СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя химии Андросовой Н.П с одарёнными учащимися и достижения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описываю систему работы с одарёнными учащимися и достижения.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя химии Андросовой Н.П с одарёнными учащимися и достижения.»

Система работы учителя химии Андросовой Н.П с одарёнными учащимися и достижения.



Образование XXI столетия направлено на развитие личности, на ее интересы, склонности. Рассматривая философию этого вопроса, понятно что центром педагогического процесса есть человек с его необходимостями и собственным миром как самая высокая ценность общества. Для построения демократичного общества необходимо развивать человека, который был бы самостоятельным, самодостаточным, ответственным, подготовленным к осознанной и продуктивной деятельности в разных сферах производства.

Американский педагог Джон Хиббен подметил, что «образование - это умение правильно действовать в любых жизненных ситуациях». Следовательно, можем утверждать, что образование - это развитие компетентной личности, т.к. именно компетентностью определяется способность одаренной личности действовать. И не может быть компетентности в отдельно взятом вопросе, отдельной области знаний. 
Отсюда возникает задание современной школы - воспитание компетентной личности, которая владеет не только знаниями, высокими моральными качествами и является профессионалом, но и умеет действовать адекватно в разных ситуациях, используя накопленный опыт и беря на себя ответственность за свою деятельность. Компетентный человек должен уметь изучать, искать, думать, сотрудничать, быть толерантным, принимать решения, иметь потребность и готовность постоянно учиться, стремиться к творчеству, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.

Высокий интеллектуальный и творческий потенциал личности - залог успеха в любой ее сфере деятельности. Только неординарные личности являются двигателями научно-технического прогресса. Поэтому одной из главных задач современной школьной системы образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых школьников. 

Одно из направлений в моей педагогической деятельности, которое меня увлекает и интересует – это олимпиадная деятельность по предмету химия. Т.е это то направление, в котором я вижу результат своей работы с детьми.

Есть ли рецепт подготовки учащихся, которые бы занимали призовые места на олимпиадах различного уровня? Есть ли какие-либо рекомендации, чтобы в кратчайшие сроки научить ребёнка решать нестандартные задачи, работать с различными веществами и т.д.

Будучи на курсах и семинарах от опытных педагогов, которые значительное время уже находятся в олимпиадном движении я таких универсальных рекомендаций не услышала.

Успешная деятельность - это систематические занятия с учащимися по подготовке к олимпиадам. Это не один или два раза работы в неделю. Это может быть и 5 дней в неделю, т.е чем больше занятий, тем лучше!

Также, поговорив с детьми, которые занимают призовые места на областных и республиканских и международных олимпиадах (областной лагерь «Наука») – я услышала тоже самое.

Нет сомнения, что подготовка к олимпиадам -это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности, как со стороны учителя (тренера), так и школьника.

Это процесс затрагивает многие сферы деятельности: учебную, интеллектуальную, психическую

Деятельность учителя-тренера:

Первый шаг, который необходимо сделать каждому учителю, работающему с одарёнными учащимися, это создать «банк» заданий. Они не должны быть слишком лёгкими, не должны слепо повторять обычные школьные задачи, которые решаются на уроках, в них должен присутствовать «творческий дух», но в то же время эти задания не должны перегружать учащихся при подготовке.

Второе шаг учителя - это задание по выявлению наиболее подготовленных и заинтересованных школьников, способности которых выше среднего, и которых мы можем назвать одарёнными. Как было отмечено выше, чаще всего, это учащиеся, хорошо обучающиеся в школе, - одна из категорий одарённости. В этом учителю химии больше всего помогают наблюдения в ходе уроков и проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также анализ их успеваемости по математике, физике, биологии и других предметов.

«Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь? В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

В нашей школьной действительности мы чаще всего имеем дело с детьми, хорошо обучающимися в школе. 

2. Развитие и обучение ребёнка должно определяться, по Эриху Фромму, не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет. Давно и верно подмечено, что успех в любой деятельности большей частью зависит от работоспособности школьника, от его желания обучаться. 

- мотивировать учеников к осознанной подготовке к олимпиаде;

- обеспечить организацию повторения и углубление учебного материала;

- формировать учебные умения, особенно исследовательские и творческие;

- организовать поэтапный промежуточный мониторинг самостоятельную деятельность учащихся.

Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три компонента формирования умений

- умение решать химические задачи, учитывая химизм процессов, и владение необходимым для этого математическим аппаратом;

- энциклопедические знания по классам веществ, развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга соединений, способов их получения, областей применения;

- практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Умение решать задачи приходит при решении большого числа химических задач. Процесс осуществляется с помощью учителя Многократное повторение решения задач приводит к формированию навыков.

Развитие химического кругозора осуществляется с помощью изучения химической литературы. Как утверждал Гёте «Знания нужны не для того, чтобы их собирать, а для того, чтобы уметь ими пользоваться». Это может быть создание опорных конспектов, схем, посвященных химии того или иного химического элемента, таблиц отражающих свойства различных соединений или областей их применения, исследования по истории науки. В поисках необходимой информации изучаются самые различные источники, отбирается необходимый материал, который может использоваться как справочный материал при анализе сложных задач.

Практические умения и навыки

- обязательное условие участия во всех этапах олимпиады. Умения работать с веществами и химическим оборудованием, составление химических приборов, проводить химические опыты, знать и соблюдать Правила охраны труда это далеко не полный список, что должны знать участники. В экспериментальных и в теоретических заданиях могут встретиться задания на виртуальный эксперимент, например, предложите план разделения смеси или определить хлорид-ион. Если школьник ни разу не провёл самостоятельно химический эксперимент, не знает приборы, не держал в руках колбу, не видел, чем отличается хлорид серебра от алюминий гидроксида - справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами можно предложить ученикам провести систематизацию реактивов в школьной химической лаборатории, обновить этикетки, составить различные коллекции, приготовить растворы.

Из навыков, которые используются при практической работе, можно отметить следующие:

- взвешивание веществ, измерение объема жидкости, определение температуры кипения (замерзания), определение плотности вещества;

- приготовление растворов, фильтрование смеси, разделение смесей, декантация;

- распознавание веществ с помощью качественных реакций;


- титрование, работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов.

В подготовке одарённых школьников очень важный это подведение итогов. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Результаты олимпиады обязательно обсуждаются, разбираются все задания, а к наиболее интересным задачам подбираются рациональные способы решения.

Также важно совершенствовать следующие умения:

- умение длительное время сохранять и систематизировать тематическую информацию (прочность знаний);

- умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- умение находить, исправлять и анализировать ошибки в решении заданий;

- умение оценивать достоверность полученной информации.


Конечно, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть даже в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию компетентной творческой личности и успешной деятельности во всех областях.


Необходимо учитывать, что одарённые учащиеся всегда хотят что-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, можно утверждать, что таких школьникам надо увлекать занимательными и развивающими задачами и упражнениями, как на уроке, так и при домашней подготовке, они - незаменимые помощники и при проведении опытов, зачетов, внеклассных мероприятий по химии.

Одарённые ученики, участвуя в олимпиадах, оказываются в среде по интеллектуальным способностям равных себе. Они соревнуются с другими, стремятся к победам, ведь олимпиада любого уровня дает уникальный шанс добиться признания для самого себя. Эта победа над самим собою.