ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг
" Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь ". Китайская пословица
Тарасенко Е.В.
Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе ( от человека знающего к человеку умеющему).
- С читаю, что обилие информации , в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний, а снижает интерес к учебе.
Задача современного обучения состоит в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности.
Одним из ответов образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования .
Одной из базовых образовательных технологий является проектная деятельность (метод проектов).
Организация проектной деятельности создает новые, инновационные по своей сущности условия для
обучения и воспитания конкурентоспособной
личности.
КАК?
Проектная деятельность
- Последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
У ниверсальны е учебны е действи я по ФГОС
Регулятивные
Познавательные
- Умение строить высказывание
- Формулировка проблемы
- Рефлексия деятельности
- Структурирование знаний
- Поиск информации
- Смысловое чтение
- Моделирование
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
УУД
Личностные
Коммуникативные
- Постановка вопросов
- Разрешение конфликтов
- Умение выражать свои мысли
- Планирование сотрудничества
- Работа в группе
- Общение и взаимодействие с партнерами
- Самоопределение
- Смыслообразование
- Нравственно-этическое оценивание
личностные
В ходе проектной деятельности развиваются Универсальные учебные действия :
УУД
Личностное самоопределение:
р азвитие готовности и способности к с аморазвитию и реализации творческого потенциала, формирование мотивов учения
Познавательные умения:
умение выдвигать гипотезу, самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекать знания из различных предметных областей
Регулятивные умения:
умение проектировать процесс, планировать деятельность, время,
ресурсы, принимать решения, прогнозировать их последствия
Коммуникативные умения:
умение определять цели и функции участников, способы их взаимодействия, обмениваться знаниями для принятия эффективных решений
«Истинно то, что полезно»
« Цель философии по Дьюи — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её»
А. Якушев
Джон Дьюи (англ. John Dewey ; 20 октября 1859, Берлингтон,
штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог,
- Цель теории воспитания Д. — формирование личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях системы "свободного предпринимательства".
- Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».
Д.Дьюи и его последователи(Э.Паркхерст,У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.
- Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём делания", т. е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка.
В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов,
а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся.
Почтовая марка США 1968 года выпуска, посвящённая Джону Дьюи
- Педагогические идеи Д. оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Д. неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей; в 1928 посетил СССР.
Педагогические идеи Дьюи в России
- В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов», Н.К.Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах. Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа. Профессор В. В. Кумарин пишет: « Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввёл американскую. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники» .
- В начале 1930-х годов Сталин снова «восстановил в правах» железобетонные единые учебные планы и программы. После 1937 г. Дьюи был «опознан» в СССР как пособник троцкизма (в связи со своей правозащитной деятельностью в комиссии по этому поводу), а его книги были изъяты из советских библиотек.
Преимущества проектной деятельности
в школе и на уроках географии :
- В корне меняются отношения «учитель – ученик»
- Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы
- По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу
- Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других
- Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы
- Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции
Цель использования проектной деятельности в курсе географии
– самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся,
- «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе,
- создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации.
Классификация проектов.
Признак
Тип проекта
Уровень творчества
Исполнительский
Конструктивный
Творческий
Вид деятельности
Исследовательский
Творческий
Информационный
Ролевой (игровой)
Прикладной
Издательский
Сценарный
Используемые умения
содержание
- проектный (организационные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные, оценочные умения)
- предметный (литературнолингвистические математические и т.п. умения )
- творческий
- интеллектуальный
- коммуникативный
- многопредметный
- межпредметный
- надпредметный (внепрограммный)
База выполнения
- школьный
- внешкольный
- международный
Количественный состав участников
- индивидуальный
- парный
- групповой
Возрастной состав участников
- одновозрастной
- разновозрастной
Продолжительность выполнения
- краткосрочый (урок или несколько уроков)
- средней продолжительности ( в течение изучения темы
школьного курса)
- долгосрочный ( в течение одного года и более)
Характер координации
- открытый (координатор проекта контролирует участников проекта, открыто выполняя свои функции) - скрытый ( координатор не обнаруживает себя в деятельности групп)
Формы продуктов деятельности
- внешний (материальные продукты отчет, презентация, выставка и т. п.) - внутренний (продуктом являются личностные качества знания, умение, способности, компетенции)
Использование средств обучения
- традиционный (печатные, наглядные, технические средства) - информационно-коммуникационный
Включенность в тематический план
- текущий ( на проектную деятельность выносится часть содержания обучения) - итоговый ( например, по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).
Творческий
Исследовательский
Практико-
о риентированный
(прикладной)
Типы
проектов
(по виду деятельности)
Ролевые
(игровые)
Сценарный
Ознакомительно-
о риентировочный
(информационный)
Редакционно-
издательский
- По продолжительности: Мини проекты на уроках
И другие
Социально
значимые
проекты
По содержанию :
Экологические,
физико-географические,
социально-экономические,
комплексные,
краеведческие,
историко-географические
ШАГ ЗА ШАГОМ постановка цели своей работы
- Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках изучения курса географии, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов.
- Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.
- Основная помощь учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели .
- Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект .
- Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы.
- Затем возникает вопрос , что для этого следует сделать .
- Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Основные требования к использованию технологии проектной деятельности:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация ;
7. выводы , выдвижение новых проблем исследования.
Деятельность.
ПРИМЕРЫ
Проектные работы
- Сказки о минералах
- Гуси-лебеди
- Атлас сказочных земель
- Правила поведения на природе. Памятка.
- Составление плана «школьных земель».
- Записки путешественника (сборник)
- Африка – часть Старого Света на карте Джованни М. Контарини (карта)
- Памятные знаки нашего района. Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея)
- Создание экологической тропы в …
- Италия во сне и наяву (видеофильм)
- Дневник исследователя по отдельному району или городу (газета)
- Проект создания новых культурных ландшафтов (на примере своего района (эскизы сквера, детской площадки)
- Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе
- Проект создания туристического маршрута (по территории России)
- Проект создания новых объектов (например, городов, поселков, парков и т.д.)
- Выбор территории для создания новой столицы РФ
- Разработка экскурсий для школьного музея
- Подарок пятикласснику: проектирование кабинета географии нашей мечты
Литература.
Душина И.В., Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. АСТ. Москва.2004.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Москва. Вита- Пресс,2003.
Дереклеева Н.И.. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М» М., 2001.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. МИПКРО.-М.,2001.
Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М.,1998.
НиколинаВ.В.. Метод проектов в географическом образовании. Журнал «География в школе» №6 2002г.
Лысова Н.В.. Проектная деятельность в обучении географии. Журнал «География в школе» №2 2005г.
Новикова Т.А.. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Школьные технологии.-2000.- №2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 - 72 c.
.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
Образовательные технологии. Н.В. Полякова.// Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность /под ред. С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008
Гульчевская В. Г. "Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие". Издательство: АРКТИ, 2010
Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся, 2007 г.