Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа №7
Сборник
кинезиологических упражнений
для обучающихся младшего школьного возраста
Составитель: Кильдишова
Наталья Викторовна
Кинезиология
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.
Часто данную методику применяют к деткам с проблемным развитием (ДЦП, гиперактивность, аутизм). С помощью упражнений ребенок становится более внимательным, быстрее учится читать и писать, память улучшается, повышается ветроустойчивость.
Стоит отметить, то занятия с детьми проводятся индивидуально. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс.
Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.
Основные задачи кинезиологии:
- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;
- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;
- Развитие речи, навыков письма и чтения;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Формирование навыков для обучения;
- Повышение продуктивности деятельности;
- Устранение дислексии, стресса, апатии;
- Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;
- Формирование пространственных представлений;
- Формирование произвольности;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание положительного эмоционального фона.
При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:
1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
| Упражнение "Ухо - нос" Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот". |
| Упражнение "Змейка" Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали. |
| Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. |
| Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь) |
| Упражнение «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. |
| Упражнение «Дом – ёжик – замок» Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. |
| Упражнение «Ножницы» Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки. |
| Упражнения с кубиками Взрослый и ребенок сидят за столом, напротив друг друга. У каждого два кубика, по одному в руке. Взрослый совершает одновременные движения руками, поворачивая кубики в разных направлениях, ребенок подключается и делает в одном ритме со взрослым. Способы действий с кубиками: одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении от себя, одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении к себе, одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в левую сторону, одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в правую сторону, одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении внутрь, одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении наружу. |
| Упражнения с мячиками У каждого по одному мячику (массажный) Способы действий с мячиками: мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя, мяч в противоположной руке – перекладывать другому, мяч в противоположной руке – себе – другому, мяч не в противоположной руке – другому по диагонали, мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому, 2 тебе, 2 мне, диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому, 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ, 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху. |
| Рисование двумя руками Способы рисования: рисование палочек, движения рук от центра к краям, рисование палочек, движения рук от краев к центру, рисование волнистых линий, движения рук от центра к краям, рисование волнистых линий, движения рук от краев к центру, рисование фигур (круги, квадраты, треугольники), движения рук краев к центру. |