СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по развитию речи учащихся через применение технологии лего-конструирования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию речи учащихся через применение технологии лего-конструирования»

Система работы по развитию речи учащихся через применение технологии лего-конструирования.

«Не условным звукам только учится ребёнок,

изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и

силу из родимой груди родного слова»

К.Д. Ушинский

Роль родного языка в развитии мышления и речи ребёнка, в воспитании эмоций и воли определена самой природой. Сама сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром. Окружающей действительностью. Тогда возникает вопрос, почему же речь наших учеников скудна, не выразительна? Почему не всегда их речь бежит ручейком, льётся родником с его свежестью и красками? Может ли учитель повлиять на конструирование свободной речи ребёнка? Эти вопросы я задаю себе не первый год.

Часто можно услышать от педагога фразы-замечания относительно речи ученика: так не говорят, говори правильно, выстраивай полное предложение. Но, на мой взгляд, большинство этой информации проходит мимо ребенка, «не цепляя» его внимание. Почему? Потому что для большинства младших школьников, работа над своей речью не представляет особого интереса.

Цель учителя – создать естественные условия для развития речи младших школьников, опираясь на ведущую деятельность детей данного возраста: игру.

Технология лего-конструирования – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Технология лего-конструирования актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет осуществить интеграцию образовательных областей, дает возможность педагогу объединять игру с образовательной, исследовательской и экспериментальной деятельностью, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие школьников в режиме игры. Новая многофункциональная педагогическая технология лего-конструирования позволяет сформировать конструктивно-игровую деятельность у младших школьников и тем самым повысить их речевое развитие в условиях образовательного процесса.

Впервые технология лего-конструирования была применена мною на уроке обучения грамоте в 1 классе при составлении звуковой модели слова. Учащиеся уже были знакомы с тем, что звуки по своей характеристики обозначены определенном цветом. Например, гласный заменяется моделью красного цвета, согласный твердый - синего и т.д. Теперь первоклассникам было предложено моделировать слово с помощью конструктора «LEGO».

Затем они записывали транскрипцию данных слов на карточку, тем самым соотнося цветную модель с записью. Конструирование звуковых моделей с помощью деталей «LEGO» позволило гораздо дольше удерживать внимание детей на занятии и сделать уроки обучения грамоте для младших школьников интереснее.

Далее я использовала технологию лего-конструирования при введении понятия «предложение». Учащиеся в форме игры моделировали предложение, анализируя его состав и, собирая его из слов – деталей конструктора. Разнообразие деталей «LEGO» позволяет показывать и точку в конце предложения, и первое слово, пишущиеся с большой буквы.

Освоив простые конструкции нераспространенных предложений, учащиеся продолжали работать с «LEGO», с удовольствием выполняя все более усложненные задачи. Далее мною было предложено детям конструировать распространенные предложения с предлогами (после введения понятия «предлог»).

Модель предложения: Маша собирала грибы.

Модель предложения: Маша пошла за грибами.

Отработав моделирование предложений, мы продолжили работу с конструктором «LEGO», используя его в проектных задачах, где учащиеся с успехом применяли его в иллюстрировании конечного результата своей проектной деятельности.

Представление учащимися результата проектной задачи «В гостях у сказки».

Отметив заинтересованность школьников в упражнениях с применением технологии лего-конструирования, я решила продолжать использовать данный конструктор в своей педагогической практике при изучении различных тем на разных учебных предметах.

На уроке русского языка я предлагаю учащимся использоватьдетали «LEGO» не только в блоке «Развитие речи», но и при изучении материала по орфографии, морфологии, синтаксиса и других разделов языка.

Для примера представлю иллюстрации, где учащиеся после разграничения понятий «предлог» и «приставка» отрабатывают слитное и раздельное написание сначала путем моделирования, а затем осуществляют запись в тетрадь.

Использование технологии лего-конструирования в изучении данной темы позволяет учащимся наглядно представить морфемный состав слова, что повышает уровень понимания материала, способствует более быстрому достижению поставленной цели урока, позволяет организовать учебное занятие в форме игры.

Применяя третий год технологию лего-конструирования в своей работе, отмечаю повышенный интерес у учащихся к урокам с применением данного конструктора. Изучение материала в игровой форме позволяет школьником легко и непринужденно выстраивать речевые высказывания, вспоминая цветную модель построения предложений. Путь развития речи школьника достаточно сложен, но с помощью конструктора «LEGO» этот процесс становится более естественным, и ребенок чувствует себя творцом своей сознательной и свободной речи. А ведь это и есть наша цель.