Интерактивные формы взаимодействия с родителями как средство формирования самостоятельности обучающихся
Михайлова А.Н., студентка 4 курса
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных классах»,
Вилюм М.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов
2021 г.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Под самостоятельностью в психолого-педагогической литературе понимается способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, то есть способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь школы. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности школы на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. [6, c. 5]
В современной школе используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: Интерактивные формы взаимодействия с родителями как средство формирования самостоятельности обучающихся. Рассмотрение данной проблемы связанно с тем, что в России от современного человека требуется проявление самостоятельности, которая начинает формироваться со школьной скамьи. В настоящее время наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. [1, c. 10]
Необходимость включения в воспитательный процесс формирования самостоятельности обучающихся описаны в следующих нормативно – правовых документах, таких как: в стандартах второго поколения, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
Между требованиями в НПД к личностным результатам федерального государственного образовательного стандарта относится: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе и теми теоретическими и методическими материалами (план воспитательной работы), которые направлены на развитие личностных результатов в школе.
Между теорией и практикой, портрет выпускника начальной школы во ФГОС: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Между необходимостью формирования самостоятельности у младших школьников и недостаточным количеством методических пособий, направленных на формирование самостоятельности детей младшего школьного возраста. [3, с. 3]
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития самостоятельности у младших школьников посредством интерактивных форм взаимодействия с родителями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор тему исследования: «Интерактивные формы взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся».
Основная часть
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, поэтому его необходимо формировать с детства. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые ребенку интересны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе.
Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Дмитрия Ивановича Писарева, Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Гавриловича Чернышевского и др. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес. [5, с. 6]
Также по мнению специалистов (Т.А. Стефановская, Ф.П. Черноусова, Н.Е. Щуркова), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. [6, с. 15]
Интерактивные формы - это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы. В сборник подобрали подборку, в котором представлены различные интерактивные формы.
К интерактивным формам относятся: педагогические ситуации, семейный клуб, круглый стол, деловая игра, конференция, внеурочное мероприятие.
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения мероприятий.
Деловая игра - это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Конференция (от лат. confero — собирать в одно место) - собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определенных тем.
Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами. [4, с. 8]
В результате пришли к выводу, что сборник интерактивных форм взаимодействия с родителями должен состоят из следующих частей:
1. Титульный лист
2. Аннотация
3. Содержание
4. Пояснительная записка
5. Основная часть
6. Список литературы
7. Приложение
Сборник – это издание, в котором собрано несколько или много произведений одного автора или коллектива соавторов, либо разных авторов.
Сборник интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленных на формирование самостоятельности обучающихся – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса формирования самостоятельности обучающихся.
Интерактивные формы взаимодействия с родителями имеют большое значение для воспитания учащихся. При общении родителей со своими детьми у них развивается познавательный интерес, вырабатывается ответственное отношение в воспитании детей. [9, с. 12]
Целью методической разработки является подбор и систематизация интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся.
Задачи:
1) подбор интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся;
2) систематизация интерактивных форм взаимодействия с родителями по определенным разделам;
3) оформление сборника интерактивных форм взаимодействия с родителями, направленные на формирование самостоятельности обучающихся.
Название | Цель |
«Педагогические ситуации» | Выявить уровень самостоятельности у детей |
Семейный клуб «За руку с семьей» | Сформировать самостоятельность у обучающихся с помощью семейного клуба |
Круглый стол «Самостоятельность ребенка» | Формирование знаний о самостоятельности обучающихся |
Игровые методы «Самостоятельность ребенка – основа его безопасности» | Сформировать самостоятельность у обучающихся с помощью игровых методов |
Конференции «Самостоятельность – показатель взрослости» | Формирование умений на сколько ребенок самостоятелен |
Внеклассные мероприятия «Самостоятельность» | Сформировать самостоятельность у обучающихся посредством внеклассных мероприятий |
Оценка качества разработанного сборника интерактивных форм взаимодействия с родителями будет осуществляться на основе метода экспертных оценок. Выбор экспертов предполагается осуществить по следующим характеристикам: должность, педагогический стаж, профессиональное образование, главные достижения в профессиональной деятельности, наличие опыта экспертной деятельности. Для более качественной и объективной оценки могут выступать несколько экспертов: классный руководитель, учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей начальных классов. [2, с. 3]
Заключение
Таким образом, данная методическая разработка имеет большое значение в формировании самостоятельности обучающихся. Дети и родители познакомятся с разнообразными интерактивными формами, направленные на формирование самостоятельности обучающихся. Это позволит им глубоко и прочно усвоить интерактивные формы, формирует у них практические навыки и умения. Родители активно включаются в воспитание своих детей.
Список литературы
1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов с родителями / М. Г. Агавелян Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 с. (дата обращения: 24.11.2021)
2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном мире / Г. А. Антипова // 2011. — № 12. — С. 88—94. (дата обращения: 24.11.2021)
3. Антипова Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37. (дата обращения: 24.11.2021)
4. Антонова Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьей / Г. Антонова // 2006. — № 2. — С. 66—70. (дата обращения: 24.11.2021)
5. Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы начального общего образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13. (дата обращения: 24.11.2021)
6. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
7. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.
8. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание - 1988. - №9.
9. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 110 с.
10. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании [Текст] / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II международная научная конференция (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.