«Система работы с одаренными детьми: обобщение опыта по подготовке к участию в олимпиадном движении».
Основная педагогическая задача на современном этапе – создание и организация условий, инициирующих деятельность обучающихся. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, собственная деятельность может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Участие в олимпиадном движении один из видов такой деятельности.
Актуальность этого вида деятельности в повышении мотивации учащихся в получении качественных знаний. Победителям и призерам олимпиады предоставляются преимущества во время поступления в любое учреждение высшего образования России. Из таких учащихся формируются команды, принимающие участие в международных соревнованиях по школьным предметам. Для ребят это реальный социальный лифт, так как учеба в престижном вузе дает возможность получить престижную профессию.
Целью данной работы является обобщение собственного опыта работы с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Проанализировать современные тенденции в олимпиадном движении
- Выявить общие принципы работы с одаренными детьми
- Систематизировать и проанализировать свой педагогический опыт.
- Подготовить и обосновать на основе своего педагогического опыта методические рекомендации организации учебного процесса в работе с одаренными детьми
1.Современные тенденции в олимпиадном движении
Единый государственный экзамен «всерьез и надолго» вошел в жизнь современного школьника. Он по-прежнему вызывает массу критических замечаний со стороны учащихся, родителей, педагогического сообщества. Участие в олимпиадном движении можно представить как альтернативу ЕГЭ. Ведущие вузы страны рассматривают олимпиады и творческие конкурсы ключевым направлением своей работы по выявлению талантливых молодых людей. Олимпиада не просто дает дополнительный шанс стать студентом. В последние годы поступить на престижный факультет вуза стало крайне сложно. Большинство бюджетных мест уже занято победителями и призерами олимпиад, которые становятся первым эшелоном зачисленных, опередившими абитуриентов, имеющих в своем портфолио только сертификат ЕГЭ, пусть и с высоким баллом.
В этом году в перечень олимпиад школьников, утвержденных Минобрнауки, входят 88 соревнований. Чтобы использовать свою льготу, победитель или призер олимпиады должен набрать на ЕГЭ, соответствующем ее профилю, не менее 75 баллов. Это общее правило, но университеты имеют право утвердить и более высокий порог. Каждый вуз также сам решает, поставить ли абитуриенту 100 баллов за профильный экзамен или принять его без испытаний. В отдельных университетах льготы действуют только для олимпиадников I и II уровня, в то время как в других учебных заведениях претендовать на них могут и призеры соревнований III уровня.
К перечневым олимпиадам относятся «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», «Высшая проба» и многие другие. Все они включены в Перечень Минобрнауки РФ, который утверждается в начале каждого учебного года и публикуется на сайте Российского совета олимпиад школьников http://rsr-olymp.ru.
Диплом перечневой олимпиады даёт одну из трёх возможных льгот:
зачисление без экзаменов;
максимальный балл на вступительном экзамене по данному предмету (например, 100 баллов на дополнительном вступительном испытании (ДВИ) в МГУ);
100 баллов в зачёт ЕГЭ по данному предмету.
Какая именно будет предоставлена льгота ― зависит от уровня олимпиады (он может быть первым, вторым и третьим; уровень каждой олимпиады указан в перечне), а также от степени диплома, полученного на данной олимпиаде (степеней бывает тоже три: первая, вторая и третья).Теперь вузы получили право формировать свои собственные перечни олимпиад, по которым будут предоставляться льготы. Каждый вуз будет поступать по своему усмотрению, и чем конкретно это обернётся для абитуриентов сейчас сказать сложно.
Очевидно одно: участвовать в как можно большем количестве олимпиад и уделить особое внимание подготовке к олимпиаде того вуза, куда собираешься поступать (ведь свою собственную олимпиаду вуз, понятное дело, не исключит из своего перечня).
Конечно, про ЕГЭ тоже не надо забывать. Для того чтобы получить льготу по олимпиаде, в нынешнем учебном году нужно сдать ЕГЭ по соответствующему предмету не менее чем на 75 баллов .Однако школьники, прошедшие мощную олимпиадную подготовку, преодолевают этот порог без каких-либо затруднений.
2. Принципы работы с одарёнными детьми
• Индивидуализация обучения
• Принцип опережающего обучения.
• Принцип комфортности в любой деятельности.
• Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
• Возрастание роли внеурочной деятельности.
• Принцип развивающего обучения
3. Обобщение собственного опыта системы работы с одаренными детьми.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие направления:
Формирование групп учащихся для индивидуальной работы по углубленной программе.
Информирование учащихся о возможностях участия в олимпиадном движении, проектной и исследовательской деятельности.
Организация совместной и индивидуальной деятельности
Формы работы:
Элективные курсы для углубленного изучения истории, обществознания, права для 9-х-11-х классов.
Организация работы в профильных социально-гуманитарных классах.
Руководство научной деятельностью учащихся.
Индивидуальная подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Организация работы профильного летнего отряда.
