СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
«ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»
«Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы».
М.Л. Лазарев
Цель: развитие мотивации и формирование индивидуальной ориентации ребенка на самонаблюдение, самопознание, саморазвитие.
Задачи:
развивать культуру здоровья учащихся;
формировать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
способствовать овладению школьниками знаний и освоению поведенческих навыков, охраняющих здоровье и жизнь;
ознакомить с оздоравливающим влиянием природы на организм;
научить анализировать состояние собственного здоровья и разрабатывать индивидуальные программы оздоровления.
Символ системы – «цветок здоровья».
Все мероприятия, которые способствуют формированию здоровой, гармонически развитой личности отражены в графическом рисунке в виде цветка, где каждая часть соответствует конкретному компоненту системы. (Приложение 1)
Образ цветка создает особую мотивацию достижения цели. Данный образ позволяет ребенку запомнить эти компоненты, увидеть их взаимосвязь, ощутить себя удивительным растущим организмом – цветком. Цветок как символ жизни, развития, силы, красоты, совершенства, любви, здоровья будет помогать ему в жизни. Насколько ярко представляется образ цветка, настолько велико стремление соответствовать ему, настолько успешна работа по данной системе.
Структура каждого занятия такова, что в ней находит отражение девиз всей системы: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы», т.е. уделяется внимание:
психическому здоровью (коррекция душевного состояния, настроения);
физическому здоровью;
творческому развитию, творческому осмыслению.
Задача последнего состоит в том, чтобы дети не просто механически выполняли те или иные упражнения, задания, а старались прислушаться к своим ощущениям, наблюдать, что происходит с их организмом, оценить тот или иной прием, постараться выразить свое отношение в рисунках, словах, а затем зарифмовать. Считаю такой многоступенчатый подход эффективным и оправданным.
Для реализации системы саморазвития личности, требуется активная работа по изменению отношения учащихся к собственному здоровью и к здоровому образу жизни. Для этого необходим соответствующий диагностический инструментарий, позволяющий, с одной стороны, - определить исходный уровень и особенности существующего отношения к здоровью, а с другой - оценить эффективность проводимой работы по укреплению здоровья и формированию потребности вести здоровый образ жизни.
Считаю, что, как вариант, этим инструментарием может являться тест " Индекс отношения к здоровью " С. Дерябо, В. Ясвина [4] и анкета «Знаю, умею, делаю» для младших школьников.
Тест «Индекс отношения к здоровью» рекомендуется проводить с учащимися подросткового и старшего школьного возраста дважды в год (сентябрь-октябрь и апрель-май), что позволяет отследить динамику развития отношения к здоровью. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. (Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант.) Вначале целесообразно выяснить значимость (доминантность) отношения испытуемых к здоровью, причем без объяснения истинной цели исследования, иначе результат окажется завышенным. Возможны следующие направления использования теста в коррекционной работе по формированию отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни:
Сама процедура проведения теста является своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью, поскольку, отвечая на
вопросы, учащиеся иногда впервые задумываются над
проблемами здоровья.
Данные теста служат основой для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у учащихся в различных группах,
что позволяет определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания.
Результаты, полученные с помощью теста, служат в качестве критерия эффективности системы мероприятий, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью, помогают оценивать устойчивость достигнутого эффекта.
При сотрудничестве медицинских работников, валеолога и психологов возможно создание банка данных об отношении учащихся к своему здоровью, что позволяет вести с ними индивидуальную коррекционную работу.
Общий банк данных позволяет анализировать возрастную динамику отношения учащихся к своему здоровью, выявлять «кризисные периоды», что может служить психологической базой для разработки соответствующих валеологических программ, коррекционных методик и методических пособий, выработке стратегий валеологической пропаганды.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ –
САМОНАБЛЮДЕНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, САМОКОНТРОЛЬ
«Нет более плодотворного знания, чем познание самого себя».
Рене Декарт
Самое загадочное явление в жизни человека – это «Я САМ»!
Всё в жизни начинается с познания самого себя, с того самого момента, когда человек впервые осознает себя и произносит слова «Я сам, я хочу, я могу, я думаю», он пытается определить самого себя и даже линию жизни.
Но для этого, прежде всего, нужно познать самого себя. Сократовское «познай самого себя» ведет к мудрости. Способов познания себя много: самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Самопознание личности способствует теоретическому осмыслению жизненно важных проблем.
Многими авторами, занимающимися вопросами здоровьесбережения, предлагаются дневники самонаблюдений. [5, 8] Мною был разработан и апробирован собственный дневник самоконтроля.
