СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шагнувший через века…

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Цель:

  • расширить знания учащихся о жизни и  творчестве Ломоносова М.В.;
  • совершенствовать  навыки стихотворного текста; развивать познавательную и творческую активность, монологическую речь детей, развивать умение работать с дополнительной литературой;

способствовать воспитанию патриотических чувств и читательской культуры

Просмотр содержимого документа
«Шагнувший через века…»

МКОУ «Буртунайская средняя общеобразовательная школа»





Разработка урока по литературе «Шагнувший через века…»



(О жизни и творчестве М.В.Ломоносова.)













Автор : Алижанова Сидрат Магдиевна , учитель русского языка и литературы первой категории Буртунайской средней общеобразовательной школы





Буртунай- 2016 г

























Тема: «Жизнь и творчество М.В. Ломоносова».

(«Шагнувший через века…»)

Цель:

  • расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ломоносова М.В.;

  • совершенствовать навыки стихотворного текста; развивать познавательную и творческую активность, монологическую речь детей, развивать умение работать с дополнительной литературой;

  • способствовать воспитанию патриотических чувств и читательской культуры.

Оборудование: компьютер и проектор, интерактивная доска, презентация, портрет М.В. Ломоносова, таблица, репродукции картин, эпиграфы, тексты од.

Тип урока: урок обобщения.

Ход урока.

І. Организационный этап.

-Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение .

Здравствуйте, те, кто готов к уроку.

Здравствуйте, те, кто хочет дружно работать.

-Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

-Я желаю, чтоб этот урок для вас радостным праздником.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вводно – ориентировочная беседа.

-От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В.Ломоносова?

-Со скольки лет Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? Чем они занимались?

-Как называется учебное заведение, в котором юный Ломоносов прошел курс трех классов за один год?

-Как называется первая работа Ломоносова в стихосложении, присланная им в 1739 году из Германии в Петербург?

-Любимый литературный жанр Михаила Васильевича?

-В какую местность ехал поэт?

-Какие оды принадлежат перу Ломоносова?

-Какое влиятельная особа произнесла следующие слова: «Берегите себя, Михаил Васильевич, помните, что вы нужны России»?

-Кто были первыми учителями Ломоносова?

-Чьи лекции посещал Ломоносов в немецком городе Марбурге? Как шло учение?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение цели и тема урока.

Слово учителя.

- Сегодняшний урок хочется начать с северного сияния- прекраснейшего явления природы.

Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Я тоже нет. На фотографии это явление природы выглядит очень красиво.(Фотография северного полярного сияния.)

-Что вы знаете о нем?

Да, это свечение верхних слоев атмосферы, вследствие их взаимодействие с заряженными частицами солнечного ветра .

К чему я взяла северное сияние?

На берегу Ледовитого моря (океана), подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии, во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.

(В.Г.Белинский).

-Велик, могуч как та природа,

Сам- как одна из тех чудес.

Ученик. Встает сияющий рассвет над морем синим.

Пришла пора, открылись новые возможности, пути.

На Северной Двине родился сын России,

Чтоб знания для эволюции народов принести.

Учитель. Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой

Немало сурового горя

Ты видел, поэт дорогой:

И быстро промчалось время

И северный серый мужик,

Узнавши тяжелое бремя,

Ты стал знаменит и велик

В этом году мы отмечаем 305 лет дня рождения М.В.Ломоносова. Сегодня мы еще раз вспомним о нем. О Ломоносове можно сказать «Шагнувший через века».

На уроке мы обобщим знания о жизни и творчестве ученого .

-М.В.Ломоносов сделал очень много открытий. Многие из них были непонятны в те времена или не было возможности подтвердить его догадки.

Перенесемся мысленно в ту эпоху жизни России , когда книга была редкостью и неоцененным сокровищем. И вот в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего забрал в себе голову, что ему надо непременно учиться, что без ученья жизнь не жизнь.

Все: Ну, пошел же, ради бога!

Небо ельник и песок-

Невеселая дорога …

Эй! садись ко мне дружок!

