности дошкольников в здоровом образе жизни;

  • овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья;

  • знание правил сохранения и укрепления здоровья;

  • умение объяснять значимость здоровья для человека;

  • принятие правил здорового образа жизни в самостоятельной

повседневной деятельности;

  • повышение знаний родителей о ЗОЖ.

Также в результате работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста может снизиться заболеваемость в группе, появиться потребность в ведении ЗОЖ, повыситься уровень физической подготовленности детей.




Актуальность:


Здоровьеэто не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ,ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А. Сухомлинский писал: «…Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».


Дошкольный возраст является решающим в формировании развития физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. 

Необходимо решать проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Для решения важно использовать здоровьесберегающие технологии, вырабатывать правильные привычки, которые помогут привести к положительным результатам.

Проблема здоровья детей наблюдается в последние годы очень остро, характерна тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. К сожалению, экологический фактор, безграмотность взрослых по вопросу культуры здоровья, общая тенденция низкого физического и психического уровня населения, все это ставит перед педагогами дошкольного образования вести активную работу по формированию ценности здорового образа жизни.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Следовательно, формирование основ здорового образа жизни у детей как основы поддержания их здоровья − важная педагогическая задача.

Поэтому формирование знаний об основах здорового образа жизни должно носить активный, управляемый характер, создавая условия для удовлетворения мотивов деятельности детей.

Среди исследователей нет сложившегося мнения в определении здорового образа жизни (далее ЗОЖ).





Ученые, представляющие философско-социологическое направление науки, П.А. Виноградова, О.А. Мильштейн, Б.С. Ерасова, В.И. Столярова рассматривают ЗОЖ в качестве масштабной общественной проблемы. Проблема стимулирования здорового образа жизни дошкольников относится к междисциплинарным, и была отображена в работах педагогов, медиков и психологов. В частности в трудах А.Г. Адамовой, П.А Виноградова, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Я.Л. Мархоцкого, Л.Н. Шаколы, Н. Т. Лебедевой, Т.И. Шамовой, Т.И. Давыденко и других исследователей.

Следовательно, говоря о здоровье дошкольников и при определении критериев сформированности ЗОЖ, стоит опираться не только на ведущие его компоненты, но говорить о критериях предметно, в соответствии с факторами среды в которой пребывает ребенок дошкольного возраста.

Этапы работы по самообразованию:



  • 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

  • 2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

  • 3 этап – практический;

  • 4 этап - подведение итогов.



1 этап (сентябрь)



  • изучение методической литературы по теме формирования у дошкольников привычки к здоровому образу жизни;

  • ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

  • обобщение материала.



2 этап (октябрь)

  • разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

  • разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни»;

  • разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме, в т.ч. разработка демонстрационного материала для занятий с детьми по данной теме;

  • разработка дидактических игр по теме.







3 этап (ноябрь - апрель)



Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь


1. Беседа «Что такое ЗОЖ?».

Цель:

формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, развитие умения самостоятельно следить за своим здоровьем.


2. Беседа «Полезные продукты».

Цель:

ознакомление с полезными продуктами (овощи и фрукты), их пользе для человека.


3. Дидактическая игра

«Что ухудшает здоровье, а что – улучшает».

Цель:

формирование необходимости заботиться о своем здоровье, умение различать полезные и вредные продукты.

1. Анкетирование родителей

«Что вы знаете о здоровом образе жизни?».


2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь


1. Беседа «Мойдодыр».

Цель:

формирование представлений о правилах личной гигиены, элементарных представлений о микробах.


2. Беседа «Почему люди болеют?».

Цель:

уточнение представлений детей о том, как возникают болезни, о микробах и бактериях.


3. Упражнение «Как правильно чистить зубы».

Цель:

закрепление правил ухода за полостью рта, расширение словарного запаса, развитие речи.

1. Буклет

«Что нужно знать о закаливании».


2. Консультация «Берегите глазки».



Январь

1. Беседа «Польза воды».

Цель:

закрепление знаний о значении воды в жизни человека, продолжать формировать развитие умения заботиться о своем организме.


2. Сюжетно-ролевая игра

«Детская поликлиника».

Цель:

формирование представлений о труде медицинского персонала; способствование освоению детьми социальных ролей.


3. Чтение стихотворений:

  • «Грипп»;

  • «Животик»;

  • «Насморк»;

  • «Ангина»;

  • «Айболит»;

  • «Простуда».

Цель:

развитие слуха, понимание содержания стихов.


