Семейное чтение в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: «С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей» (слайд 3)
К сожалению, в последнее время общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Школа, библиотеки борются с этим. Но и родители так же должны принять участие в решении данной проблемы. И решить эту проблему можно, возродив семейное чтение.
Одним из эффективных средств воспитания любви к книге является семейное чтение. Семейное чтение — это культурная форма внутрисемейного общения, организации досуга всех членов семьи, одна из форм организации жизни и семьи в целом. (слайд 4). Здесь важен не только сам процесс совместного чтения, но, прежде всего — процесс совместного переживания и обсуждения прочитанного, так как именно в ходе него формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи.( слайд 5)
Исходя из обозначенной проблемы, мною были проанализированы научно — методические труды, изучены возможные методы, формы организации семейного чтения в начальной школе. Это позволило задуматься над созданием в рамках внеурочной деятельности программы «Семейное чтение и творческая деятельность обучающихся с ОВЗ в начальной школе». (слайд 6)
Программа «Семейное чтение и творческая деятельность обучающихся с ОВЗ в начальной школе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и может реализоваться по направлению «общекультурное». Программа включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Тематическое планирование.
4. Литература.
5. Приложения (слайд 7)
Целью программы является возрождение традиций семейного чтения и помощь родителям в осознание ценности домашнего чтения как средства воспитания интереса ребенка к книге. (слайд 8)
Для достижения цели выделяются следующие задачи:
1. Приобщить обучающихся к миру литературы.
2. Приобщить учеников и их родителей к семейному чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.
3. Приобщить учеников к регулярному чтению литературы и посещению библиотек.
4. Повышение культуры чтения в семье.
5. Приобщение обучающихся и родителей к совместной творческой деятельности.
6. Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания детей средствами книги. (слайд 9,10)
Основные педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
• деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;
• принцип креативности — предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка и взрослых, на развитие психофизических ощущений;
• принцип добровольного участия детей и их родителей в реализации намеченных целей. (слайд 11)
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися и родителями. Программа предусматривает использование коллективной и индивидуальной форм работы по организации семейного чтения и творческой деятельности обучающихся с ОВЗ в начальной школе:
• Проведение цикла занятий в помощь организации внеклассного чтения детей;
• Проведение Родительских дней в библиотеке, конференций для родителей, организация семейного отдыха;
• Совместное посещение библиотеки родителями и детьми. Организация индивидуальных консультаций по вопросам чтения, проблемам воспитания детей;
• Литературные праздники, бенефисы читающих семей, организация выставок декоративно-прикладного творчества, проведение различных конкурсов, семейных марафонов и др;
• Дни информации, групповое информирование по проблемам семейных взаимоотношений, возрождения традиций семейного чтения;
• Составление рекомендательных списков литературы;
• Организация цикла книжных выставок-советов по организации семейного чтения и воспитания детей, создание информационных стендов, различных экспозиций по проблемам семейного чтения;
• КВН, конкурсы;
• Классные часы;
• Родительские собрания;
• Экскурсии в литературные музеи города;
• Театрализованные постановки;
• Презентации, проекты.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой праздники, викторины, конкурсы и т. д.
Разработанная программа усиливает вариативную часть общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (чтение, русский язык, живой мир, ИЗО, музыка, занимательный труд)
Ожидаемые результаты реализации программы
• Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы;
• Формирование системы информационно-педагогической поддержки мотивации чтения младших школьников;
• Развитие культуры чтения младших школьников, привлечение их к систематическому чтению;
• Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии младших школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данной программы;
• Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность. (слайд 12,13)
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
• интерес обучающихся к литературе;
• творческое отношение к действительности, отраженной в искусстве;
• нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника;
•уважение к семейным ценностям и традициям;
• уважение к культурному наследию страны.
Формы учёта оценки планируемых результатов
1.Опрос.
2.Наблюдение.
3.Диагностика.
4.Анкетирование.
5.Тестирование.
Программа может быть реализована во внеурочной деятельности. Данной программой могут пользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Программа рассчитана на 2 года обучения (36 часов) и предназначена для работы с обучающимися 3-4 классов (18 часов), а также с их родителями (18 часов). (слайд 14)
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е открыта для расширения, определённых изменений с учётом конкретных задач, запросов детей и их родителей.
Хотелось бы показать календарно- тематическое планирование по работе с детьми в первый год обучения (3 класс) (слайд 15)
Содержание программы первого года обучения обучающихся
Тема 1. Русские народные сказки. Малый фольклор.
Посещение библиотеки (согласование темы с библиотекарем). Беседа о малых жанрах фольклора, русских народных сказках. Ремонт изношенных книг.