Идет мальчик, который играет роль Ломоносова.

І. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ломоносова.

Сценки из жизни Ломоносова.

(Разбирают эпиграфы)

Ученик. М.В.Ломоносов родился 18 ноября 1711г. в деревне Мишанинской (по другим источникам- Денисовке ),которая находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор , Архангельской губернии.

Упоминание о приморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего ученого-Василий Дорофеевич и мать Елена Ивановна (урожденная Сивкова).

Ученик. Еще подростком Ломоносов стал задумываться над вопросами бытия, о нравственных нормах человеческой жизни . Ломоносов- подросток посещал старообрядческие поселения. Именно старообрядцы были в свое время хранителями чистоты многих важных нравственных принципов. Интересно, что Ломоносов очень рано пристрастился к чтению. Лет семи стал помогать отцу в его опасном рыболовном промысле, уже с отрочества отличался недюжинной силой и независимым нравом. В схватках никому не уступал. Перетягивал на канате двух-трех взрослых лопарей. Страсть к знаниям у юного Ломоносова была на редкость необычной среди сверстников. Иные, одолев начало грамоты, довольствовались достигнутым -благо можно было прочесть бумагу или сосчитать горсть монет. Михайло же искал всякие книги, как кладоискатель.

Сценка «Михайло и отец».

Михайло: Татка, у солнца свет самородный?

Отец: На солнце риза царская и корона . То и светит.

Михайло: А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские…

Отец: Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

Михайло: А молния?

Отец: Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.

Михайло: А край земли близко? А почто немцы говорят несходно с нами?

Отец: Ужо в грамоту тебя отдать учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Ученик. Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать «Жития святых». Псалмы и каноны, считаясь лучшим чтецом в деревне. В 14 лет Ломоносов грамотно и четко писал. Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжелая обстановка в семье заставили юношу оставить родной дом и отправиться а Москву .

Сценка.

Михайло исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью. 1730 года он упал в отцу ноги.

Михайло: Государь мой тятенька, Василий Дорофеевич , пусти в Москву учиться!

У отца сердце зябло и ноги задрожали.

Отец: Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба- приятство. Добра-де не жди . Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать .

Михайло: Тятенька! Неужели ты позволишь детищу своему быть врагом, нежели другом?

Отец:. Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и все богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю: тебе! Миша! Погляди-ко, руки-те отцовы…как крюки! Сколько я на веку работы унес! Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь!

Ломоносов: Тятенька Василий Дорофеевич! Я с Божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полет управить… Тятенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец: Ну, сын... Воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: « У Василия Дорофеева сын по миру пошел скитаться…»

Михайло: Тятенька, не плачь! Воля твоя…

Отец: Нет, сын! Ты с отца волю снял!

(Слайд. Юный Ломоносов на пути в Москву)

Ученик. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкостью монахов удивлял?

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Ученик. В конце 1970 года Ломоносов узнал, что караван с рыбой отправляется в Москву. Заняв у своего соседа три рубля и выпросив у него полукафтанье, 9 декабря 1730г. он взял с собой паспорт и ушел из дома. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января прибыл в Москву.

Ученик. Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в Университете-

… … … .

Однажды произошел такой случай.

Ученики. Крайский (преподаватель риторики) спросил Ломоносова, и тот, как всегда, отвечал без запинки, но вдруг умолк.

Учитель: Дальше….

Михайло: Дальше я не читал . Не успел.

Учитель (строго): Почему?

Михайло: Много дров завезли хозяева. Поколоть все было велено.(Слышен смех учеников).

Учитель (обращается к другому ученику): Ты читал, отвечай дальше!

Смешливый школяр говорит сбивчиво, путается.

Учитель: Хватит, не тебе смеяться над Ломоносовым. И помните: лучше прочесть немного со вниманием и пользой, чем много, но бегло и бесполезно. А ты, Ломоносов, расскажи нам про свой север.

Михайло: Был Петр в Холмогорах и на Великом Острове. Вот это царь! Все умел:- и полки водить, и корабли строить, и в науках преуспевал. Сколь много сил и разума вмещалось в одном человеке!

