СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Силы в механике. Гравитационные силы. 10 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: Силы в механике. Гравитационные силы.

ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬУРОКА:

Образовательная:

  1. Повторить законы Ньютона. Уметь применять их при решении задач.
  2. Помочь учащимся осознать понятие гравитационного взаимодействия, содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной. Развивающая:
  1. Научить учащихся выделять главное в информации и излагать ее в доступной для учащихся форме.
  2. Развивать умение мыслить логически, анализировать и делать выводы в процессе беседы.
  3. Прививать умение применять полученные знания в жизни. Воспитательная:
  1. Воспитывать познавательную активность и внимание.
  2. Развитие познаваемости мира и его закономерностей.   Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«У.11. Силы в механике. Гравитационные силы»

УРОК № 11.


ТЕМА УРОКА: Силы в механике. Гравитационные силы.


ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬУРОКА:


Образовательная:

  1. Повторить законы Ньютона. Уметь применять их при решении задач.

  2. Помочь учащимся осознать понятие гравитационного взаимодействия, содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной.

Развивающая:

  1. Научить учащихся выделять главное в информации и излагать ее в доступной для учащихся форме.

  2. Развивать умение мыслить логически, анализировать и делать выводы в процессе беседы.

  3. Прививать умение применять полученные знания в жизни.

Воспитательная:

  1. Воспитывать познавательную активность и внимание.

  2. Развитие познаваемости мира и его закономерностей.


Тип урока: комбинированный.


План-схема урока.


Этапы урока

Время, мин.

Методы и формы работы с классом.

  1. Организационный этап

1


  1. Проверка домашнего задания.

10

Фронтальный опрос. Работа у доски по карточкам.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.


Определение цели урока по плану изучения темы.

  1. Восприятие и первоначальное осмысление нового материала.

16

Объяснение учителя с элементами эвристической беседы.

  1. Закрепление нового материала.

12

Решение задач.

  1. Домашнее задание.

1

Объяснение, инструктаж учителя


ОБОРУДОВАНИЕ, ТСО:

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Задачи», карточки, Опорные конспекты – 10 класс.


Эпиграф:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Русская пословица)




ХОД УРОКА:


Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1. Организационныйэтап. (1мин)

Приветствие; поверка учащихся по списку, отметить отсутствующих; готовность учащихся к уроку (тетради, учебники, ручка и т.д).


Приветствие, староста класса объявляет отсутствующих.

2.Этап актуализации опорных знаний.

(10 мин)


А) Фронтальный опрос: (3 мин)

Б) Пока идет опрос, 4 человека работают у доски по карточке (задания ЕГЭ). (7 мин)

Карточка № 1.

Карточка № 2.







Карточка № 3.




Карточка № 4.
















Опрос.


  1. Давайте вспомним, какой раздел физики мы с вами изучаем?

  2. А что изучает механика?


  1. Какую механику мы с вами изучаем: классическую механику Ньютона или квантовую механику?

  2. Кто сможет объяснить, почему именно ее?






  1. Какие основные разделы механики вы знаете?

  2. Какой раздел механики мы с вами уже прошли?

  3. Что изучает кинематика?



  1. К какому разделу механики мы с вами приступили недавно?

  2. Что она изучает?


Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни. Механические явления, процессы, события окружают нас повседневно, и, как правило, не требуют специальных приборов для наблюдений макроскопических тел.


  1. А что является причиной всех движений?

  2. Как называется физическая величина, которая характеризует взаимодействие тел?

  3. Какой буквой она обозначается и в чем измеряется?

  4. Сила это векторная величина или скалярная?

  5. Что мы можем найти, зная силу?


  1. В этом нам помогут законы динамики, а именно законы Ньютона. Давайте вспомним их.











  1. Какой другой формулировкой II закона Ньютона мы будем пользоваться для решения задач.




  1. А какие особенности 2 закона Ньютона?












  1. А какие особенности 3 закона Ньютона?







  1. Границы применимости законов Ньютона.





А сейчас давайте проверим выполненные задания и за одно еще раз вспомним, как и где мы можем применить законы Ньютона. (Слайд 1-3)




Отвечают.

Решают задачи.


Карточка № 1.


Карточка № 2.


Карточка № 3.


Карточка № 4.






1) Механику.


2) Закономерности механического движения тел.

3) Классическую механику Ньютона.


4) Потому что она изучает движение макроскопических тел со скоростями меньшими скорости света и основана на законах Ньютона, а квантовая механика изучает движение микрочастиц с скоростями близкими к скорости света.

5) Кинематика, динамика и статика.

6) Кинематику.

7) Как движется тело, не рассматривая причин, определяющих это движение.


8) Динамике.


9) Как раз причины возникновения механического движения.








10) Взаимодействие тел.


11) Сила.


12) F, [Н]

13) Векторная.

14) Ускорение – скорость – перемещение – координату.

15) Три закона Ньютона:

1 закон: Существуют системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых тело находится в покое или движется прямолинейно и равномерно, если на него не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано. R=0.

2 закон: Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально его массе:



16) Произведение массы тела на ускорение равно сумме действующих на тело сил:






17)


3 закон: Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны: 

18)

19)

Активно принимают участие в проверке.



3. Этап постановки целей и задач урока.