Отличие нашего дневника в том, что он позволяет вести не только самонаблюдение, но и дисциплинирует, способствует самопознанию, самокоррекции, может помочь определить возможности и резервы собственного организма и, как результат – стимулировать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Первоначально дневник был адресован старшеклассникам, поскольку, именно в 16 -17 лет человека особенно волнуют проблемы самопознания. Но оказалось, что учащимся среднего звена вопросы самопознания и саморазвития также интересны. А в последние годы и младшие школьники ведут дневники упрощенного варианта.
Дети наблюдают за своим физическим и психическим состоянием, оценивают, сравнивают собственные результаты наблюдений по применению освоенных приемов и методов, выбирают положительно зарекомендовавшие, то есть те, которые помогли им в тех или иных жизненных ситуациях, и составляют свою программу оздоровительных мероприятий, формируют представления о собственных возможностях и способностях.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – МУЗЫКА
«Как могуч твой чарующий звук»
Музыка – это возглавляющий компонент системы.
Этот компонент требует минимум усилий. Необходимо, чтобы дети правильно подобрали музыкальные произведения и научились «пользоваться» ими.
Музыка активизирует резервные возможности человека – это прекрасная гимнастика для ума. Признано положительное воздействие музыкальных произведений на развитие творческих способностей к учебе, на оздоровление и исцеление. Благодаря своей вибрационной природе музыка нормализует сердечную деятельность, влияет на дыхание, на температуру тела, снимает мышечное напряжение и утомляемость, обостряет внимание, повышает уровень иммунных процессов в организме.
Альфред Томатис, доктор медицинских наук, французский врач, утверждает, что высокочастотные звуки (пищалки) позволяют активизировать работу мозга, повысить внимательность, улучшить память. Звуки средней частоты стимулируют работу внутренних органов. Низкочастотные звуки воздействуют на физическое движение, стимулируя его. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться. [7]
Исходя из этого, классическая музыка обязательный элемент каждого занятия. Это фрагменты сочинений П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шопена, В.А. Моцарта и др. На занятиях учащиеся знакомятся с воздействием музыки на организм, экспериментально определяют влияние музыки на эмоциональное состояние (пульс, давление, настроение). Изучают свойства голоса. (Голос – самый уникальный инструмент). Учатся использовать его как средство самопомощи в виде тонирования.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – НАСТРОЕНИЕ
«Если очень захотеть увидеть розу, то она появится»
Настроение – важнейший компонент системы саморазвития, если не самый важный после компонента «Семья».
«Настроение» направлено на коррекцию физиологических процессов в организме человека, т.е. влияние на физиологию через психику. [8]
Методики компонента способствуют:
изменению эмоциональных реакций на негативные факторы;
разрушению комплексов неполноценности;
формированию положительного эмоционального фона.
Одной из важнейших задач «Настроения» является формирование у учащегося ощущения «подтвержденности», как субъективно, так и объективно. Он должен почувствовать, что он есть, он существует, живет, что он выстоит при любых невзгодах, справится с любыми трудностями. А для этого ему необходимо освоить основные приемы компонента:
психоэмоциональная коррекция (метод прикосновения, эмоциональный выплеск, метод «Ключ», движение под музыку);
визуализация;
театр импровизаций;
психологический настрой.
Ключевое положение этого раздела системы – «Хорошее настроение – хорошее здоровье», а главное правило: час без улыбки – потерянный час. На занятиях дети узнают механизм возникновения боли и многих болезней. Он един: утомление, раздражение, страх, гнев, обида ведут к спазму сосудов, как следствие нарушается кровоснабжение того или иного органа. Нарушение питания клеток ведет к дискомфорту, к боли. Древние греки говорили, что «боль – сторожевой пес здоровья». [4] Как «открыть» сосуды, как справиться с плохим настроением, как противостоять стрессу, как помочь себе и близким учащиеся осваивают, изучая компонент системы «Цветок здоровья».
Хочется остановиться на приемах, которым дети отдают предпочтение. Например, «Метод Ключ» Хасая Алиева.
С особым интересом дети пользуются приемом «Эмоциональный выплеск». Включается фрагмент классической музыки (В.А. Моцарт, Э. Григ и др.) и учащиеся рисуют, «выплескивая» свои эмоции через цвет, через формы и линии. Практика показывает, что этот прием оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, снимаются стрессы, улучшается настроение.
Ещё один из приемов психопластики – «Психологический настрой», целью которого является формирование в сознании ребенка программ, направленных на самокоррекцию различных психоэмоциональных состояний.
Настрой «Я здоров, я все могу»
Настрой «Духовная гравитация»
Настрой «Я начало координат»
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – ДЫХАНИЕ
«Дыхание – это мостик между духом и телом человека».
М.Л.Лазарев
Компонент «Дыхание» способствует созданию баланса между дыханием, эмоциями и движением. Школа дыхания является фундаментом любого оздоровительного комплекса. Правильное дыхание улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. [11, 14]
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Одно из главных положений пневмопластики – организм расслабляется на выдохе.