Учитель: Молодец Ломоносов! О чем ты можешь еще рассказать? Про мамкины пироги и про кисель?

Учитель. Удивительная целеустремленность была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи свободное от занятий время проводили в играх и шалостях, он читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древнеславянской литературой раскрыло ему влечение и красоту родного языка, привило ему любовь к отечественной истории. По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам все возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучал арифметику, географию, историю, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии, усвоил теорию стихосложения и основы ораторского искусства.

Сценка «Михайло и ученики».

Первый: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!
Второй: Ну и здоровый!

Третий: Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, сказал: Что с тобой делать? На крышу забросить?

Первый: Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него как будто на чудо стали смотреть.

Второй: Да он лучше учителей все знает!

Третий: Посмотри, как он говорит!

Учитель. Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал студентом известного всей Европе Марбургского университета.

Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. Прошло два года, и ее младшая дочь- Елизавета-Христина стала женой Ломоносова.

Изучение естественных наук М.В.Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Он много и увлеченно размышляет над теоретическими основами русской поэзии, штудирует трактат В.К.Тредиаковского о русском стихосложении, пытается сам сочинять, используя различные стихотворные размеры.

В декабре 1739г. Ломоносов послал в Петербург оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором изложил свои взгляды на русское стихосложение.

Ученик. По возвращении на Родину Ломоносову дали чин и должность при Академии наук. На заседании он говорил:

«Вот я расправлю крылья на своей Родине. Академия моя, ты даешь мне крылья! Изволяю до последнего вздоха послужить отчизне разумом и званьями моими. Академия моя! Блаженна ты, ежели во мраке невежества вознесешь светоч разума, ежели в сердцах россиян разбудишь любовь к наукам!»

Ломоносов с малых лет бился и изнемогал, чтобы отцу и всем старшим доказать, что науки нужны и полезны. Теперь Ломоносов –член Академии наук. Теперь ни отцу, ни мачехе, а всему русскому народу он должен уметь показать надобность образования .

Ученик: Услыхали мухи,

Медовые духи.

Прилетевши, сели.

В радости запели.

Егда стали ясти,

Попали в напасти,

Увязли бо ноги,

Ах, плачут убоги.

Меду полизали,

А сами пропали.

Ученик: Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь:

Открылась бездна, звезд полна:

Звездам числа нет, бездне дна!

Ученик. В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды. Несмотря на то, что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия ,- он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания, сочинял философскую лирику, -для современников и потомков он был прежде всего одописцем.

Важное место в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской Академии наук.

Величайший просветитель и гуманист, М.В.Ломоносов горячо верил в силу человеческого разума и видел единственный путь к благосостоянию народа и государства в науке, в просвещении.

В живой форме он доказывает, как велика польза наук:

Ученик. Науки юношей питают,

Отраду старым подаю,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде.

Ученик. Восторженный гимн науке- важная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины- в развитии «божественных» наук: механики, химии, астрономии, географии.

Науки пользуют везде

Среди народов и в пустыне,

В покое сладком и в труде.

Ученик. Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил:

«Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,

Другой- что Солнце

все с собой планеты водит.

… … … .

Ученик. Яркую страницу в творческой, биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20-ти лет своей жизни он посвятил этому нелегкому труду.

Очень серьезно относился ученый к подготовке лекции, будь то физика, химия или русское стихосложение. Как правило, готовясь к чтению какого-либо курса, он писал пособия для слушателей, которые затем издавались как научные труды.

Научные труды Ломоносова получили признание не только в России, но и за рубежом. В апреле 1760г. он был избран почетным членом Шведской академии наук.

Ученик. Екатерина Вторая ясно показала свое нерасположение к Ломоносову, обойдя его своими «милостями», которые она щедро раздавала по случаю вступления на престол. Враги Ломоносова- чиновники Академии наук, участники дворцового переворота -получили высокие чины. Для Ломоносова это было не только вопросом личной обиды, но и крушением надежд. В июле 1762г. Ломоносов подает прошение об увольнении его со службы. Это было протестом против действии нового правительства.

