СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя-логопеда МБДОУ "Детский сад №24 "Колосок" г. Назарово Красноярского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы описывает формы, методы, приемы работы и взаимодействия специалиста с детьми, педагогами и родитнлями.

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя-логопеда МБДОУ "Детский сад №24 "Колосок" г. Назарово Красноярского края»

Описание взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями:

В работе с детьми использую коррекционные комплексы для логопедических занятий адаптированные к условиям коррекции речи при массовом детском саде.

Работу выстраиваю с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлена на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Работа с детьми включает в себя:

1. Диагностику.

2. Индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность согласно заключению.

В диагностической работе использую разработанную мною речевую карту адаптированную к условиям ДОУ общеразвивающего вида, альбомы И.А. Смрновой «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» и «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи», а так же изготовленные мною материалы и пособия.

В индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность включаю:

  • коррекцию звукопроизношения, в которой использую следующие методические пособия: Кыласова Л.Е. "Коррекция звукопроизношения у детей», «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста» под ред. Л.С. Лыловой, Н.Н. Бутусова «Развитие речи при коррекции звукопроизношения», Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Большой логопедический учебник» Е.М. Косинова.
  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) осуществляю посредством альбома Т.А. Ткаченко «Формирование звукового анализа и синтеза».

  • в уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР использую учебный комплект Н.В. Нищевой, предварительно адаптировав занятия к условиям нашего ДОУ.

  • формирование грамматического строя речи, осуществляю посредством пособия Н.Ю. Боярковой, Т.А. Мотросовой «Изучение и коррекция лексико-грамматич. строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития».
  • для развития связной речи старших дошкольников так же использую учебный комплект Н.В. Нищевой.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение:

  • Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР.

  • Индивидуальная образовательная деятельность .

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР. При подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения.

Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии.

Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах.

В нашем учреждении тесно сотрудничаю с воспитателями всех возрастных групп. Коррекционная работа проводится как на специальных коррекционных занятиях, так и в режимных моментах, в ходе организационной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Воспитатели активно участвуют в коррекционном процессе, способствуя устранению речевых дефектов.

На начальном этапе проводится совместная диагностика детей и обсуждение ее результатов. Обговаривается планирование работы с каждым ребенком. Педагоги на группах занимаются коррекцией недоразвития всех компонентов речи:

  • фонетика, которая включает в себя артикуляционную гимнастику и звукопроизношение.

  • лексика, которая включает в себя развитие словаря и представлений ребенка об окружающей действительности.

  • фонематические процессы, которые включают в себя развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.

  • грамматический строй речи, который включает в себя работу над грамматическими категориями, такими как род. число, время, лицо, употребление простых и сложных предложений.

  • связная речь, включает в себя развитие умения ребенка четко, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Начиная со второй младшей группы, в первой половине дня воспитатели проводят «логопедические пятиминутки», которые составлены для каждого возраста с учетом недельно-тематического планирования ДОУ и включают в себя: артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания и голоса, чистоговорки, упражнения на координацию речи с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, слухового внимания, развитие лексико-грамматических процессов и связной речи. В процессе этой работы широко применяются ТСО и ИКТ. Используется видео с артикуляционными гимнастиками, музыкальное сопровождение с пальчиковыми играми, «логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, музыкальные игры Железновой. Воспитатели знакомят детей с лексической темой, осуществляют деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой по теме. Пополняют, уточняют, активизируют словарный запас детей в процессе режимных моментов (сбор на прогулку, умывание, дежурство и др.) Так же повторяют, отрабатывают, систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения.

Во второй половине дня воспитатели работают по закреплению навыков звукопроизношения. Вся работа проводится индивидуально по заданию логопеда. Для этого завели тетрадь взаимодействия с педагогами.

Результаты работы по каждому ребенку фиксируются в «Журнале учета детей нуждающихся в коррекционной помощи», и отслеживается при помощи индивидуального плана коррекции звукопроизношения.

С целью профилактики речевых нарушений детей младшего возраста два раза в неделю осуществляю выход в группу. Провожу логопедические речевые игры с учетом лексических тем ДОУ.