Учащимся предлагается ряд дыхательных методик:
правило пяти пальцев;
дыхательная гимнастика Б.С. Толкачева;
вибрационная гимнастика;
дыхательная гимнастика Стрельниковой;
двухфазное и четырехфазное дыхание;
диафрагмальное дыхание;
игра – упражнение «голубой ручеек» и др.
Благодаря изучению различных приемов и методов учащиеся способны помочь себе при простудных заболеваниях, снять волнение и стресс, ослабить и снизить болевые ощущения, освоить безаппаратный метод измерения жизненной емкости легких (тест «М») и развивать полноценную деятельность дыхательной системы.
Следует отметить, что методики очень просты и эффективны. Многие из них способны выполнить даже пятилетние дети.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – ДВИЖЕНИЕ
«…движения позволяют телесной мудрости производить самоисцеление».
Джон Кларк
Движение формирует тело и ведет к здоровью.
Главное положение компонента: позвоночник – ключ к здоровью.
Двигательная функция является ведущей в жизнедеятельности организма с точки зрения энергообмена. При этом психическая функция регулирует объем движений и повышает уровень двигательной активности, а дыхательная – обеспечивает кислородом работающие мышцы. На функциональном уровне у детей снимаются стрессы, они обучаются получать удовольствие от дыхания и движения, они обучаются движением как бы рассказывать о своих проблемах, открывать через движение свой мир и познавать мир окружающий. [2, 11, 14]
Нет ни одного ребенка, который не хотел бы быть высоким, стройным, красивого телосложения, но образ жизни, нагрузки, социальное окружение накладывают свои отпечатки (нарушении осанки, сколиоз, плоскостопие).
Компонент «Движение» призван помочь предотвратить неправильное развитие, сформировать потребность в движении, потребность иметь красивое, здоровое тело. Правильно подобранные упражнения снимают утомление, нервное напряжение, регулируют все физиологические процессы, нормализуют энергетический баланс в организме. Правильно подобранные комплексы упражнений оказывают профилактическое и лечебное действие при нарушении осанки, плоскостопии, остеохондрозе.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – МАССАЖ
Массаж – французское слово, образованное от глагола «masser» (растирать), который в свою очередь заимствован из арабского языка (по-арабски «mass» - нежно надавливать, от греческого «masso» - сжимать руками).
Массаж одно из средств физической культуры. Он оказывает не только локальное действие, но и общеоздоровительное. Закаливает, активизирует крово - и лимфообращение, с его помощью стимулируются все виды обмена, что улучшает питание ткани. Массаж повышает сопротивляемость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды и профилактике ряда заболеваний.
Занятия по обучению приемам массажа дети воспринимают с удовольствием. Они с огромным интересом осваивают точечный массаж по А. Уманской, массаж лица и грудной клетки по Б.С. Толкачеву [14], семянотерапию. Старшеклассники, получив яркий положительный результат после применения семянотерапии, отрефлексировали коробочкой «СП» (скорая помощь). В баночке – коробочке «СП» они имеют всегда под рукой горошины черного перца, лейкопластырь и тупо заточенный карандаш. Применяют эти подручные средства при легком недомогании (насморк, боль в горле) или для профилактики после общения с человеком с явно выраженными признаками простуды.
Практика показывает, что даже младшие школьники легко осваивают приемы точечного массажа биологически активных зон по А. Уманской и применяют эти умения при головной боли и заболеваниях носоглотки. Данный метод, повышающий сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды показал высокую эффективность. Его достоинством является простота, доступность, возможность проведения в любых условиях.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – ПИТАНИЕ
«Человек есть то, что он ест»
Без питания нет жизни.
Питание – это то, что дает нашим клеткам энергию и необходимые «строительные» материалы. Свет, воздух, вода и любое вещество, элементы которого способны превратиться в составляющие клеток, тканей, органов и жидкостей организма, а также вещества, которые могут быть использованы клетками организма для выполнения их функций – все это является питанием человека. И только человек в ответе за все, что происходит с его организмом в зависимости от того, как он его питает. [3, 11]
Условия жизни в настоящее время таковы, что организм постоянно подвергается действию химических веществ, поглощаемых с питьевой водой, продуктами питания. Поэтому основной задачей считаю научить тому:
Как защитить себя и близких от экологически вредных продуктов;
Как выбрать продукты, помня, что большинство из них содержат пищевые добавки;
Как провести диагностику дефицита витаминов, микро и макро – элементов;
Как приготовить обед, не разрушив витаминов, входящих в состав овощей, фруктов, злаков.
Юные диетологи способны составить меню с учетом знаний о правильном питании и изобрести салат «Будь здоров, умница», используя продукты, стимулирующие работу мозга, а, вспомнив о межсезоньях, приготовить биостимулятор «Подарок солнца».
