СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Условия и средства эстетического воспитания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум «Условия и средства эстетического воспитания». Разработан для воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Условия и средства эстетического воспитания».»

Семинар-практикум «Условия и средства эстетического воспитания».

Для воспитания эстетического восприятия в ДОУ необходимы определенные условия. Если среда, в которой живет и развивается ребенок, эстетична, если ребенок наблюдает за культурными отношениями между людьми, слышит правильную, красивую речь, то воспринимать эту среду он будет как норму. Порядок в доме, аккуратность в одежде, красивые предметы быта вызывают положительные эмоции.

Из наблюдений в ДОУ: если на стол перед детьми поставить одинаковую посуду, обычные карандаши для рисования или другие предметы быта, а одному ребенку поставить особенно украшенную посуду или карандаши в красивой коробке, то дети это заметят и у них возникнет потребность иметь такую же посуду, карандаши и так далее.

В эстетике быта должна присутствовать доброжелательная, интонационно богатая речь взрослых. Непривычные слуху детей слова будут вызывать интерес и развивать красоту языка.

Из наблюдений в ДОУвоспитатель изо дня в день приходит к детям в одной и той же одежде, но стоит ему чуть изменить своему стилю в одежде, дети тут же отмечают это словами «вы красивая»«у меня тоже красивое платье»«моя мама тоже красивая». Тем самым дети стремятся подражать взрослому, стремятся к эстетическому комфорту в собственном внешнем виде. Необходимо проговаривать цели и конечный результат в совершении определенных действий, связанных с эстетикой быта, вслух анализировать свои действия и поступки детей. Например: «Миша, давай причешемся после сна, ведь не только девочки должны выглядеть опрятно!», «Ребята, как аккуратно вы поставили игрушки на место, посмотрите, как уютно теперь в комнате!»

Необходимым средством эстетического воспитания является наблюдение за природой. На прогулках важно обращать внимание детей не только на сезонные или погодные явления и изменения, но и на такие нюансы, как блеск росы на траве, необычно изогнутую ветку дерева, яркость красок цветов, как сказочно хрустит снег или как успокаивающе шумит дождь. Необходимо закреплять увиденное словами поэзии.

Еще одним средством эстетического воспитания является искусство: изобразительность, музыка, литература, театр. Особенно чувствительны дети к музыке. Ведь еще в утробе ребенок реагировал на разные звуки. Через мелодию колыбельной младенец начинает реагировать и чувствовать мир.

Увлечь детей художественной деятельностью не составляет особого труда. Стоит только начать взрослому расставлять краски на рабочие столы, как дети начинают оживляться, подбегать с вопросами «а что мы будем делать?»«можно я помогу?»«я хочу вот эти краски»«дайте мне самую тоненькую кисточку».

Все эти средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство – эффективны сами по себе и во взаимосвязи. В непосредственной образовательной и совместной деятельности необходимо использовать правильное их сочетание.

Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников».

- Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами попытаемся определить проблему, узнаем много нового и выполним ряд интересных заданий.

- Тема нашего семинара «Эстетическое воспитание дошкольников».

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Одним из аспектов в формировании эстетического вкуса у детей дошкольноговозраста является – развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

- Как вы думаете, обладаете ли вы достаточным объемом знаний о сенсорных эталонах (нет). Сможет ли педагог, сформировать эти знания у детей, которые в свою очередь будут способствовать развитию эстетического восприятия у детей(дискуссия)

- Рассмотрите картину и скажите, какие цвета и оттенки использовал художник, рисуя небо? (синий, голубой). Для просмотра предлагается любой пейзаж.

- Хочу предложить вам для ознакомления таблицу спектра некоторых цветов и оттенков (Приложение №1). Все ли цвета и оттенки вам знакомы? Давайте проведем эксперимент, который нам поможет ответить на этот вопрос. Если вам знаком цвет, то ставите «+», а если нет, то «-».

– Какая проблема перед нами определилась? (недостаточно высокий уровень сформированности сенсорных эталонов у педагогов).

– Предлагаю вам на время стать великими художниками. Что нам необходимо для создания художественного шедевра (краски, кисть, палитра, и т. п.).Как с можно получить новые цвета? (при помощи смешивания красок). Проводится игра «Спектр».

– С помощью каких средств художественной выразительности можно передать характер картины? (цвет, линии, формы)

- Художники по-разному выражают свои чувства и настроения. Например, грустными или веселыми цветами, злыми или добрыми формами, нежными или грубыми линиями.

- Цвета – теплый и холодный, тихий и звонкий, ритм цветовых пятен и линий, композиция помогут создать интересное произведение. Рассмотрим каждую из этих составляющих в отдельности.

