Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»
Выступление на педсовете 10.01.17
«Система подготовки к ОГЭ»
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ мало уметь грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Задачи педагога:
• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
• организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
• работать в тесном контакте с родителями.
Система работы по подготовке к ОГЭ
Создание информационной базы – оформлены стенды с информацией о структуре экзамена, критериях оценивания экзаменационных работ, на стендах размещены инструкция для учащихся о правилах поведения во время экзамена, сменные материалы для повторения, обобщающие опорные схемы и таблицы, рекомендации по выполнению всех частей экзаменационной работы.
Создание методической базы. Для учащихся в каждом классе, начиная с шестого, были приобретены учебно-методические пособия.
Учебные пособия для 9 класса содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжены ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Кабинет пополняется материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 9. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Активное использование информационно-коммуникационных технологий (электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.
Использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. В уроки включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Включение дополнительных занятий в систему подготовки к ГИА.
В этой работе помогает активная коммуникация через школьный журнал и социальные сети (специально созданные группы, беседы). Учащиеся получают в сообщениях дополнительный материал к проведенным в школе занятиям, имеют возможность задать вопросы и получить индивидуальные консультации.
Применение технологии уровневой дифференциации. Учет индивидуальных возможностей каждого ученика осуществляется путем анализа выполненных тестов и использования карточек базового и продвинутого уровня.
Создание папки «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Заключение
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся: языковой; лингвистической; коммуникативной.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем и родителями.
А.Б. Мирошниченко