Школьный учебник истории: вчера и сегодня
Степаненко Вера Петровна - учитель истории
ГБОУ «Троицко – Харцызская СШ № 18 г..о. Харцызск»
Донецкая Народная Республика
В 2024-2025 учебном году учащиеся 10-11 классов имеют возможность работать на уроках истории по новым учебникам. Новый учебник призван исправить ситуацию, сложившуюся в школьном преподавании истории с 1990-х гг., когда одновременно существовали десятки разных пособий с различными трактовками событий, это, на мой взгляд, вредило качеству обучения. Сегодня у нас есть единая концепция, которая была разработана еще десять лет назад и впоследствии доработана. Еще одна новация единого учебника - уделено внимание истории повседневности: теперь изучается не только наука, искусство, культура, но также мода и спорт. Поэтому читать пособие будет интересно не только мальчикам, традиционно больше ориентированным на военную историю, но и девочкам.
Особенно важны разделы, посвященные современности. Например - «Россия сегодня. Специальная военная операция». Параграф про современность очень большой - 24 страницы. Хотя события, о которых он рассказывает, еще не завершены и нет их оценки академическими историками, но учебной дисциплине важно обращение к современным событиям. Да, они еще не завершены, не устоялись, нет научной точки зрения на происходящие события, но наличие этих параграфов в учебнике очень важно.
Отличительная особенность старых учебников — там редко прибегали к документам при описании современности, изложение представляло собой, преимущественно, авторский взгляд. При составлении нового использовалось большое разнообразие источников: воспоминания, письма, газетные статьи, вплоть до текстов песен. Параграф про СВО содержит подробное, составленное на основе исторического материала обоснование обозначенных президентом целей, а также 18 кратких биографий наших современников — героев спецоперации. При этом, задания для школьников в учебнике составлены так, что никакая точка зрения не навязывается: детям предлагается размышлять над оценкой тех или иных исторических событий, подумать о причинах и предпосылках явлений, узнать о них побольше в рамках самостоятельной работы.
Новые учебники за 10 и 11 класс под редакцией В. В. Мединского и А. В. Торкунова четко структурированы: делятся на главы, каждая глава начинается с ключевого вопроса, в главу включены несколько параграфов, которые так же начинаются с ключевого вопроса, включают в себя иллюстрации, даты, понятия, тексты пунктов, вопросы и задания. Выводы по параграфу написаны отдельно выводов по главе. Вопросы и задания к параграфу включают в себя работу с хронологией и понятиями, присутствует источник, даны вопросы к источнику.
Особенностью книг является академическая полнота и современность, доступное содержание, разнообразие методической базы, что помогает отработать разные умения. Структура учебников развивает мышление и самоопределение обучающихся. Текст учебника доступен для понимания детьми, логичен, наблюдается стройность изложения, раскрываются причинно-следственные связи исторических событий и явлений.
С начала учебного года одиннадцатиклассники изучают курс всеобщей истории, а затем приступят к изучению истории России, период с 1945 года до наших дней.
В новый учебник по истории России под редакцией В.Р. Мединского и А.В. Торкунова также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями.
Учебник - актуален и востребован, он дает возможность ребятам изучать архивные материалы и документы, делать выводы о том, как изменялись мировые политические тенденции и почему было принято решение о начале специальной военной операции. Информация преподнесена грамотно, понятно, можно использовать материалы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе школьного музея.
В числе важных отличительных особенностей нового учебника – формат преподнесения материалов, понятный и доступный для всех стиль изложения, а также воспитательный аспект.
Новый учебник призван исправить ситуацию, сложившуюся в школьном преподавании истории с 1990-х гг., когда одновременно существовали десятки разных пособий с различными трактовками событий, это, на мой взгляд, вредило качеству обучения. Сегодня у нас есть единая концепция, которая была разработана еще десять лет назад и впоследствии доработана. Еще одна новация единого учебника - уделено внимание истории повседневности: теперь изучается не только наука, искусство, культура, но также мода и спорт. Поэтому читать пособие будет интересно не только мальчикам, традиционно больше ориентированным на военную историю, но и девочкам.
Особенно важны разделы, посвященные современности. Например - «Россия сегодня. Специальная военная операция». Параграф про современность очень большой - 24 страницы. Хотя события, о которых он рассказывает, еще не завершены и нет их оценки академическими историками, но учебной дисциплине важно обращение к современным событиям. Да, они еще не завершены, не устоялись, нет научной точки зрения на происходящие события, но наличие этих параграфов в учебнике очень важно.
Отличительная особенность старых учебников — там редко прибегали к документам при описании современности, изложение представляло собой, преимущественно, авторский взгляд. При составлении нового использовалось большое разнообразие источников: воспоминания, письма, газетные статьи, вплоть до текстов песен.
Параграф про СВО содержит подробное, составленное на основе исторического материала обоснование обозначенных президентом целей, а также 18 кратких биографий наших современников — героев спецоперации. При этом, задания для школьников в учебнике составлены так, что никакая точка зрения не навязывается: детям предлагается размышлять над оценкой тех или иных исторических событий, подумать о причинах и предпосылках явлений, узнать о них побольше в рамках самостоятельной работы.
Этот учебник более современный, он действительно нужен нашим детям. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. И конечно, учебник истории должен содержать верные акценты для того, чтобы эти личностные качества были сформированы. Ребята знакомятся с достижениями российских ученых, писателей, политических деятелей – и выстраивают свои ценностные и жизненные ориентиры, основываясь на их примерах. Единый учебник дает возможность обеспечить высокое качество подготовки школьников из всех регионов. Изучение истории способствует становлению много перспективного взгляда на мир, едва ли не эффективнее других учебных предметов, поскольку анализ фактов прошлого и современности, их интерпретации и оценки происходят со всевозможных «наблюдательных пунктов», «позиций», точек зрения. В этом смысле исторический Текст можно сравнить с «шотландкой», тканью, в рисунке которой переплетаются нити самых различных цветов (Дин Смарт). Изучая историю, мы можем рассматривать ткань целиком, любоваться её затейливым рисунком, а можем выбрать нити одного-двух цветов и проследить игру их линий в куске материи.
И все –таки, главным действующим лицом в реализации много перспективного подхода в изучении истории по новому учебнику является педагог, умеющий воспринимать учебный исторический материал как многоголосый текст и приобщать учащихся к диалогу культур и поколений. Новый учебник истории под редакцией В.Р.Мединского и А.В. Торкунова будет незаменимым помощником учителю и учащимся в процессе изучения истории.