(2 мин)

Тема нашего урока: «Силы в механике. Гравитационные силы».

Как вы думаете, что мы сегодня должны изучить или вспомнить на уроке?

(Слайд 4)

Отвечают:

  1. Силы в природе.

  2. Силы в механике.

  3. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.

  4. Гравитационная постоянная.

  5. Масса – мера гравитации.

4. Этап усвоения нового материала. (10 мин).

1. Силы в природе. (Слайд 5).

В настоящее время в физике разделяют всего 4 типа фундаментальных сил:

1). Первый вид сил или первый вид взаимодействия вам хорошо знаком – это гравитационное взаимодействие. Гравитационные силы действуют между всеми телами, и все тела притягиваются друг к другу. Как правило, гравитационными силами можно пренебречь, если речь не идет об огромных телах, таких как небесные тела, т.е. планеты, звезды и т.д..

2). Второй тип взаимодействия, вам тоже хорошо знаком – это электромагнитные силы. Эти силы действуют между всеми частицами имеющими электрические заряды. В атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах именно электромагнитные силы являются главными.

3) Сильное взаимодействие – это проявление ядерных сил, с которыми вы познакомились в 9 классе. Эти силы кратковременны и область действия их ограничена. Их рассматривают только в атомных ядрах. Ядерное взаимодействие.

4) Слабое взаимодействие – это взаимодействие которое вызывает взаимное превращение элементарных частиц. Ядерное взаимодействие.

2. Силы в механике. (Слайд 6).

Механические явления очень разнообразны, поэтому, на первый взгляд, для их описания необходимо множество сил. Все механические явления можно описать и объяснить с помощью сил трех видов: гравитационные силы (силы всемирного тяготения) и двух разновидностей электромагнитных сил - силы трения и силы упругости. Со всеми этими силами вы уже знакомы.

Скажите, о каких силах я сейчас буду говорить.

  1. Яблоко, оторвавшись от ветви падает на землю.


  1. Стрела вылетает из лука.


  1. Человек делает шаг, отталкиваясь от земли.


1) сила взаимодействия яблока с землей – сила всемирного тяготения.

2) сила взаимодействия стрелы и тетивы лука- сила упругости.

3) сила взаимодействия подошвы обуви и земли – сила трения.


3. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. (Слайд 7)

Слайд 8.

4. Гравитационная постоянная.

Слайд 9.

Слайд 10. Видео «Опыт Кавендиша». (2мин30сек)

5. Масса – мера гравитации.

Слайд 11-12.

Основные выводы

5. Этап закрепления изученного материала.

( 18 мин)

Тренируемся решать задачи.

Слайд 13.

1. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67·10-15 Н. Масса каждого шарика?






Слайд 14.

2.








Слайд 15.

3.






Слайд 16. 4.


Слайд 17. 5.


Слайд 18. 6.


Слайд 19.

7.



Слайд 20.

8.








Слайд 21.

9.




1.


2.


3.


4.







5.




6.



7.


8.


9.

6. Заключительный этап. (1 мин)

Домашнее задание. § 29-31; ОК – 10.7. Упр. 7(1)

Ученики записывают в дневники домашнее задание.

Карточка № 1.


Карточка № 2.


Карточка № 3.




Карточка № 4.















Просмотр содержимого презентации
«Урок. 11.»

Карточка 2.

Карточка 2.

Карточка 3.

Карточка 3.

Карточка 4.

Карточка 4.

Силы в механике. Гравитационные силы.

Силы в механике. Гравитационные силы.

Силы n n E p Гравитационные силы Электромагнитные силы    E      p    n    p p – + n p n n n Сильное взаимодействие Слабое взаимодействие n

Силы

n

n

E

p

Гравитационные силы

Электромагнитные силы

 

E

 

 

p

 

n

 

p

p

+

n

p

n

n

n

Сильное взаимодействие

Слабое взаимодействие

n

Силы в механике Гравитационные силы Силы упругости Силы трения

Силы в механике

Гравитационные силы

Силы упругости

Силы трения

Закон всемирного тяготения  (И. Ньютон - 1667г.) Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: r

Закон всемирного тяготения (И. Ньютон - 1667г.)

Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

r

; G – гравитационная постоянная. 1 м

;

G – гравитационная постоянная.

1 м

Крутильные весы, 1798 г.   Генри Кавендиш 1731 — 1810   Включить видео

Крутильные весы, 1798 г.

 

Генри Кавендиш

1731 — 1810

 

Включить видео

Основные выводы Все тела, имеющие массу, притягиваются друг к другу . Сила притяжения между двумя телами прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:  

Основные выводы

  • Все тела, имеющие массу, притягиваются друг к другу .
  • Сила притяжения между двумя телами прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
  •  

Основные выводы

Основные выводы

  • Расчеты, выполненные, исходя из формулы, описывающей закон всемирного тяготения, могут считаться точными в трех случаях:
  • Если оба тела имеют форму шара и являются однородными .
  • Если размеры тел ничтожно малы , по сравнению с расстоянием между ними.
  • Если одно из тел обладает формой шара и его размеры многократно больше размеров второго тела любой формы.
Тренируемся решать задачи. 1. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67·10 Н. Масса каждого шарика? -15

Тренируемся решать задачи.

1. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67·10 Н. Масса каждого шарика?

-15