Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.
Эпиграф к уроку:
Обрести Христа — значит обрести собственную душу.
Ф. М. Достоевский
Ход урока
I. Беседа.
Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделать вывод, в чем вы видите причину бедственного положения Мармеладовых их окружения (ч. 1, гл. 2).
Историю жизни Сони Мармеладовой узнаем вместе с Р. Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (цель посещения; ч. 4, гл. 4).
(Мотивировка первого посещения Сони Раскольниковым: «Пойдем вместе… — ты тоже преступала... смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою». Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его».)
— Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
— В чем же «правда» Сони, но каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?