1. Консультация

«Игры с детьми зимой на свежем воздухе».


2. Подбор художественной литературы по теме.


Февраль


1. Дидактическая игра

«Кто больше назовет полезных продуктов».

Цель:

умение по контуру подбирать реалистические изображения; развитие речи.


2. Беседа «С утра до вечера».

Цель:

ознакомление с распорядком дня, о том, как важно его соблюдать для здоровья.




3. Беседа «Будем стройные и красивые».

Цель:

формирование представлений о правильной осанке для здоровья.


1. Спортивный праздник

«Папа, мама, я – спортивная семья».


2. Индивидуальные беседы по запросу.



Март


1. Беседа «Значение подвижных игр».

Цель:

формирование представлений о значении подвижных игр для здоровья.


2. Беседа «Мои верные помощники».

Цель:

формирование элементарных представлений о роли органов чувств: глаза, нос, уши в жизни человека.


3. Кукольное представление

«Где Тимоша здоровье искал».

Цель:

закрепление представлений о влиянии окружающей среды города на здоровье.

1. Наглядная информация

«Причины плоскостопия».


2. Буклет

«Развиваем мелкую моторику».


Апрель

1. Придумывание движений музыкальных физминуток.

Цель:

развитие движений.


2. Беседа «Путешествие воздушных человечков».

Цель:

формирование представлений о роли солнца, воздуха и витаминов в жизни человека.


3. Беседа «Лекарственные растения».

Цель:

расширение представлений о значении растений для жизни человека.


1. Конкурс стенгазет

«Наше здоровье в наших руках».

2. Индивидуальные беседы по запросу.






4 этап (май)

  • подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.



Изучение литературы по теме:

  1. Агаджанова С.Н. «Правила здоровья для девочек и мальчиков».



  1. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».



  1. Железнова Е.Р. «Развивающая гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников».



  1. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры для старших дошкольников».



  1. Рунова М.А, «Двигательная активность ребенка в детском саду».



  1. Аксенова Н. «Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях» // "Дошкольное воспитание" №6, 2000.

































Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни и здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.







Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• занятия физкультурой, прогулки;

• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

• бережное отношение к окружающей среде, к природе

• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

формирование понятия "не вреди себе сам".

В нашей группе созданы благоприятные условия для эмоционально – комфортного пребывания детей, воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.

Ежедневно мы проводим утреннюю гимнастику, которая вызывает у детей положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, воспитывает внимание, целеустремленность, дает высокий оздоровительный эффект. На занятиях, требующих от детей умственной напряженности, проводим физкультминутки, целью которых является предупреждение утомления детей, восстановления умственной работоспособности, активизация мышления, создания положительных эмоций и повышения интереса к занятиям.

Занятия по физической культуре и плаванию, проводимые специалистами, способствуют общему оздоровлению детей, развитию у них выносливости, физических качеств, двигательных и плавательных умений, основных видов движений; воспитывают у детей такие нравственно – волевые качества, как выдержка, целеустремленность, взаимопомощь, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения.

Ежедневно, по мере пробуждения детей, мы проводим гимнастику пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки стопы.

Развитию физических качеств и двигательных умений воспитанников способствуют физкультурные досуги, различные эстафеты.

Особое внимание мы стараемся уделять организации самостоятельной двигательной активности детей, так как это способствует укреплению здоровья воспитанников, улучшению их физического развития. В нашем физкультурном центре имеется разнообразное физкультурное оборудование для развития основных видов движений (ленточки, султанчики, флажки, жгутики и др.). большой интерес у воспитанников вызывают игры с нестандартным физкультурным оборудованием: «Поймай бабочку», «Допрыгни до стрекозы», «Набрось кольцо» и др.

Организуя самостоятельную двигательную деятельность детей, мы, в первую очередь, обеспечиваем им достаточное место для движений, необходимое количество разнообразных пособий, а для поддержания интереса – их сменяемость.

Для того, чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной активности мы своевременно изучаем круг интересов детей, оказываем им помощь – подсказываем, советуем, подбадриваем, вселяем уверенность, а у более развитых детей воспитываем инициативу, самостоятельность, умение правильно оценивать свои успехи; мы проявляем заинтересованность в разных видах движений детей, создаем доброжелательную атмосферу в группе, участвуем в играх и упражнениях вместе с детьми, стараемся сделать физкультуру занимательной, привлекательной. С этой целью насыщаем жизнь наших воспитанников проблемными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные движения, решать с помощью движений различные задачи, тем самым побуждаем ребенка встать в позицию субъекта познания. Проблемную ситуацию конструируем таким образом, чтобы ребенок сам поставить цель деятельности, выбрать нужные предметы, самостоятельно получить результат, например:





- Как по разному можно пройти по дорожке (на носках, боком, пробежать (быстро, медленно, меняя направление, пропрыгать (на одной или двух ногах, прямо и боком?