- Что такое звонкие и тихие цвета? (звонкие – яркие насыщенные, а тихие спокойные, не броские).

- Как получить тихие цвета?) Чтобы цвет стал тихим, нужно добавить в него серую краску. Она может быть темной или светлой. Такие цвета придают картине тихое, волшебное настроение.

- А еще художник может использовать ритм. В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен. Ритм пятен можно встретить в природе (фото цветов, ягод)

- Ритм пятен передает движение. Оно может быть спокойное, быстрое, беспорядочное. На картине А. Рылова «В голубом просторе» птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм. Предложить педагогам составить свой ритм пятен (разложить на листе птичек):

- птицы летят цепочкой спокойно, ровно;

- вдруг одна птица вылетела, ритм нарушился;

- птицы в беспорядке слетаются на корм;

- птицы в страхе разлетаются.

- Таким образом с помощью ритма пятен мы показали разное настроение и характер композиции.

- А что же такое ритм линий и как можно с помощью линий повлиять на характер картины? Присмотрись к природе, и ты увидишь не только ритм пятен, но и ритм линий. В ритме линий можно заметить движение. Ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый. Стройные березки тянутся вверх. Их ровные стволы создают свой ритм (фото – березки, схема линий). Травы создают ритм спокойного движения. (фото – травы, схема линий). Ветер обдувает пески, и они создают ритм волнистых линий – змеек (фото – пустыня, схема линий).

– А теперь я предлагаю используя полученные знания, создать шедевр, со своим характером и настроением (рисунки педагогов).

– Что нового вы взяли сегодня из нашего семинара? Могут ли вам пригодиться эти знания в вашей работе и как?

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребенка среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Так же эстетическое воспитание повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Эстетическое воспитание приобщает детей к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Поэтому проблема эстетического воспитания детей является актуальной и значимой для современного общества.

      Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

      Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной эстетической деятельности детей, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.

      Обучающая деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания детей обладают многие виды детской деятельности: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, а также трудовое обучение и множество других видов деятельности.

      Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и ребенка, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

      Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

      Методы и средства воспитания эстетической деятельности. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

      Методы воспитания эстетической деятельности очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

      Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

•        метод убеждения - направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;                                      

•        метод приучения - упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

•        метод проблемных ситуаций - побуждающих к творческим и практическим действиям;

•        метод побуждения к сопереживанию - эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

    Средства воспитания эстетической деятельности. Воспитанием эстетической деятельности мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец.

      Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

      Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

      Свой особый вклад в эстетическое воспитание вносит и трудовая деятельность, которая тесно переплетается с изобразительным искусством – лепка, аппликация.  Эти виды деятельности всегда очень тесно связаны с эстетическим воспитанием. Воспитывающее значение имеет как эстетика самого труда и продуктов труда, так и умения, и навыки, приобретённые в процессе труда, которые позволяют человеку творчески проявить себя.

      Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

       Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы. Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу.

       Любой вид деятельности в ДОУ  может эстетически воспитывать, физкультура, окружающий мир вызывают в ребенке определенные эмоции посредством своего материала. «(Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. В математических представлениях можно рассматривать пропорциональность различных форм, фигур - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического».

        Эстетическая  работа должна включать следующие методы:

  • открытые занятия;

  • беседы;

  • утренники, праздники, развлечения;

  • экскурсии в музеи;

  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;

  • прогулки и экскурсии в природу;

  • привлечение детей с детского сада в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев, музыки).

      В формировании  нравственных убеждений,  эстетических представлений важное значение имеют беседы, открытые занятия.

     Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.

     Открытое занятие отличается от обычного тем, что методику работы педагога могут видеть и перенимать его коллеги.

      Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность педагога. В своей работе, педагог влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. Внешний вид педагога помогает формировать у детей правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека"

     Эстетическое воспитание детей – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

     Эстетическое сознание ребенка — это проявление специфической внутренней активности детей, способствующей восприятию ими действительности, а также их собственному творчеству, созидательной деятельности по «законам красоты, законам прекрасного».

     Кроме того, необходимо на всех занятиях и в свободной деятельности одной из решаемых задач ставить задачу эстетического воспитания личности. Каждый вид деятельности  в той или иной мере решает задачу эстетического воспитания. Развитие речи способствует развитию интереса, умению понимать богатство и красоту речи, родного языка, литературное чтение учит искусству слова богатством литературных образов и средствами их выражения. Окружающая действительность развивает эстетические чувства, наблюдательность, воображение и т.д.  Изобразительное искусство развивает художественное, творческое, системное, композиционное, пространственное, ассоциативное и другие виды мышления, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления и т.д. Другими словами, для педагога нет никаких ограничений для плодотворной деятельности в эстетическом воспитании детей, как на занятиях, так и в свободной деятельности.