Методические аспекты работы:
Задания, которые предлагаются на олимпиадах по истории и обществознанию можно разделить на четыре типа:
задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
задания с открытым кратким ответом;
анализ письменного источника;
задания с открытым развернутым ответом (эссе).
Если рассмотреть эти задания по значимости и количеству баллов, то нельзя не выделить эссе. В олимпиадах разного уровня это задание оценивается от 25 до 50 баллов. Без успешного его выполнения нельзя добиться высоких результатов.
Рекомендации для учащихся выведены, исходя из критериев оценки данного задания.
Рассмотрим их подробнее на примере критериев оценки 2 тура регионального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию.
1.Понимание темы и соответствие ей содержания работы. Если тема не понята автором или проинтерпретирована совершенно неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учитываться и за все эссе выставляется либо «0» баллов.
Адекватность понимания темы-2б.
Грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного -3б.
Соответствие содержания работы заявленной теме–2б.
Полнота раскрытия темы–3б.
Выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность из раскрытия-2б.
Итого по критерию №1-максимум-12 баллов.
2. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту ставиться оценка «0» баллов)
Владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме)-2б.
Знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме-2 б.
Использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей–2б.
Аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне-2б.
Аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.)-2б.
Выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера-2б.
Итого по критерию №2-максимум-12 баллов.
3.Логичность авторского текста
Ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений-3б.
Обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации—3б.
Грамотность определения понятий и грамотность классификаций-2б.
Осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.-2б.
Итого по критерию №3-максимум-12 баллов.
4. Общая гуманитарная эрудиция
Знание социальных фактов и их уместное использование-2б.
Использование примеров из всемирной и отечественной истории-3б.
Знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.)-3б.
Творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления-2б.
Итого по критерию №4 максимум-10б.
5. Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма.
Связность, системность, последовательность текста-2б.
Четкая структурированность текста-1б.
Соблюдение базовых стандартов академического цитирования -1б.
Единство стиля, точность и выразительность языка-1б.
Грамотность письменной речи-1б.
Итого по критерию №5максимум-6 б.
Всего за эссе максимум -50б.
Из этих критериев видно. Что требования к олимпиадным работам гораздо шире и сложнее чем у критериев ЕГЭ. Но структура эссе одинакова.
Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
1.Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2.Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются,иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приёмов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого оказательства включает в себя: тезис - суждение, которое надо доказать; аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса; вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
3.Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришёл автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
Рекомендуемый алгоритм действий:
Выбрать тему из предложенных вариантов. Выбор следует осуществлять исходя из понимания темы и возможности наиболее полного ее раскрытия на теоретическом и эмпирическом уровне.
Вступление начать с того, какую проблему поднимает автор цитаты, как вы ее понимаете. Сформулировать суть проблемы и обозначить к какому обществоведческому блоку она относится. Раскрыть, в чем ее актуальность.
Начать можно со слов «Выбранное мною высказывание затрагивает (касается, посвящено, обращено и т. д.)»,или «Автор в своём высказывании затрагивает проблему…», или «Тема, затронутая ввысказывании…» . Далее приводим формулировку самой проблемы, допустим,«формирование человеческой личности, значение в этом процессе природных и социальных факторов». Второе и, возможно, третье предложение строим на обосновании значимости,актуальности, важности избранной нами темы, интереса к ней. Контекст и обоснование актуальности зависит от выбранной проблемы. Она может быть связана с современным обществом и человеком, вечными общечеловеческими вопросами, спецификой современной цивилизации и т. д.
3.Представить– авторскую точку зрения, интерпретацию авторской мысли.
Например, «Немецкий философ И.Кант полагает, что…» , дальше вводим само высказывание, допустим, «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей». Затем даём свою интерпретацию авторской мысли, например, «Таким образом, автор обращает наше внимание на то, что человек для того чтобы жить ярко, полноценно, деятельно, должен не бояться активности, эмоций, ответственности, не должен бояться жизни и радости». В том случае, если мы не согласимся с автором, мы приведём собственную, альтернативную точку зрения. Важно! На данном этапе показать знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме.
4.Привести теоретическую аргументацию. Здесь раскрывается теоретическое содержание обществоведческой проблемы. Приводятся определение базовых понятий(терминов). Но они не оставляются без пояснений, комментариев, выстраивается логическая цепочка, иерархия (главные понятия, связанные и проблемой сопутствующие понятия). Раскрываются либо признаки, либо функции, либо свойства рассматриваемых объектов.Важно! Раскрываем, объясняем теоретическое положение, возможно,
дискуссионного характера.
6.Иллюстрирование теоретического материала конкретными примерами
Важно! Примеры должны быть разные по типу. Так, можно приводить примеры из истории, с изложением исторического материала, из современной общественной жизни, различных её сфер, из литературы, истории науки и т. д. Примеры должны быть не только из разных источников, но и разноплановые. Так, если на одном примере вы подтвердили положительные стороны явления, на другом вы должны подтвердить его отрицательные стороны.
7.Последний блок посвящён выводам, заключению, которое мы строим с опорой на формулировку проблем.
Удачи на олимпиадах!