- Как можно бегать, не сбивая предметы, расположенные в группе.

Особое внимание мы уделяем интеграции оздоровительной деятельности в образовательную с этой целью активно внедряем здоровьесберегающую технологию В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова.

На познавательных занятиях продолжаем знакомить детей с понятием «витамины». Даем детям в руки натуральные овощи и фрукты, для исследования их всеми сенсорными способами (нюх, форму, вкус). А также проводим игры: «Узнай по описанию», «Узнай по вкусу» и др.

В процессе работы по формированию у детей здорового образа жизни, особое внимание уделяем валеологическому просвещению дошкольников. С этой целью проводим познавательные беседы с детьми на темы: «Откуда берутся болезни?», «Будь осторожен дома», «Когда тебе грозит опасность» и др. (Л. Ф. Тихомирова); «Основные части тела человека: голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос и т. д.», «Как нам помогают глаза?», «Кожа – главная одежда человека», «Я иду в гости», «Правила поведения и общения», «Правила личной гигиены», «Полезные и вредные привычки», «Как сохранить здоровье глаз «Где живут витамины?» и другие.

На занятиях по ОБЖ, продолжаем знакомить детей с понятием «Улица», «Дорога». Проводим по этому поводу беседы и рассматриваем иллюстрации: «безопасность в доме», «правила личной безопасности», «Если ты попал в беду», «Дорожная азбука», «Азбука безопасности».

Организация питания требует от нас выбора эффективных приемов работы с детьми, учета индивидуальных особенностей воспитанников, знания психологических аспектов организации питания и правил этикета. Изучение методического пособия «Ребенок за столом», автор В. Г. Алямовская, помогло нам в работе по формированию у детей культурно – гигиенических навыков, элементарных знаний гостевого этикета, а также в педагогическом просвещении родителей. С целью уточнения и расширения знаний детей об овощах, фруктах, их характерном виде, цвете, условиях произрастания, способах заготовки, употребления в разных блюдах, степени полезности для организма организуем с детьми дидактические игры и упражнения: «Вершки - корешки», «Осенняя ярмарка», «Мы считаем», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Что растет в саду, огороде?», «Найди по описанию», «Угадай - ка», «Кто больше назовет блюд?», «Назови цвет фруктов». Данные игры способствуют развитию у детей познавательного интереса, внимания речи, умений классифицировать, сравнивать, группировать и обобщать, формируют представления о полезности овощей, фруктов, ягод для человека.



Обеспечению психологического комфорта детей в нашей группе способствует: внимательное, заботливое отношение к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их с детьми «на равных» - это укрепляет доверие детей к нам, взрослым. Мы способствуем формированию у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, развиваем умение понимать эмоциональные состояния друг друга, симпатию, чувство сопереживания, учим разрешать конфликтные ситуации. Мы стараемся сделать жизнь детей в детском саду интересной и содержательной, с этой целью используем широкие возможности игровой деятельности: организуем сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры.

Таким образом, проводимая с детьми работа по формированию здорового образа жизни дала следующие положительные результаты: дошкольники умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений (ОРУ, ОВД, спортивные упражнения, уменьшилось число малоподвижных детей, возросла самостоятельность в двигательной деятельности, содержание самостоятельной деятельности детей стало более разнообразным и интересным; дети самостоятельны в самообслуживании, владеют необходимыми культурно – гигиеническими навыками; в игах – активны, положительно относятся к новым упражнениям, интересуются своей внешностью, внутренним состоянием своего организма, дружелюбны, общительны, открыты, с желанием идут в детский сад.

Организуя работу с родителями, мы содействуем формированию потребности семьи в здоровом образе жизни и личного примера в сохранении и укрепления здоровья детей. С этой целью проводим индивидуальные и групповые консультации о значении соблюдения режима дня и необходимостисти подвижного образа жизни, об особенностях рационального питания детей, формирования культурно – гигиенических навыков, некоторых правилах этикета, закаливании и т. д. Ежедневно вечером рассказываем родителям о том, как интересно и содержательно прошел день в детском саду, что нового и полезного узнали дети.