СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сила воздействия на слушателей…» (презентация проекта по литературе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование аудиозаписи на уроках литературы при изучении лирики.

Просмотр содержимого документа
««Сила воздействия на слушателей…» (презентация проекта по литературе)»

«Сила воздействия на слушателей…»

(презентация проекта по литературе)

 Актуальность исследования

«Кто владеет словом – владеет миром», – эта фраза заставила меня задуматься о важности умения хорошо говорить, когда мы представляем свой индивидуальный проект на уроках изучения лирики.

К сожалению, далеко не все любят выступать публично, многие не умеют красиво и убедительно говорить. Однако практически во всех сферах человеческой деятельности требуется умение выступать перед публикой. Успех приходит к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление. Эти навыки необходимо в себе развивать.

Мне стало интересно, смогу ли я, узнав основные секреты ораторского мастерства, систематически работая над своей дикцией, мимикой и жестами, преодолеть страх перед публичными выступлениями и улучшить качество своей устной речи.

Цель – овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение навыков управления аудиторией; приобретение умения говорить увлекательно, развитие красноречия; объяснение значимости использования аудиозаписи на уроках изучения лирики.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу, ресурсы Интернета и собрать информацию по теме проекта.

  2. Узнать историю возникновения ораторского искусства.

  3. Познакомить с вопросом использования аудиозаписи на уроках изучения лирики.

Основная часть

История возникновения ораторского искусства

Ораторское искусство ( искусство красноречия) – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Риторика зародилась в Древней Греции, где речь, слово оказывалось реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом этой науки. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение. Оратор (от латинского ORARE – говорить) – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова – аудитория (от латинского AUDIRE – слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторская речь это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер, Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.

  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса.

В античной риторики Аристотель выделял три типа аргумента: этос, пафос, логос.

  • Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.

  • Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.

  • Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания.

В современной риторике определяют три формы аргументации:

  • Теоретическая – общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.

  • Практическая – практические примеры на своем или чужом опыте.

  • Визуальная – сравнение с известным образом или событием.

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.

Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать,

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Кроме того, важным при подготовке индивидуального проекта по литературе есть возможность воздействовать на слушателей, используя аудиозаписи.

Использование аудиозаписи на уроках изучения лирики

Истории звукозаписи не более 130 лет. Однако на сегодняшний день все уверены в том, что звук может стать мощным средством воздействия, а использованный при защите индивидуального проекта – важным компонентом представления.

Все аудиозаписи произведений можно разделить на чтение художественное и чтение авторское. В чём различие этих двух записей?

Чтение художественное – это чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова. С примером такого прочтения нас, учеников, учителя знакомят, используя электронное приложение к учебнику литературы – фонохрестоматия. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в нас, в школьниках, душевный отклик, мысль о возможностях выразительного чтения. Эти записи учитель использовал при изучении лирических произведений 19 века.

Авторское чтение – это чтение автором своих произведений, то есть читает автор. Известны записи голоса И.Бунина, А.Белого, С.Есенина, В.Маяковского, Н.Гумилёва, А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Рубцова и многих других писателей и поэтов, творчество которых мы изучаем в школе.

После того, как учитель на уроке при анализе стихотворения предложил нам послушать стихотворение в исполнении С.Есенина, я поняла, что при защите индивидуального проекта по литературе буду использовать аудиозапись стихотворения.

В чём отличие голоса автора от голоса мастера художественного слова? Автор может допускать ошибки в речи, так, например, Заболоцкий говорил вместо рУсло руслО. Кроме того, многие авторы читают без выражения. Получается, что авторское чтение не может вызывать такого эмоционального отклика. Авторское чтение не всегда может быть примером выразительного чтения. Но, как пишут литературоведы, имеют другие цели – помочь раскрыть глубинный смысл стихотворения, затронуть его тончайшие струны. Тогда становится понятным громкое и сильное декламирование Маяковского.

На уроке литературы при изучении стихов Есенина учитель спросил у нас, как мы представляем себе звучание его стихов, его голос. Многие из нас, глядя на обаятельного мужчину с голубыми глазами, с белокурыми прядями, сказали о чувстве мягкости, лиричности. Но при включении записи поэта наше отношение поменялось: Есенин читает с надрывом, выкрикивая. Для чего учитель использовал запись голоса автора? Эта деталь помогла нам , школьникам, при анализе произведений поэта, его творческой судьбы.

Удивительно, именно авторское чтение способно более полно передать ритмику стихотворения. В день самоуправления я проводила урок литературного чтения в начальной школе. Урок был посвящён Чуковскому. Мною была использована аудиозапись стихотворения Чуковского. Авторское чтение. Мы услышали детское, выразительное чтение Чуковского с сильным выделением ударных гласных.

Но самое главное, после прослушивания авторской аудиозаписи создаётся образ живого поэта, живого человека, личности, ощущение её присутствия. Каждый поэт для нас становится не только фотографией в учебнике, но яркой личностью, настоящей личностью в общем течении литературы.

Аудиозаписи можно применять при работе по подготовке к урокам, посвящённым творчеству того или иного поэта. Это заставляет настроится на правильную эмоциональность.

При защите проекта, посвящённого творчеству Маяковского, моя одноклассница по совету учителя использовала запись голоса поэта. Стихотворение «Необычное приключение …». Качество звука, разумеется, не совсем хорошее, нет возможности распознать все слова. Прозвучал отрывок. Строки, в которых заключалась идея произведения. Именно из уст самого Маяковского мы смогли услышать:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Запись голоса Маяковского, этот отрывок стихотворения с его повторным прочтением, запомнился многим из нас.

При подготовке к защите проекта я узнала, что аудиозапись не должна длиться очень долго, иначе к ней теряется внимание. Запись не должна быть целью выступления, защиты, а лишь средством достижения цели. Запись должна быть связана с представляемым материалом проекта.

Разумеется, что аудиоматериал не должен и не может вытеснить живое слово выступающего. Он лишь призван внести в выступление элемент документальности, нотку реализма.

Заключение

Устная речь обязательно должна быть выразительной. Не зря Аристотель говорил: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, правильной расстановкой логических ударений и пауз. Выразительную речь легко слушать и понимать. Невыразительная речь, напротив, утомляет слушателей. Следует голосом, интонацией подчёркивать главную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.

Выразительность речи оратору надо вырабатывать с помощью специальных упражнений.

Кроме того, для достижения поставленной цели мы можем использовать аудиозапись, если речь идёт о презентации проекта на уроках изучения лирики.

Вышесказанное не означает, что выступление, посвящённое тому или иному поэту, без аудиозаписи будет плохим; что без неё невозможно будет понять особенности творческой манеры поэта, но она позволяет разнообразить проект, привлечь внимание одноклассников к поставленной проблеме, придав необходимый эмоциональный импульс, сделать выступление запоминающимся, помочь в раскрытии и более глубоком понимании особенностей творчества поэта.