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ
Природа творец всех творцов.
Гармония человека и царства природы – основной источник здоровья и гармоничного развития. Видеть прекрасное вокруг себя, ощущать себя частицей этого необъятного и необыкновенного, уметь наблюдать за окружающим и собственным организмом, заботиться, беречь, преумножать, восхищаться и быть благодарным всему окружающему нас миру – это и есть экологическая гармонизация.
На занятиях акцентируется, что организм – целостная система, самонастраивающаяся, реагирующая как единое целое на различные изменения окружающей среды, а болезнь – это нарушение взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Учащиеся узнают о том, что пять раз в году человеку следует особенно позаботиться о своем здоровье. Речь идет о коварных межсезоньях. Первое, самое тяжелое, требующее от человека немалых внутренних сил – последняя неделя февраля – первая неделя марта, Второе – последняя неделя апреля – первая неделя мая. Третье – последняя неделя июня – первая неделя июля. Четвертое – последняя неделя августа – первая неделя сентября (вот почему резкий скачок заболеваемости детей в начале сентября). Пятое – последняя неделя октября – первая неделя ноября. [3]
Школьники, занимающиеся по системе «Цветок здоровья», не только знают, как подготовиться к этим периодам, но и как укрепить иммунитет, какие закаливающие процедуры этому помогают, что такое элитные лекарственные растения и как ими воспользоваться во благо организму. Но самое главное, они стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками, донести свой опыт до малышей через стихи, загадки собственного сочинения. А для детских садов после изучения темы «Межсезонья», подготовили «Уголок здоровья» с рекомендациями для родителей, что явилось закреплением знаний и проявлением творческих возможностей.
КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ – СЕМЬЯ
«С мамой и папой ребенку передается не только ДНК, но и система взглядов…»
Кэрролл Хонц
Объединяющий компонент системы – семья.
Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье. Атмосфера, в которой развивается ребенок, является не просто важным фактором в его жизни. Этот фактор (семейный) прокладывает те жизненные «рельсы», по которым он движется, и направлять эти «рельсы» необходимо к здоровому образу жизни.
Даже школьники младших классов отмечают, что ни один человек не может быть счастлив, а, следовательно, здоров, если он никого не любит и его никто не любит, если он ни о ком не заботится и о нем никто не заботится. Таким образом, мы приходим к выводу на занятиях, что человек может быть здоров только в полной семье.
Интервьюирование родственников позволяет детям создать генеалогическое «Древо радости и развития» и «Древо печали». «Древо радости и развития» отражает таланты, способности, достижения бабушек и дедушек, мам и пап, что позволяет выявить собственные склонности, наметить пути их развития, и в то же время развивает уважительное отношение, гордость за свою семью. «Древо печали» - исследование, какими заболеваниями страдали родные и как они передавались из поколения в поколение. Знания о наследственной предрасположенности позволяют задуматься, что вредно, а что полезно для здоровья.
Для старшеклассников на занятиях по всем компонентам существует рубрика «Заметки на полях». Суть заметок – рекомендации будущим родителям. Осознавая себя взрослыми, будущие мамы и папы с особым интересом относятся к этим примечаниям, анализируют свое детство и действия своих родителей, отмечая положительные и отрицательные стороны, мечтают о будущем.
На мой взгляд, система саморазвития универсальна, динамична и имеет выход в широкий социум. В работу по её внедрению в жизнь могут быть привлечены специалисты различных направлений: педагоги, психологи, хореографы, учителя физкультуры, экологи, медицинские работники и, конечно, родители.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Сонькин В.Д. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Брэгг П.С., Нордеман Р. Позвоночник – ключ к здоровью. – Спб., 1994.
Гарбузов В.И. Человек – жизнь – здоровье. – Спб., 1995.
Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения. // «Директор школы №2, 1999.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «Вако», 2004.
Кувшинова И.А. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесберегающего эксперимента. – Магнитогорск, 2004.
Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. – Минск: «Попурри», 1999.
Лазарев М.Л. Система развивающей терапии для детей с бронхо-легочной патологией. – М., 1993.
Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. – М., 1995.
Лядова Н.В., Пастухова О.М. Критерии оценки деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. – Пермь, 2005.
Ниши К. Золотые правила здоровья. – Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: «Аркти», 2005.
Строгонова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М., 2005.
Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. – М.: ФиС, 1992.
Шмаков А.С., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. – М.: «Новая школа», 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»
(система самонаблюдения, самопознания, саморазвития личности)

С – семья
Н – настроение
Д – дыхание
Дв – движение
Э – экологическая гармонизация
П – питание
Мс – массаж
М – музыка
Ск – самонаблюдение, самопознание, самоконтроль
Диагностика