2 марта 1763 года он был уволен «в вечную от службы отставку», хотя и с повышением в чин статского советника.

Силы Ломоносова были истощены не только огромной научной и организационной деятельностью, но и постоянной борьбой и тяжелой болезнью. В начале 1765г. Ломоносов снова тяжело заболел, февраль принес ему некоторое облегчение, но ненадолго.

С марта болезнь прогрессировала. Как бы чувствуя приближение смерти, ученый весной того же года писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

Ученик. В.Г.Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, что он был ее отцом и пестуном, «он был ее Петром Великим», ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе».

В 1739г. Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихосложения», в котором с удивительной смелостью выдвинул взамен силлабической тоническую систему русского стихосложения. Также он утверждал, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

Учитель. Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до его смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлин, неотлучно находившемуся при нем: «Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной »

4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт -Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Богата славными именами земля русская… Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В.Ломоносова. образ его вызывает у нас чувство особой гордости восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое место.

Ученик: Он был ученый и поэт,

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучал и цвет.

Он создал Университет.

Своей рискуя головой,

Разряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был –университет!»

Ученик. М.В.Ломоносов создал «Российскую грамматику», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, -это шаг вперед в овладении богатством русской речи.

Он нашел в русском языке «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.»

«Великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.»

Ученик. Русские таланты.

Таланты русские, откуда вы беретесь?

Оттуда, где весной, припав к березе,

Еще не зная этому цены,

Пьют сок земли российской пацаны.

И летом, благодатным красным летом,

Когда проходят с туесками лесом,

То силу им через ступни босые,

Передает им мать- земля России.

… … … .

Учитель. Жизнь и деятельность Ломоносова- ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперед, и многолетний непрерывный труд- все до конца было отдано науке.

А мы, его потомки по прошествии двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло много времени, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города, села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Имя Ломоносова присвоено горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

В селе Ломоносова Холмогорского района Архангельской области был зажжен символический факел с «огнем знаний», который доставлен к Московскому Государственному университету путем, которым когда-то шел будущий его создатель.

Этот грандиозный проект был задуман и реализован учениками Ломоносовской школы и Фондом поддержки социальных проектов при правительстве Архангельской области.

305 талантливых школьников из пяти регионов России за десять дней повторили путь, который проделал Михайло Ломоносов из Холмогор в Москву.

19 ноября автоколонна с «огнем знаний» достигла Москвы, где она торжественно встречена у памятника М.В.Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ на Моховой улице.

К юбилею М.В.Ломоносова была выпущена памятная медаль с надписью «Жажда науки была сильнейшею страстью сей души. А.С.Пушкин»

«Бесспорных гениев в нашей литературе было всего три: Ломоносов, Пушкин и Гоголь»,-был уверен Федор Михайлович Достоевский. Вдумайтесь, возможно ли представить, что Пушкин, написавший «Я памятник себе воздвиг нерукотворный:», не читал известное в свое время стихотворение Ломоносова.

Ломоносов : Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон смотреть не может,

Ни множества веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

.Закрепление.

Индивидуальная исследовательская работа

Заполнение таблицы. «Что мы узнали о Ломоносове?»

Откройте тетради, запишите дату.

І.Заключительное слово учителя.

Гений – достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имя великого Ломоносова знает каждый. О Ломоносове точнее всего написал Пушкин. Он сказал о нем замечательно: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать , сам был первым нашим университетом.» и характеристику личности Ломоносова тоже дал именно Александр Сергеевич Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию всей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник ».

І І..Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание.

Сегодня на уроке я понял…

Мне было трудно…

Я доволен…

- В чем заключаются основные особенности творчества Ломоносова?

-Как вы понимаете слова : «Шагнувший через века…?»

- Прокомментируйте слова М.В.Ломоносова:

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет».

ІІІ. Домашнее задание: составить по образцу синквейн.

Урок окончен.Спасибо за внимание!