Урок3
Синтаксис и пунктуация
Цели урока:
1.- уметь правильно определять словосочетания и указывать их способ связи
- уметь находить основу предложения;
- распознавать предложения по цели высказывания, по интонации;
- находить однородные члены; правильно ставить знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах;
- знать порядок синтаксического разбора простого предложения и уметь применять его;
- различать простое и сложное предложения;
- правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;
- читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.
2.Развитие речевой компетенции
3.Воспитание полиязыковой личности
Оборудование: доска, карточки, задания на листах.
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Обозначение темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Запишите в тетради число, тему урока и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? о чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).
- В страну СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Согласны? (Да) У нашего паровозика три вагончика -1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
- Но, прежде чем отправиться, нам необходимо выяснить: готовы ли вы к путешествию.
2. Беседа по вопросам:
- Какой раздел лингвистики вы изучили? (Синтаксис и пунктуация.)
- Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
- Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
- Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
- Назовите способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание).
- Какой способ связи называется управлением? Приведите пример.
- Какой способ связи называется примыканием? Приведите пример.
- Какой способ связи называется согласованием? Приведите пример.
- Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
- Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
- Когда перед союзом И ставится запятая, а когда – нет?
- Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП.) Назовите их отличия друг от друга.
- Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
(звучит музыка)
1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
- А вот и первая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
3. Игра «Выбери меня, выбери меня»
- Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный).
На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова,
если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты,
открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока,
более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
4. Игра «Кто лучше?»
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания,
чтобы были представлены все виды связи: согласование, управление, примыкание, разберите словосочетания полностью.
Выиграет тот вагончик, пассажиры которого правильно построят словосочетание и разберут их.
1 вариант: согласование
2 вариант: управление
3 вариант: примыкание
- По одному человеку от группы к доске.
2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- А вот и вторая наша остановка «Простое предложение». Прогуляемся по ней.
5. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами на каждом столе лежат конвертики, в них вы найдёте отдельные слова. Вам нужно собрать правильно слова, чтобы получились предложения. Запишите получившееся предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.
1. Школьники активно принимают участие в озеленении улиц.(2)
2. Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой.(3)
3. Ребята старательно изучают грамматику.(1)
4. Люди земли борются за чистоту воздуха, воды.(2)
5. Няня рассказывала детям про свои прожитые годы.(2)
6. Товарищи не бросили друга в несчастье.(3)
7 Муравьи выползают после зимней стужи.(1)
8. Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку.(2)
9. Спит черёмуха в белой накидке.(1)
10. Ребята бережно обращаются с учебниками и тетрадками.(3)
(чтение получившихся предложений с основой)
- Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные)
6. Переделать повествовательные предложения в побудительные, записать их и выделить в них основу.
(чтение получившихся предложений с основой)
- Чем осложнены получившиеся предложения? (Обращением)
- Что мы знаем о знаках препинания при обращении? (Обращение с двух сторон выделяется запятыми).
7. Из данных учителем предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены.
I вариант | II вариант | III вариант |
1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег. | 1. Радостна, шумна и пахуча весна! | 1 .Земля – наш общий дом! |
2. Липким запахом веет полынь. | 2. Хороши летом глазастые ромашки! | 2. Гранит – прочный камень. |
3. Вышла на край леса старая волчиха. | 3. Воздух чист и прозрачен. | 3. Лес – наше спасение от засух и суховеев. |
- Итак, чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).
- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)
8. Сделать полный синтаксический разбор предложений. (по вариантам, три ученика к доске)
- Над городом стоял сплошной туман.
- Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.
- Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- А вот и третья наша остановка «Сложное предложение». Посмотрим, справитесь ли вы с её задачами.
9. Игра «Кто внимательнее?» Роль союза И в предложении.
- Мы очень часто путаем сложные предложения с простым предложением, осложнённым однородными членами. Поиграем в игру «Кто внимательнее?» Здесь пассажиры каждого вагончика должны быть очень внимательными, так как разобьются на два варианта. Я зачитываю предложения: если предложение простое, то поднимает руку 1 вариант, вызываю одного человека, он указывает однородные члены; если предложение сложное, поднимает руку второй вариант, и один человек называет грамматические основы. Задание понятно? Не подведите свой вагончик, будьте внимательны. Не выкрикиваем, только – рука. Напоминаю. Первый вариант – найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом И. Второй вариант – найти сложные предложения.
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. - ПП
- Распустилась черемуха, и над самой водой позеленели кусты смородины. - СП
- Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.- ПП
- Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. СП
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП
- Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.- СП
- Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. -ПП
- Кончается светлая лесная весна, и начинается лесное тенистое лето. - СП
- Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман. -ПП
- Листва сомкнулась, и потемнел лес. -СП
- Ветер раздувал снежинки, и они плясали под его музыку. - СП
10. Нарисовать схемы к предложениям (знаки препинания не расставлены)
I вариант | II вариант | III вариант |
1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. | 1. Солнце скрылось за горизонтом, потому что наступила ночь. | 1. Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. |
2. Море утихло и только изредка глухо вздыхало. | 2. Когда пришла осень, птицы собрались на юг. | 2. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». |
3. Мальчик спросил: «Как тебя зовут?» | 3. Федя посмотрел на облака и сказал: "Гроза будет." | 3. Зима будет холодной, если белка делает большие запасы. |
4. Капля по листку щелкнет, и сорвется лист. | 4. Гроза прошла, и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом. | 4. Заяц перескочил через дорогу, когда обоз проехал. |
5. Я подставил ладони, и на них упало несколько невесомых иголочек. | 5. Олени осенью перебираются к югу, где они находят больше корма. | 5. "Хороший паренек?" - спросил капитан. |
11. Составить из двух простых предложений сложные (ССП и СПП).
I вариант | II вариант | III вариант |
1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик. | 1. Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом. | 1. Солнце светило ярко. Наташа пошла на прогулку. |
2. Небо заволокло тучами. Началась гроза. | 2. Болота уже начинали замерзать. Первыми тронулись болотные птицы. | 2. Утром шёл дождь. Трава ещё была мокрая. |
III. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2. Выставление оценок за работу на уроке.
3.Д.З.Сделать синтаксический разбор сложного предложении/записано на доске/