Тема 2. «Книжкина больница».
Ремонт изношенных книг и прочтение этих книг в семье. Возврат отремонтированных книг в библиотеку. Рассказ семей о произведении: выразительное чтение детьми отрывков из произведения во время пересказа, инсценировка отрывка совместно с родителями.
Тема 3. «Папа, мама, я — читающая семья».
Конкурсы, викторины для выявления круга чтения детей и их родителей.
Тема 4. «Вместе с книгой я расту».
Выставка семейных фотографии с любимыми книгами, с домашней библиотекой. Подготовка эссе или комментариев к данным фотографиям. Буккроссинг — свободный обмен книгами,как среди детей, так и семьями.
Тема 5. «Как рождается книга».
Экскурсия в типографию. Рассказ о печатании, создание книг. Во время экскурсии создается ситуация об испорченной машине по сшиванию книг. Детям предлагается самим сшить по несколько листов из книги, сделать иллюстрации. Работа происходит дома совместно с родителями. (на экскурсию достаточно пригласить 2-3 родителей)
Тема 6. «Юные работники типографии».
Дети дома вместе с родителями собирают по порядку отрывки одной книги, делают иллюстрации. Пересказывают эти отрывки. Далее совместно собирается вся книга полностью.
Тема 7. «Рождение новой книги».
Беседа об издательствах книг, об иллюстраторах, переплете. Задание на дом: создать с родителями свою книгу, проиллюстрировать её, придумать издательство, обложку. Презентация своей книги.
Тема 8. «Весна похожа на победу».
Посещение музея. Экскурсия о подвигах героев в Великой Отечественной войне. Дети совместно с родителями должны сделать выставку книг о войне, семейными реликвиями — фотографии, письма с фронта и прочитать произведение о войне. Пересказ, презентация прочитанной книги.
Тема 9. Вечер инсценировок. (Занятие — отчёт)
Учащиеся вместе с родителями ставят инсценировку произведения (или его наиболее понравившейся отрывок) из перечня книг, которые были прочитаны ими в течения учебного года.
Календарно — тематическое планирование по работе с родителями. Первый год обучения ( 3 класс) (слайд 16)
Содержание программы по работе с родителями. ( 3 класс)
Тема 1. «Традиции семейного чтения».
Диалог с элементами тренинга. «Параллельное» анкетирование родителей. Эвристическая мотивирующая информация для родителей «О чтении языком статистики». Разработка памяток для родителей «Как воспитать книгочея?» Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса на тему: «Пословицы», «Слова на тему». Тренинг «Семейное чтение: Зачем?»
Тема 2. «Детская книга в домашней библиотеке».
Родительское собрание в библиотеке. После посещения библиотеки детьми, родители должны выслушать и записать рассказ ребенка об экскурсии и зачитать на встрече с библиотекарем. Тренинг «Семейное чтение: начни с себя»
Тема 3. Семейная гостиная «Что читать в кругу семьи?»
Дискуссия о детской литературе. Обмен опытом родителей по проблеме чтения в кругу семьи. Составление рекомендательных списков или закладок «Советую прочитать». Тренинг «Секреты формирования круга чтения детей».
Тема 4 . Цикл библиотечных уроков.
Цикл библиотечных уроков: «Жилье книги», «Выбор книг», «Книжка о книжке», «Справочники». Встреча со старшим научным сотрудником библиотеки №18 г.Казани.
Тема 5. Лекторий «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»
Встреча с учеными Института педагогики и психологии КФУ. «Важное дело — воспитание детей. Воспитание детей — это профессия педагога, это главное предназначение родителей». Лекция посвящена тому, как использовать в деле воспитания традиции семейного чтения».
Тема 6. «Вечер в нашей семье».
Мастер-класс в помощь родителям по организации семейного чтения. Инсценирование одного из вечеров семейных чтений.
Тема 7. «Детский периодический журнал как средство формирования читательской культуры младших школьников».
Встреча с сотрудником детского журнала «Салават Купере».
Тема 8. «Друзья и помощники».
Встреча со школьным библиотекарем. Рекомендательный список литературы по организации семейного чтения на летние каникулы.
Тема 9. «Наши результаты»
Итоговое родительское собрание по результатам реализации целей программы за год. Обсуждение, выводы, предложения, отзывы родителей.
Хотелось бы попросить администрацию и руководителей метод объединения, чтобы они рассмотрели данную программу, внесли свои коррективы и разрешили апробировать данную программу в рамках внеурочной деятельности через два года.
И закончить свое выступление мне бы хотелось слова А. С. Макаренко: «Знакомство с книгой…должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо не был грамотен ребенок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи».( слайд 17)
Спасибо за внимание!