Ф.И.О. Бух Алиса Вячеславовна
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «В».
Тема урока: «Синонимы и антонимы».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении синонимов и антонимов.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник «Русский язык», тетради, карточки, презентация.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1.Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к коррекционной деятельности - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиса Вячеславовна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. «Красна птица опереньем, а человек — уменьем». Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Да, верно. Эта пословица рассказывает о том, что птицу красит ее наряд, перья. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, которые важны, чтобы всё уметь. К чему нужно стремиться на уроке русского языка? - И мы сегодня будем обогащать наши знания. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Формулируют собственное мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (задания словарной работы) | Организует актуализацию знаний и пробное учебное действие через словарную работу как подведение к теме. - Какой раздел вы сейчас изучаете? - Что такое ЛЗ слова? Каким бывает ЛЗ? - Где можно посмотреть ЛЗ слова? - Если, к слову, прибавить приставку или суффикс поменяется его ЛЗ? Например, посмотрите (слайд): береза - подберезовик. - А если, к слову, прибавить предлог? береза - под березой Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. - Чем отличаются предлоги от приставок? Как пишутся они с другими словами? Языковая разминка: (слайд, списать, подчеркнуть предлоги, выделить приставки, проверка). Теперь устно подберем синоним к слову "гуляет". - А в этом тексте значение "ветер гуляет"? А теперь подберем к нему антонимы в этом значении. — Это прямое или переносное значение слова «гуляет»? - Какой вывод мы сделаем? От чего зависит подбор синонимов и антонимов к слову? Если слово многозначное, то к каждому значению подбираются свои синонимы и антонимы. - Ребята, на прошлом уроке вы начали изучать тему? Кто помнит? | Слово и его значение. Прямым и переносным. Толковый словарь. Да. ЛЗ стало другим. Не поменяется. Записывают Отдыхает, прогуливается, празднует, ленится. Дует, шумит. Затихает, замирает. Переносное. От ЛЗ этого слова в контексте. «Синонимы и антонимы». | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: выстраивать последовательность действий. П: сравнивать объекты. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Осуществляет локализацию индивидуальных затруднений обучающихся. - О чем сегодня будем говорить? - Над какой темой мы продолжим работать сегодня? - А какая цель у нас будет поставлена на уроке? | Синонимы и антонимы. «Синонимы и антонимы». Цель: продолжить изучение синонимов и антонимов в речи. | | П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по построение проекта коррекции выявленных затруднений. - Что бы достичь этой цели, нужно построить план наших действий. Но слова потерялись. Давайте вставим пропущенные слова. | 1. Вспомнить определения понятий "синонимы" и "антонимы". 2. Научиться подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Ребята, мы с вами уже знаем, что такое синонимы и антонимы. Давайте вспомним определения понятий "синонимы" и "антонимы". - Кто может рассказать? (слайд) - Откройте учебник на странице 88, упражнение 142. Прочитаем вслух все задания. - Перечислим, что нужно сделать. Выполнять будем у доски, но перед этим рассмотрим образец. Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения? | Отвечают на вопрос. Читают и выполняют задание (2 ученика у доски, остальные в тетрадях) | Распознавать синонимы и антонимы в речи. | К: соблюдать правила ведения диалога. К: воспринимать суждения. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Практический (упражнение) | Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. Теперь перейдем к упр. 143. Прочитаем все здания вслух. - Перечислим, что нужно сделать. Сначала устно найти все пары антонимов, объяснить ЛЗ названия, потом письменно у доски, выписать пары антонимов. Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения? (если останется время) Посмотрим на упр. 141. - Что нужно сделать? Перечислите. Выполним это задание устно по алгоритму. Какой вывод можно сделать после выполнения упражнения? | Один ученик читает. молчат - говорят, далеко - близко, высоко - низко, приехать - уехать, сидеть - стоять, безделье - дело. Делают вывод. Читают. Отвечают. Выполняют устно задание. Делают вывод. | Находить синонимы и антонимы в текстах. Подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначных слов. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Рассмотрим упражнение 144. Прочитаем задания. - Что мы должны сделать? Ребята, ваша задача – самостоятельно списать пары антонимов-слов. Проверьте свою работу по слайду, исправьте ошибки, если они есть. | Одни ученик читает задания. | | П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. Какую тему мы сегодня повторили, закрепили? Чему научились? Где нам это может пригодиться? | Отвечают на обобщающие вопросы. | | П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Осуществляет рефлексию учебной деятельности. - Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - Все ли задачи решили? Посмотрите на слайд, это лестница успеха. (приложение 1) Поставьте себя на ступень, которая показывает вашу работу на уроке и усвоение знаний. - Кто не доволен своей работой на уроке? Почему? Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Выполняют лесенку успеха. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |