Информационное сообщение Эффект бабочки. Настоящее и будущее.
Заведующий организационно-массовым отделом МУДО «ДДЮТ города ДОКУЧАЕВСКА» Т.А. Тищенко |
«Может ли взмах крыльев бабочки
в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?»
Эдвард Лоренц
Добрый день, уважаемые коллеги!
Фраза дня нашей сегодняшней встречи - «эффект бабочки». Почему «эффект бабочки»?
Во-первых, бабочка – это красота.
Во-вторых, непрерывность. «На самом деле, никаких крыльев нет, ты просто исчезаешь, подпись – гусеница».
Но это, конечно, не так. В своей педагогической деятельности мы имеем дело с непрерывным процессом постоянного превращения, преобразования.
В-третьих, бабочки – это лёгкость.
И наконец, бабочки – это чудо и волшебство. В нашем случае, чудо, которое мы совершаем собственными руками (мыслями, действиями).
Уважаемые коллеги, перед вами комплект из трёх бабочек - синяя, красная, жёлтая.
Цветом бабочки обозначьте свое эмоциональное состояние и ожидания от присутствия на нашем семинаре (рабочая тетрадь стр.5):
красная бабочка обозначает самые радостные, светлые эмоции, неподдельный интерес;
жёлтая - умеренный, но твёрдый оптимизм;
синяя - означает, что кроются в душе сомнения и вопросы, на которые надо найти ответы.
Заполните карту рабочего настроения.
Итак, «эффект бабочки», т.е. предсказуемая случайность. Эпиграфом к нашей встрече мы взяли фразу известного ученого Эдварда Лоренца «Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?»
В наше время трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте. Крошечное возмущение в одном месте может повлечь за собой большие перемены в другом. Вскользь брошенная фраза может изменить всё понимание происходящего и дать логическое объяснение совершённым поступкам. Наши намерения могут менять мир. Мысли материальны и имеют измеримую массу.
Цель нашей встречи - поиск и выдвижение новых идей в краеведческой работе, доведение их до стадии проектов и реализация этих проектов.
Тема краеведения, истории важна для понимания учащимися, да и всеми нами, прошлого, настоящего и будущего нашей Республики и тех малых территорий, районов, микрорайонов, где живут учащиеся и расположены школы.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В образовательных учреждениях необходимо создавать педагогические условия для деятельного, исследовательского знакомства учащихся с историей и развитием своей малой Родины, не забывая о мировых тенденциях. В этом и есть не пафосный, не пропагандистский, а реальный, прикладной и благоразумный патриотизм.
Конечно, ещё есть инерция мышления, которая связывает краеведение, прежде всего, с изучением наследия самобытной художественной культуры, быта региона, аспектов политической истории, через традиционные ресурсы информации: учебники, Интернет, экскурсии.
Казалось бы, экскурсия - интересная форма, но суть дела не меняется. Чем зачастую оказывается такая экскурсия? К сожалению, довольно часто — монотонным монологом экскурсовода. Опять пассивное восприятие информации учащимися. Опять отсутствие ответов на то, что действительно интересует, или что развивает, пробуждает мысль, вызывает азарт исследователя. Знакомая картина: учащиеся скучают, сопровождающему учителю приходится их всё время одёргивать и взывать к вниманию. А нужна ли такая экскурсия с таким низким КПД? Некоторые педагоги не хотят с этим смириться и придумывают различные задания для учащихся, на которые те должны ответить в ходе и или по итогам экскурсии. Но, к сожалению, эти задания, вопросы также срабатывают далеко не всегда. Да, на них ответят те ребята, что исполнительны, старательны так же, как и в классе за партой. Изучение истории родного края становится рутинным, неинтересным для учащихся.
Наша задача - сделать процесс познавательной деятельности живым, доступным и интересным. И роль педагога здесь – ключевая. Особое значение имеют подходы, методы и эмоциональная сторона восприятия.
Просмотр видео «С чего начинается Родина». Обсуждение.
Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся при изучении вопросов краеведения заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает расширить рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствует интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащихся.