Семинар-практикум
«Компетентностный подход как механизм обеспечения качества образования и его реализация на уроке»
Цель: Содействовать развитию у участников семинара навыков применения современных технологий, форм, методов и приемов в контексте компетентностного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Задачи: Предполагается, что семинар даст возможность
педагогам в самоопределении их личностной траектории развития и самосовершенствования;
вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
создать благоприятные условия для выработки единой педагогической позиции;
повышать уровень исследовательских умений педагогов лицея, развивать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.
Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость применения современных технологий, форм, методов и приемов в контексте компетентностного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся.
Формы организации семинара-практикума: групповая работа, интерактивные приемы «Найди похожих», «Доска ожиданий» и др.
Литература:
1..Запрудский, Н.И., Педагогический опыт и формы представления: пособие для учителя/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2014.-256 с.
2. Запрудский, Н.И., Современные школьные технологии/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2010.-256 с.
3.Запрудский, Н. И. Эффективные практики методической работы в школе / Н. И. Запрудский, Г. А. Сухова. – Минск : Сэр-Вит, 2022. – 172 с.
4.Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструменты: учебно-методическое пособие / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова.-М: АПК и ПРО, 2003.-101с.
5. Хуторской, А.В.Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций [Электронный ресурс]/ А.В.Хуторской//Интернет-журнал «Эйдос».-Режим доступа: http//www.edos.ru/journal/2005/ 1212.htm.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Ход семинара-практикума
1.Вводная часть:
а) метод «Найди похожих»
Цель этапа: преодоление трудностей, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности в группах.
Ход: ведущий говорит фразы-утверждения, к кому они подходят, те выходят вперед.
Фразы:
- кто сегодня провел не менее трех уроков, объясняя новый материал у доски?
- у кого есть ощущение, что он мог бы провести урок в незнакомом классе по любой теме учебного курса запросто?
- кто применяет на уроках компетентностный подход?
- кто использовал сегодня на уроках ИКТ?
- кто часто обращается на уроках к активным методам обучения?
- кто вовремя сдает всю документацию заместителю директора по учебной работе?
-у кого завтра по календарно-тематическому планированию урок контроля знаний?
- кто уже провел первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам?
- кто уже подал заявку для участия в лицейской педагогической конференции?
-кто из вас участвует в профессиональных конкурсах и конференциях?
б) Метод «Доска ожиданий»
Цель этапа: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.
Материал: шаблоны карточек.
Ход: на заранее приготовленные шаблоны участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на магнитную доску.
2. Знакомство с темой, постановка цели семинара-практикума.
3. Активизация и актуальность: «Что помогает современному педагогу в работе? » по первым буквам слова «образование» (вера, оптимизм, интуиция, борьба и т. д.).
Работая долгие годы в образовании вы, уважаемые коллеги, наверное, заметили, что как бы мы ни старались — обучаются успешно не все 100% лицеистов. Почему? Как это объяснить?
Или например, про пресловутые % победителей на олимпиаде. А почему не 100% победителей?
У меня есть много вопросов, на которые я бы хотела найти ответы вместе с вами. Как зажечь искорку в глазах учащихся? Как организовать образовательный процесс и построить образовательную траекторию лицеиста так, чтобы каждый стал успешен. (сообщение цели и задач семинара-практикума).
4. Сообщение плана работы
Наш семинар состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть:
1. Что такое компетентностный подход?
2. Как компетентностный подход использовать на уроке?
3. Что такое ключевые компетенции? Их виды.
4. Что такое компетентность?
Практическая часть:
1.Взаимодействие учитель-ученик на уроке
2.Моделируем современный урок — формируем ключевые компетенции
5. Теоретическая часть семинара-практикума
Содержание современного образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Его задача состоит в достижении нового качества — качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных, быстро меняющихся условиях.
Традиционно вся система образования ориентировалась на знания как цель обучения. Преобразования современного общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к учащимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника умеющего и творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход.
На мой взгляд, компетентностный подход в образовательном процессе — это….совокупность принципов, которые определяют постановку цели, содержание обучения и его организацию, содержание контроля и оценки, ориентированные на овладение учащимися актуальными компетенциями.
Рассмотрим понятия «компетенция» и «компетентность», которые почти синонимичны.
Компетенция — круг вопросов, владение которыми необходимо для эффективной деятельности. Это своего рода заданные обществом требования к образовательной подготовке человека.
В белорусском и российском образовании компетенции называют ключевыми. Они надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. Российский ученый А.В.Хуторской выделяет семь ключевых компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, компетенцию личного самосовершенствования. Все перечисленные компетенции могут быть сконцентрированы в такой форме, как урок.
«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте. Компетентность — опыт, практическая деятельность, связанная с жизнью, основанная на знаниях, умениях, навыках. Учащийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять на практике усвоенное на уроке ранее, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
- Как вы считаете, в чем цель компетентностного образования? (научить получать знания; учить учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать и т.д.)
- С позиции компетентностного подхода, что является непосредственным итогом образовательной деятельности? (Сформированность у учащихся ключевых компетенций)
- Т.обр. данный подход в образовании выделяет на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы. Он формирует способность к практической деятельности.
Например, решим такую практико-ориентированную задачу. Вы проехали на машине две трети вашего пути. В начале маршрута бензобак машины был полным, а сейчас заполнен на одну четверть. Считаете ли вы, что у вас есть проблема?
