СИНОНИМЫ
Цели урока:
систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,
познакомить учащихся с градацией, научить определять роль синонимов в речи,
совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся;
воспитывать чувство ответственности, сотрудничества
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
«Путешествие по стране «Лексика», словари синонимов
Русский народ создал яркий,
как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня
над колыбелью, русский язык.
А. Н. Толстой
Ход урока
СЛАЙД 1 I. Организационный момент. Эпиграфом к уроку я взяла слова
А. Н. Толстого. Кто помнит знаменитую сказку, которую он написал?
«Приключения Буратино, или Золотой ключик»
II . Верно, а вы любите сказки? Тогда сегодня урока не будет, потому что мы отправляемся в морское путешествие на сказочном корабле. И поплывёт наш класс на далёкий остров, где поселились жители одной большой страны. К этому берегу постоянно подплывает множество кораблей, и все путешественники хотят узнать как можно больше информации о необыкновенных жителях данного государства.
Итак, начинаем.
СЛАЙД 2 Представьте себе…:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.
– Ой, наш корабль почему-то не плывёт. Я поняла, ему нужно помочь тронуться, выполнив задание. Попробуем? Блиц – опрос.
Слайд 3 1. Словарный состав языка изучает раздел языкознания …
(Лексикология)
2. Словарный состав языка (лексика)
3. Словарный запас одного человека (лексикон)
4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова (Толковый)
5. Продолжите: Сергей Иванович … (Ожегов)
6. Наталия Юльевна … (Шведова)
7. Владимир Иванович (Даль)
8. Найдите “лишнее” слово: колобок, колбаса, колесо, кошелёк, колено
(кошелёк, остальные произошли от древнерусского слова КОЛО, что
означало КРУГЛЫЙ)
Слайд 4 Молодцы, у нас всё получилось! Мы отправляемся в плавание, и солнышко тоже с нами.
Слайд 5 Посмотрите, какие интересные облака на морской глади, и даже даны их названия. Давайте попробуем назвать предметы, изображенные на экране, другим словом. Выполнив это задание, вы назовёте тему сегодняшнего урока – путешествия и берег, куда мы направляемся. Ходики – часы, гиппопотам – бегемот, томат – помидор
Слайд 6 Дом – избушка, ученик – школьник, фортепиано – пианино.
Теперь вы можете назвать тему нашего путешествия и берег, к которому мы направляемся. (СИНОНИМЫ в стране ЛЕКСИКА)
Слайд 7 – 8 Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату… тему урока.
Слайд 9 Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя»
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «одинаковый, похожий».
– В учебнике на с. 104 читаем текст упр. 194.
Слайд 10 Прослушайте, пожалуйста, стихотворные отрывки и закончите предложения подходящими по смыслу словами.
1. После урока непременно нужна ребятам… перемена – перерыв между
уроками
2. На время что-то прекратив, мы объявляем… перерыв
3. В борьбе, в труде устали слишком, дают уставшим… передышку –
непродолжительный перерыв.
4. Простое слово промежуток: в театре несколько минуток, пока начнется
новый акт. Он называется… антракт – краткий перерыв между
действиями спектакля или отделениями концерта.
– Чем являются эти слова? Синонимами.
– Какое слово является опорным, главным? (перерыв)
– Запишите это слово в тетрадь.
Главное слово в ряду синонимов называют ещё доминантой, т.е. носителем главного значения. Я предложу вам словообразовательный разбор, а вы мне фонетическую транскрипцию.
Слайд 12 Перерывo□ ← перервать (от глагола, нулевая суффиксация (безаффиксный способ)
э
У доски учащийся пишет фонетическую транскрипцию [п'ир'и рыꞋф]
– Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове? (оглушение согласной на конце слова)
– Составьте предложение со словом перерыв. Подчеркните члены данного предложения. (один учащийся выполняет у доски)
Пример: Сейчас в нашей работе наступил перерыв.
ПЕРЕМЕНКА.
– И в нашем путешествии небольшая передышка. Физпауза.
Мы немного с вами отдохнули. Продолжаем наше путешествие.
Слайд 12 Игра «Найди друзей». Запишите парами в тетрадь.
Алфавит – азбука, огонь – пламя, шалун – озорник, чистый – аккуратный, прыгать – скакать, бросать – кидать, красный – алый.
Откройте с. 104 упражнение 195. Читаем. (словари синонимов на партах, одну словарную статью записываем в тетради)
Читаем на с.105, для чего нужны синонимы в речи.
Устно выполняем упр. 199
Слайд 13 Следующее задание. Найдите, пожалуйста, контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Неспокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Изменяется море от спокойного до состояния бури.
Слайд 14 – 15 ГРАДАЦИЯ – расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления. Холод, стужа, мороз; тепло, жара, зной.
Запишите определение и примеры градации в тетрадь. У вас получилась ещё одна словарная статья.
Слайд 16 Не хотят отпускать нас синонимы. Поиграем на этом берегу ещё немного? Тогда следующее задание. Расставьте слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения:
Свирепый, лютый, злой – 1 ряд
Торопиться, спешить, лететь, бежать – 2 ряд
Храбрый, отважный, смелый – 3 ряд
Спасибо, молодцы. Давайте докажем, что мы прошли и исследовали весь берег:
– что такое синонимы?
– для чего используются синонимы в речи? (помогают избежать тавтологии, расширяя словарный запас языка, одновременно обогащают язык, делают высказывания ярче, выразительнее. С помощью синонимов можно усилить впечатление, воздействовать на чувства, заставить обратить внимание на ту или иную деталь)
– что называется доминантой?
– что такое градация?
Слайд 17 – 19 Наше путешествие подошло к концу. Все испытания на берегу синонимов закончены, и мы возвращаемся домой. Наш корабль взял курс к родным берегам.
Оценки за урок.
Домашнее задание: П. 20, упр. 202 (надо сочинить небольшой рассказ о любимом писателе или поэте, используя синонимы)