МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
Ситуационные задачи
МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней
Раздел: Болезни пушных зверей
с.Прибрежное 2017г.
Разработчик:
Бобер Н.П., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Джигова Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Программа междисциплинарного курса предусматривает усвоение студентами теоретических и практических знаний в области ветеринарии, значительное место при этом отводится практическим занятиям и самостоятельному изучению материала.
Организация ветеринарно-санитарных мероприятий в звероводческих хозяйствах имеет свои особенности в связи со спецификой содержания, кормления и биологии зверей.
Рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС3+) по специальности 36.02.01 Ветеринария.
Рассмотренно и утвержденно на заседании цикловой комиссии ветеринарно-технологического отделения ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского «Прибрежненский аграрный колледж» (филиал) протокол № 11 от 31.01.2017г.
Рассмотренно и утвержденно на заседании Методического совета ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Прибрежненский аграрный колледж (филиал)
протокол № _____ от ________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка…………………………………………………….… | 5 |
2. | Биологические особенности пушных зверей……………………………… | 6 |
3. | Производственные ситуации………………………………………………… | 14 |
4. | Список литературы…………………………………………………………… | 23 |
| | |
| | |
| | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работать cситуационными задачами можно как в процессе индивидуального или группового обучения, так и используя их для экзаменов.
При обучении надо не упустить специфику такого рода задачи: неожиданность и быстротечность. Поэтому такого рода задачи следует ставить только во время занятий или экзамена и при этом ограничивать время решения реальными условиями задачи.
Решение задач можно не выделять в отдельное занятие, а завершать ими соответствующие темы или разделы, а также изучения самого процесса обучения.
Любая задача может иметь несколько решений. Оптимальное решение зависит от подготовленности, как в практическом, так и в теоретическом аспекте группы.
При решении задач первостепенное значение имеет правильная оценка фактора времени.
Результатом решения задач должно быть не только приобретение опыта действий в критических ситуациях, но и совершенно четкое понимание того, что при некоторых видах передвижения обязательны предохранительные или аварийные системы.
Приобретение прочных навыков в решении ситуационных задач и накопление "банка" этих решений дает возможность вводить в непосредственную работу элементы практической подготовки.
Это значит, что в момент выполнения каких-то приемов техники, когда возможно возникновение критических ситуации, каждый ветеринарный врач в связке мысленно "проигрывает" (задает себе) какой-то оптимальный вариант своих действий в этой ситуации, расчленяя его на ряд последовательно выполняемых элементов.
Следует, однако, учитывать, что идеомоторная подготовка выполнения каких-то действий требует определенной ориентации среди других дисциплин.
Навыки решения ситуационных задач и соответствующая уверенность, что при выбранном варианте решения и правильных действиях все должно окончиться благополучно и это предварительное продумывание не вызовет у студента судорожных, полных панического страха действий.
Он сам быстро и четко выполнит необходимые приемы, и также четко будет руководить действиями.
1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУШНЫХ ЗВЕРЕЙ
1.1. Морфологические особенности пушных зверей
1.1.1.Анатомические особенности строения скелета
У хищных пушных зверей череп плоский и вытянутый в длину, черепная коробка небольшой величины. Челюсть роликообразными суставными отростками жестко крепится в челюстном суставе. Смещение ее в сторону, движение вперед и назад невозможно, что обусловливает надежную хватку челюстными клещами. Верхняя челюсть несколько выдвинута вперед, благодаря чему во время смыкания зубы верхней челюсти скользят по зубам нижней челюсти и режут мясо по типу ножниц. У нутрий черепная коробка маленькая с развитым лицевым черепом. Грызущие зубы крупные, оранжевого цвета, сильно выдвинуты вперед. Пушным зверям (кроме нутрий) присуща смена молочных зубов на постоянные.
Позвоночный столб у пушных зверей, как и у домашних животных, подразделяется на: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. У всех зверей имеется 7 шейных позвонков; у песцов, лисиц и нутрий – 13; у норок, хорьков (фуро, фретка, тхорефретка или тхорзофретка) и соболей – 14 грудных позвонков.
Поясничный отдел представлен 6...7 позвонками, крестец образован тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лонной).
В хвостовом отделе у лисиц, песцов, хорьков и норок 20…23 позвонка; у соболей – 15...16; у нутрий – 25 позвонков.
Грудная клетка у песцов и лисиц образована 13 парами ребер (из них 5 пар ложных); у норок, хорьков и соболей – 14 парами (5 пар ложных); у нутрий – 13 парами (6 пар ложных ребер).
Скелет конечностей плечевого пояса образован лопаткой, плечевой костью, костями предплечья (лучевой и локтевой), запясти, пясти и фалангами пальцев. У нутрий имеется еще и ключица, соединенная с одной стороны с лопаткой, а с другой – с первым ребром.
Тазовый пояс состоит из крестца, бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), заплюсны, плюсны и фаланг пальцев.
Передние и задние конечности у хищных зверей примерно одинаковой длины (у нутрий задние конечности длиннее передних). Конечности песцов длиннее конечностей лисиц.
Норки, хорьки и соболи имеют по 5 пальцев; у лисиц и песцов на передних конечностях – 5 пальцев, а на задних – по 4 пальца; у нутрий конечности пятипалые, причем 4 пальца задних конечностей соединены плавательной перепонкой.
1.1.2.Особенности пищеварения у пушных зверей
В естественных условиях обитания пушные звери отряда хищных питаются в основном животными кормами.
Жевательный аппарат хищных плохо приспособлен к разжевыванию корма. У них меньше, чем у травоядных, коренных зубов, служащих для растирания пищи. Коренные зубы имеют острые зазубренные края и служат для захватывания пищи и разрывания ее на куски.