С детьми среднего и старшего возраста раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателями групп проводим логоритмические игры, целью которых является профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Для детей подготовительной к школе группы, помимо индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, совместно с воспитателями группы организуем «Логопедический час» с целью развития фонематических процессов и подготовки к обучению грамоте.

Для детей старшей и подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи совместно с педагогом-психологом разработана программа по преодолению речевых и эмоционально - волевых нарушений дошкольников. Реализация которой включает в себя комплекс совместных, интегрированных занятий логопеда и педагога- психолога.

Так же для полноценного речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности. С этой целью в каждой группе нашего детского сада оформлены «речевые зоны». Которые включают в себя различные пособия для развития артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, для развития речевого дыхания, развивающие речевые игры, различные картотеки. Все это подбирается и оформляется с учетом возрастных особенностей детей.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во - первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во - вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Система работы с родителями, которая включает в себя:

  • собрания;

  • открытые занятия;

  • информационные выставки;

  • Тетрадь взаимодействия;

  • Индивидуальные и групповые консультации;

  • Группа в приложении Viber «Скорая логопедическая помощь»;

  • Обучающие семинары и мастер-классы.

В течение года проводятся родительские собрания, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Поэтому родителям на собраниях предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР.

На собрании родители получают задание: к первой индивидуальной беседе с логопедом подготовиться к сообщению достоверных анамнестических сведений об особенностях течения беременности, родов и раннего речевого развития ребенка. Предполагается, что родители с должной ответственностью отнесутся к этому предложению. Анализ анкет, которые заполняют при этом родители, позволяет логопеду более целенаправленно вести индивидуальную работу с родителями.

По результатам анализа анкет мы делаем выводы и выявляем:

  • уровень и профиль образования родителей;

  • общий культурный уровень семьи;

  • состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

  • психологический микроклимат семьи;

  • уровень материальной обеспеченности;

  • жилищно-бытовые условия.

Групповые консультации - это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Приведем здесь примерный перечень тематических консультаций:

  • готовность детей к звуковому анализу;

  • постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

  • обучение детей с ОНР рассказыванию;

  • обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда групповые и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка.

В работе с родителями широко использую вспомогательные средства:

  • специальные «логопедические уголки»;

  • информационные стенды;

  • тематические выставки книг.

В холле размещаем полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.

В качестве справочного материала вывешиваем статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.

Для более эффективной работы с родителями стараюсь расширить рамки нашего сотрудничества и организовали  данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся:

  • Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта;

  • Организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей, «круглых столов»;

  • Родительская методическая копилка;

  • Оформление летописи;

  • Проектно-исследовательская деятельность родителей дома.

Он-лайн общение с родителями посредством интернет приложения Viber.

Цели: Открытое, непринужденное общение сообщества родителей и педагогов, экспресс-помощь в возникающих вопросах и трудностях.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми незамедлительно. Родители между собой могут делиться полезной информацией по преодолению нарушений речи ссылаясь на свой опыт или на другие источники.

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Методическая копилка.

Цель: Накопление материала для совершенствования речи ребенка.

Даная копилка оформляется в виде папки, в которую родитель совместно со специалистом помещают материал на ту тему, которую осваивает ребенок на данном этапе развития. Темы выбираются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а так же структуры речевого нарушения.

Оформление летописи.

Цель: познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе.

Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил.

Воспитатель, совместно с логопедом оформляют альбом – летопись, ведут записи в нём и в вечернее время выкладывают его в родительский уголок, чаще всего – на стол.

Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.

Отметим, что данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт, каков бывает воспитанник дома.

Оформление проекта родителями дома.

Цель: самостоятельное расширение знаний родителей в области речи и коррекции ее нарушений.

Педагогом определяется тема, которую родители самостоятельно изучают дома самостоятельно, либо совместно с ребенком. Результат изучения оформляют в папку скоросшиватель или в виде компьютерной презентации. Данный материал используется в дальнейшем на закрепление знаний и умений детей.