Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр технического творчества
г. Ликино-Дулево
Семинар «Современные педагогические технологии, как инструмент повышения качества образовательного процесса»,
Доклад на тему:
«Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе»
Педагог дополнительного образования
Бочарова Алла Владимировна
Дата проведения 25 02. 2020год
Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. эмоциональный ускоритель обучения. Игра – классический способ обучения действием. Игра – поле для творчества. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка. Игра как возможность реализации воспитательных целей.
Успех и эффективность занятий с детьми определяет не только то, чему мы учим ребенка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия.
При организации занятий педагог должен хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.
И одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательными наши занятия являются игровые технологии.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Умело организованная игровая ситуация на занятии позволяет максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности. Игровая ситуация предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.
Можно сделать вывод, что использование игры на занятии помогают педагогу решить сразу несколько задач:
освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности и в кротчайшие сроки;
повышение мотивации к учению;
накопление социального опыта.
Таким образом, можно сформулировать задачи, которые встают перед руководителем детского объединения «Начального технического моделирования»:
выбор оптимальных игровых ситуаций и развивающих игр для использования на занятиях по начальному техническому моделированию.
психолого-теоретическое обоснование развивающих игр использованных в программе детского объединения «Начальное техническое моделирование».
Игровая технология – это
уникальная форма обучения.
Игра позволяет сделать обычное занятие интересным и
увлекательным.
В игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место
в нем.
Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной деятельностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр( см. Приложение № 2 ).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические ( двигательные) , интеллектуальные( умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь некоторые из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации. По предметной области выделяются игры по всем обучаемым дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Заключение
К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются работы и об использовании игры при формировании у обучаемых знаний, умений и навыков по отдельным предметам. Об игре как средстве воспитания студенты педагогических учреждений пишут рефераты, контрольные работы, курсовые, дипломные и научные работы. И это отрадно: любому учителю необходимо иметь определенную ориентировку в этом важном педагогическом феномене.
Игра оказывает существенное влияние на формирование человека. Однако спорным был и остается вопрос о целесообразности применения игр на занятиях.
Термин « игра» многозначен, в широком употреблении границы между игрой и не игрой чрезвычайно размыты. Слова “ игра” и “играть» употребляются в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе и т.д. Тогда разве является игрой в рассматриваемом нами контексте деловые игры, сводящиеся к моделированию каких – то ситуаций? А различные специально организуемые тренировки, тренинги? Труд актера на сцене? Военные игры? Использование занимательных и увлекательных задач, упражнений, информативных материалов – это еще не игра.
“ Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой”. Таким образом, при соотнесении требований к игре и к учебным занятиям на уроке выясняется, что явный дидактизм в игровой деятельности детей расстраивает игру, а игра на уроке разрушает урок. И не получается ни игры, ни урока. Такой вывод приходится сделать после анализа закономерностей игры и закономерностей обучения на уроке как форме учебной работы.
Сторонники и проповедники игры на уроке нередко цитируют К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, стремясь сделать их своими союзниками, но делают это некорректно. Эти и другие выдающиеся педагоги действительно придавали большое значение игре детей в познании ими окружающего мира и во всестороннем развитии. Игре вообще, но не игре на уроке. Они никогда не настаивали на подмене серьезных занятий играми.
Психологи отвергают игру на уроке с психологических позиций: во время игры блокируются все дальние зоны памяти; игра перекрывает познавательные цели; включение в урок игры и игровых моментов нарушает естественный ход познания, отвлекает внимание учащихся; чем чаще обучение на уроке прерывается игровыми моментами, тем быстрее устают учащиеся; после игры требуется время для включения в серьезную учебную работу; мотивы учения подменяются мотивами игры.
С другой стороны приведу цитату из работ известного психолога А.Н.Леонтьева: « Сознательное управление психологическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей его деятельностью. Если такой ведущей деятельностью является игра – нужно научиться управлять игрой ребенка».
Игра ( на уроке или вне его) действительно должна приносить удовольствие, наслаждение, радость, но это может быть удовольствие от получения новых знаний, наслаждение от осознания обучаемым того, что он стал умнее, радость от победы в интеллектуальной игре.
Давайте задумаемся: а не в таком ли интеллектуальном удовольствии и радости состоит главная цель обучения? И стоит ли противопоставлять общей цели один из методов, ведущих к ней?