Автолюбитель решил очистить небольшую алюминиевую деталь машины от масла и грязи и опустил ее на ночь в раствор щелочи. Наутро деталь исчезла. Объясните наблюдаемый результат и напишите уравнение реакции.
В древности для написания икон использовали свинцовые белила. Спустя некоторое время такие иконы чернели. Почему иконы чернели? Какое вещество, используемое также в медицине, применяли для обновления икон?
Но это задания для учащихся.
- Какие требования предъявляются при подготовке педагога к компетентностно-ориентированному уроку?
- исследовать исходный уровень владения учащимися ключевыми компетенциями;
- оценить возможность содержания урока для развития ключевых компетенций;
- увидеть противоречия м/у желаемыми и наличными уровнями владения учащимися конкретными компетенциями;
- сформулировать задания направленные на формирование соответствующих компетенций;
- придумать задания развивающего типа, «проживая» которые учащиеся будут с какой-то вероятностью овладевать той или иной компетенцией.
Данный подход реализуется через использование различных технологий, форм и методов работы на уроках
- Определите три условия (качества) современного урока? (результативность, комфорт, творчество)
6. Практическая часть семинара.
Работать далее вы будете в группах. Надеюсь, вы помните принципы работы в группах. Я лишь скажу, что работать в группе можно по-разному. Поэтому среди вас будут (ведущий семинара раздает таблички): «Автоответчик» (транслирует идеи и мысли группы), «Секретарь» (записывает идеи, вопросы и оформляет результаты работы группы), «Сомневающийся» (задает вопросы ведущему, другим группам и другим членам своей группы), «Хранитель времени» (следит за временем при выполнении заданий).
Задание «Учитель-учащийся»
разделите лист пополам и методом мозгового штурма сформулируйте, как минимум, по три причины...когда учащемуся не интересно учиться, учителю не интересно учить. (на выполнение задания отводится три минуты);
Задание «Исправляем ошибки»
группы обмениваются своими листами и ручкой другого цвета дописываю напротив каждого примера, как исправить данную ситуацию;
Защита проектов.
Задание «Определяем компетенции»
Перед вами таблицы, в которые вписаны задания из разных областей знания (каждая группа получает по два задания). Ваша задача в течение 3 минут рассмотреть их и указать на формирование каких ключевых компетенций направлено выполнение данного задания.
Задания | На развитие какой компетенции направлено |
Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом. Н.Г. Чернышевский в своем произведении “Что делать?” назвал его “металлом социализма”. Задание: 1.Назовите данный металл, дайте ему характеристику на основании положения в Периодической системе. 2.Назовите особенности свойств простого вещества и соединений , образованных этим элементом. | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
Правильно ли поступил судовой врач, используя стерилизованную морскую воду для вливания в организм механику, с редкой группой крови, потерявшему при пожаре большое количество крови? Задание:1. Обоснуйте свой ответ. | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. Задание: 1. О каком веществе идет речь? 2. Перечислите полезные свойства этого вещества. | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий). Задание: 1.Какие металлы образуют сплав «белое золото»? 2.как получают этот сплав? 3.Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0.23 карата. Масса кольца = 3,8 г. 1 карат =0,2 г. 4. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 5. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий? 6. Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы, а не чистое золото? | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
«Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Свой ответ обоснуйте. | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
«Убийство запрещено законом и осуждается моралью. Но в УК РБ «Существует смертная казнь, а значит, существует профессия «палач», как вы относитесь к тому, что случайно узнали, что ваш хороший знакомый – палач?» | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
Напишите домашнее эссе на тему «Всегда ли цель оправдывает средства» | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
Вы капитаны, от которых зависит судьба людей. Известный роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта» начинался с необычного происшествия. Из брюха пойманной акулы вынули бутылку, где была найдена записка: «7 июня 1862 г. трехмачтовое судно «Британия»… Глазго потерпело крушение…..два матроса и капитан Грант достигли 37* широты южной… Окажите им помощь». Вы капитаны кораблей и ваш долг помочь детям капитана найти их отца и спасти тех, кто просит о помощи. Ваша задача – определить возможные места нахождения капитана Гранта. | Ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; коммуникативная; личностного самосовершенствования; социально-трудовая; информационная |
Задание «Моделируем современный урок»
Как мы с вами видим компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиск новых форм работы, методов, технологий обучения.
Все более актуальными в обучении становятся приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одно из требований — включение ребят в совместное целеполагание. И конечно же все мы используем активные методы и приемы обучения.
Сейчас при помощи алгоритмических карточек в течение 15 минут смоделируйте в группе фрагмент или этап урока, направленный на формирование заданной вам компетенции, с использованием различных активных методов и приемов обучения.
1 группа: учебно-познавательная
2 группа: коммуникативная
3 группа: информационная
4 группа: общекультурная
алгоритмические карточки:
- тема урока;
- задача, направленная на создание условий формирования заданной компетенции;
- оборудование к уроку;
- применяемые методы и приемы работы;
- краткое описание фрагмента урока;
- д/з.
Защита проекта.
7. Подведение итогов семинара.
Упражнение «Продолжите фразу»
Сегодня на семинаре я…
Мне было непонятно…
Сегодня мне не понравилось…
Я бы изменил сегодня…
Хотелось бы после семинара...
Я был удивлен (а)…
Я достиг цели нашего занятия, потому что…
Коллеги спасибо за совместную работу!