СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Самовольные уходы подростков из семьи»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кончультация для родителей

Просмотр содержимого документа
««Самовольные уходы подростков из семьи»»

ГУ ТО СРЦН №2

Подготовила педагог-психолог

Князева О.В.

Консультация для родителей



«Самовольные уходы подростков из семьи»

В большинстве случаев самовольный уход из дома – это реакция подростка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление детей уйти из дома, в знак протеста, наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые подростки уходят из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Даже в благополучных, на первый взгляд, семьях происходят конфликты, дети уходят из дома – тянутся к уличному общению, когда им дома тоскливо, неуютно, когда чувствуют неприязнь или равнодушие взрослых. В большинстве случаев уход из дома – это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Если такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, воровать. Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы: 1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия. 2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких. 3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых. 4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности. Весьма удачной представляется также зарубежная классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми. Согласно данной типологии выделяются основные группы детей-беглецов: 1. Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы- исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Обычно возникают конфликты с родителями по главным, с их точки зрения, вопросам: свидание с молодым человеком, требования рано приходить домой или запрет на участие в каком-либо важном для них событии. 2. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. В семьях беглецов от проблем, как правило, бывают тяжелые конфликты и напряженность, частые скандалы, битье посуды и побои, присутствует угроза разрушения семьи. 3. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Нередко к уходу из дома их подталкивают и частые угрозы. Такие подростки часто еще более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Основные цели самовольных уходов детей можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти: I. Потребности ребенка не удовлетворены: 1. Подросток может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие ущемления прав ребенка родителями, воспитателями, учителями, старшими воспитанниками; жестокого обращения со стороны родителей, взрослых; буллинга (издевательствами со стороны сверстников). 2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны взрослых. 3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей. 4. Ищет среду, где будет более успешным. 5. Поиск развлечения и удовольствия. 6. Как реакция на тяжело протекающий возрастной кризис. II. Влияние взрослых на уход ребенка: 1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей. 2. Незнание родителями или лицами их заменяющими друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребенка. 3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизней, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми. Исследователи выделяют ряд специфических причин самовольных уходов из семьи: 1. Психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома. 2. Детская ревность, если в семье появился ещё один ребёнок, всё внимание переключено на новорожденного. Как только он почувствует, что ущемляются его права, появится ревность. 3. Пренебрежение мнением ребёнка, неуважение его интересов. Взрослый наглядно показывает, что мнение ребенка абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Это демонстрация неуважения. 4. Невыполнение родителями своих обещаний. Взрослые не сдерживают своего слова. 5. Размолвки родителей могут вызвать у ребенка неуверенность в завтрашнем дне, и может поселиться надолго в его душе, делая его истеричным. 6. Отсутствие контроля за поведением, содержанием и воспитанием. Ощущается ребенком как невнимание к нему. Чаще всего объясняется занятостью родителей. Причины самовольного ухода подростков из дома: - Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения. Профилактические меры: Организуйте свободное время подростка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д. - Переживание «ДРАЙВА» Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Они весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. Профилактические меры: Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где ему предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение. -Скука Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин: 1. Отсутствие смысла жизни в результате: -полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения; -тяжелых разочарований (например, предательство близких людей); -чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много; -чрезмерной критичности взрослых. 2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей. 3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими, а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно. 4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя. Профилактические меры: Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите подростка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Научите его ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги. Создайте ситуацию успеха. Развивайте лидерские качества, уверенность в себе и творческие способности у ребенка. - Принадлежность к социальной группе Подросток, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет, у него силен страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению и подчиняется требованиям неформального лидера группы. Профилактические меры: Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите подростка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Развивайте в ребёнке умение общаться, а также и физическую силу. - Протест против родителей Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению. Профилактические меры: Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Научите подростка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» Научите его не агрессивному, уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет. Ребенок всегда должен знать, что родители его безоговорочно любят(просто что он есть) и всегда поймут и примут его таким, какой он есть, даже если остальной мир отвернется от него. - Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживание тяжелой утраты (смерти любимых людей) Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Профилактические меры: Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений (в любом негативном явлении содержится позитивное зерно), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу. Поддержите ребенка при переживании им горя, разочарования в любви. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ему: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? - Замкнутый круг Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка. Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника. В психолого-педагогической литературе выделяются комплекс причин самовольных уходов детей, среди которых наиболее частыми являются стремление подростков избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться "свободной", "веселой", "лёгкой " жизни, на втором месте жестокое отношение к детям. Отмечают также стремление части подростков привлечь к себе внимание окружающих. Меньше всего детей совершают самовольные уходы по причине немотивированной тяге к перемене обстановки. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности подростка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Как восполнение данных проблем у него появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят яркий, экстремальный характер.