3. Реализация плана | Ничего на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. Обратимся к простым опытам. Раздаёт парам необходимое оборудование. Напоминает правила техники безопасности при проведении экспериментов. 1-е экспериментальное задание. (Работа в парах) Возьмите 2-е легкие машины, одна из них с пружиной. Прижмите машины друг к другу, сжав при этом пружину, и быстро уберите руки. Что произошло? Изменилась ли скорость у машинок? Почему изменилась скорость у 1-й машинки? Почему изменилась скорость у 2-й машинки? Каким словом вы бы заменили выражение “действие 1 машинки на 2-ю, а действие 2-й машинки на 1-ю”. 2-е экспериментальное задание. Перед вами покоящаяся машинка. Приведите ее в движение, измените у нее скорость. Под действием чего ваша машинка пришла в движение, т. е. изменила свою скорость? 3-е экспериментальное задание Металлический шарик покоится на столе. Подвиньте постоянный магнит так, что бы шарик чувствовал магнит. Перемещая магнит, обратите внимание, изменилась ли скорость у шарика? Под действием чего изменилась скорость у шарика? Примеры взаимодействия тел: 1)Какие тела взаимодействуют между собой? 2)Что происходит с направлением движения мяча, при воздействии на него ногой мальчика? 3)Если мяч имел бы меньшую массу, то скорость полета была бы… 4)Что происходит со скоростью тележки, когда ребенок начинает толкать ее сильнее? Вывод: скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами. Принято говорить: «На тело действует сила» или «К телу приложена сила» Какой вывод можно сделать? 4-е экспериментальное задание У одного из вас мяч. Бросьте его своему товарищу. Как ваш товарищ, смог остановить его, т. е. изменить скорость? Изменил ли мяч свою скорость по величине? По направлению? Под действием чего изменилась скорость у мяча? Изменилась ли форма мяча в момент удара о руки? 5-е экспериментальное задание У вас валанчик и ракетки. Поиграйте в конце класса в бадминтон. Изменялась ли скорость валанчика, во время игры, по направлению? Под действием чего изменялась скорость валанчика по направлению? Изменялась ли скорость валанчика по величине? Какой вывод можно сделать? Чем является сила? 6-е экспериментальное задание Перед вами на столе находится легко подвижная машинка. Приведите ее рукой в движение. Обратите внимание на величину прилагаемой силы. Нагрузите машинку гирей. Приведите ее в движение, примерно с такой же скоростью. Что заметили? Работа с учебником стр. 67 рис. 57, 58, 59 Что во всех этих примерах является общим? Сила, действующая на тело, может изменить не только скорость всего тела, но и его отдельных частей. Деформация тела – любое изменение формы и размера тела Задание для всего класса Найдите в учебнике, как обозначается сила. Чем характеризуется сила? Давайте подведем итог. Что же такое сила? Что мы должны о ней знать? Сила – мера взаимодействия тел: в результате воздействия силы тела могут изменить скорость или деформироваться; Сила – физическая величина: ее можно измерить; Сила – векторная величина: она характеризуется направлением Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения Слова из африканской сказки – «Цимона Мамбу – ясновидец». «…Цимон Мамбу продолжил путешествие. Вскоре он набрел на ручей, который тек не сверху вниз, а снизу вверх: вода, весело журча, взбиралась в гору …». Вопрос: Возможно ли такое, чтобы вода, весело журча, взбиралась в гору? Что произойдет, если?.. Какова будет траектория движения? Примеры действия силы притяжения к земле. Из собственного опыта вы знаете, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Это происходит потому, что существует земное тяготение - притяжение тел к Земле. Сила тяжести – это сила, действующая на все тела со стороны земли. Обозначается Fтяж. Единица силы была названа Ньютоном в честь английского ученого Исаака Ньютона. Раз любая сила имеет направление, то сила тяжести тоже имеет направление. Сила тяжести всегда направлена вниз. Сила тяжести зависит от географической широты. Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсах немного больше, чем на экваторе или на других широтах. Сила тяжести на вершине горы несколько меньше, чем у ее подножия. Тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу Взаимное притяжение всех тел в мире называется всемирным тяготением, или гравитацией. Строением Солнечной системы мы тоже обязаны этому явлению. Оно существует и между маленькими телами, но незаметно из-за маленькой величины действующих сил притяжения. Ученые выяснили, что оно тем сильнее, чем больше масса тела. Притягиваются между собой Луна и Земля. Притяжение Земли к Луне вызывает приливы и отливы воды. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров. Вам хорошо известно, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг к другу. | Слушают учителя, отвечают на вопросы презентации. Выполняют задания. Машины пришли в движение, разъехались в разные стороны. Изменилась. Скорость первой машины изменилась в результате действия на нее второй машины. Скорость второй машины изменилась при действии на нее первой машины. Машины взаимодействовали. Машина пришла в движение под действием руки. Скорость шарика изменилась под действием магнита. Ребенок и машинка, кирпич, рука и пружина, магнит и металлические тела, мяч и нога. Изменяется направление движения мяча и скорость мяча. Большей. Она изменяется – увеличивается. Вывод: Сила – мера взаимодействия тел (записывают в тетрадь) Поймал его. Изменил и по величине и по направлению. Под действием руки человека. При этом форма мяча также изменилась (сжался) Скорость валанчика во время игры изменялась по направлению Изменялась под действием ракетки. Изменялась, в зависимости от силы удара. Вывод: Сила – причина изменения скорости тела и по модулю , и по направлению . (запись) Чем больше масса машинки, тем большую силу нужно приложить, чтобы скорость машинки осталась прежней. В результате действия силы изменяется форма тела. Мяч сжался, доска прогнулась, ластик сжался. Запись в тетради - Сила обозначается латинской буквой F. Сила, как и скорость, величина векторная. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Нет. Такое невозможно, вода всегда течет вниз. Поклажа упадет на землю. Мяч полетит вверх, а затем упадет на землю. Пролетев, она упадет на землю. В первых двух случаях – прямая линия, а в третьем кривая. Записывают в тетрадь. Делают чертеж Записывают определение | Дети работают в парах                      |
5. Первичное закрепление новых знаний | Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали, а теперь закрепим наши знания на практике. Учитель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся. Выбери верные утверждения: сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела сила тяжести действует на любое тело сила тяжести всегда направлена вниз сила тяжести на Земле везде одинакова сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос сила тяжести измеряется в килограммах сила тяжести тела увеличивается, если его сжать сила тяжести не действует на воздушный шарик Тест «Движение и взаимодействие тел» Вариант 1 1) Сила – это причина … а) движения тела б) изменения скорости тела в) относительного покоя тела 2) Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что … а) массы этих тел равны б) масса первого тела больше массы второго в) масса первого тела меньше массы второго 3) Какое из приведенных значений может выражать силу? а) 80 кг/м3 б) 2 кг в) 30 мН 4) Продолжайте предложение и укажите неверный ответ. Сила характеризуется … а) временем действия б) направлением в) точкой приложения г) числовым значением Вариант 2 1) По международному соглашению за единицу силы принят … а) килограмм (кг) б) Ньютон (Н) в) метр в секунду (м/с) 2) Какое из приведенных значений может выражать силу? а) 300 кг/м3 б) 5 Н в) 2 кг 3) Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с меньшей скоростью, то говорят, что … а) массы этих тел равны б) масса первого тела больше массы второго в) масса первого тела меньше массы второго 4) Если на тело действуют другие тела, то его скорость … а) не изменится, тело находится в покое б) не изменится, тело движется равномерно и прямолинейно в) увеличивается или уменьшается | Выполняют задачи, отвечают на вопросы слайдов. Комментируют свой ответ. Правильными являются первый, второй, третий и пятый Работают с тестом, выбирают ответы и записывают в тетради, по ходу проверяют себя сами и выставляют себе оценку. |  |