В семействе псовых исключение представляет енотовидная собака. Она всеядна, имеет небольшие клыки, слаборазвитые верхние зубы, поверхность нижних коренных зубов сглажена.
Иное строение имеет зубная система у грызунов – нутрий, ондатр, шиншилл – растительноядных животных. Резцы у них лишены корней и растут непрерывно в течение всей жизни. В верхней челюсти расположена только одна пара резцов, клыки отсутствуют, коренные зубы приспособлены к перетиранию пищи. Сочленовная головка нижней челюсти вытянута в продольном направлении, благодаря чему челюсть может двигаться вперед и назад, перетирая грубую растительную пищу. Позади резцов нутрии могут плотно смыкать губы, что позволяет им под водой подгрызать растения.
Ротовая полость плотоядных обладает относительно малой вместимостью, в результате чего корм почти не пережевывается, а сразу же проглатывается.
Желудок у этих зверей простой с тонкими эластичными стенками и слаборазвитой мускулатурой, в размягчении и перетирании пищи не участвует. У нутрий желудок простого пищеварительного типа, слепая кишка достигает 40…45 см.
Кишечник у хищных значительно короче, чем у травоядных. Малая длина кишечника у хищных обуславливает быстрое прохождение корма по желудочно-кишечному тракту. Пища полностью переваривается у норок и хорьков – через 15…20 часов; у песцов, лисиц и соболей – через 24…30 часов. В связи с небольшой длиной и ёмкостью толстого кишечника, очень слаборазвитой слепой кишкой – у лисиц и песцов (длина 5…8 см), и полным ее отсутствием у норок, хорьков и соболей – не происходит бактериального переваривания пищи. Этим объясняется и плохая усвояемость растительных кормов, особенно норками и хорьками, что обусловливает постоянный дефицит витаминов группы В.
Из питательных веществ углеводы перевариваются хуже, чем белок и жир (у норок и хорьков эта переваримость несколько ниже, чем у песцов и лисиц, а у последних ниже, чем у грызунов). Клетчатку растительных кормов хищные пушные звери практически не переваривают, однако она им нужна в небольших дозах для разрыхления пищи и улучшения перистальтики кишечника.
Нутрии и шиншиллы питаются в основном растительными кормами. Шиншиллы и сурки, выращенные в неволе, с охотой поедают самые разные части многих видов травянистых, кустарниковых, древесных растений, их семена и плоды.
Кишечник пушных зверей содержит лимфоидную ткань (лимфоидные бляшки), которая препятствует проникновению чужеродных веществ через стенку кишечника, регулируют размножение микроорганизмов, принимая непосредственное участие в пищеварении.
1.1.3.Особенности роста и развития пушных зверей
Пушным зверям присущи некоторые особенности, отличающие их от сельскохозяйственных животных. У хищных пушных зверей значительно ярче, чем у других сельскохозяйственных животных проявляется сезонность биологических циклов:
– ограничен сезон размножения;
– в определенные сроки проходит линька волосяного покрова;
– наблюдаются сезонные изменения в обмене веществ.
Важной биологической особенностью пушных зверей является свойственная им высокая интенсивность роста в первые месяцы жизни. В росте молодняка наблюдаются определенные стадии, оказывающие большое влияние на развитие организма и формирование продуктивных качеств.
Щенки хищных пушных зверей рождаются беспомощными. Они слепые, с закрытым слуховым проходом, без зубов, с очень коротким, редким волосяным покровом, но развиваются быстро.
Масса норок и хорьков при рождении составляет 9…15 граммов, через 20 дней после рождения увеличивается в 10 раз, в 2-месячном возрасте их масса равна 40%, а в 4-месячном – 80% массы взрослого животного. Зубы у щенков норки и хорька прорезаются в 16…20-суточном возрасте. Переход щенков на самостоятельный тип питания после отсадки сопровождается резким снижением темпа роста, но через 10 суток показатель роста вновь увеличивается. В возрасте 7...8 месяцев нарастание массы тела норок и хорьков прекращается, отмечаются лишь сезонные ее колебания.
Несколько медленней растут щенки лисиц и песцов (при рождении весят 80…100 граммов). К 20-суточному возрасту масса песцов увеличивается в 7,5 раз; к моменту отсадки они накапливают почти пятую часть, а к 4-месячному возрасту – 80% массы взрослых зверей. В первые дни жизни у них наиболее интенсивно растут конечности, затем голова и, наконец, туловище. К 5...6-месячному возрасту щенки песца, лисицы приобретают пропорции тела взрослых животных. Смена молочных зубов на постоянные у щенков лисицы и песца заканчивается в возрасте 3,5 месяцев.
Щенки нутрий рождаются хорошо развитые (весят 150…200 граммов), опушенные, могут плавать, а через два дня начинают поедать корм. Растут нутрии медленно, но развиваются быстро. Они достигают половой зрелости в 3...4 месяца, но продолжают расти до полутора лет. Нутрии размножаются в течение всего года.
Масса новорожденных клеточных щенков шиншиллы достигает 35…50 граммов, лактационный период длится два месяца, но щенки начинают питаться кормом уже на 5…7 сутки после рождения.
У клеточных соболей наблюдается параболический тип роста, (интенсивный рост идет до 3-месячного возраста). Линейный рост соболей к 6-месячному возрасту почти прекращается, а масса тела продолжает увеличиваться. Увеличение этих показателей у самцов идет интенсивнее, чем у самок, вплоть до 180-суточного возраста. К концу первого месяца прорезаются зубы – на 28…30-й день.
Слуховые проходы у норок, хорьков и соболей открываются в последнюю неделю первого месяца жизни. Рост молодняка наиболее интенсивен в первые месяцы жизни, поэтому условия кормления не должны сдерживать потенциальные возможности развития животных. Задержка в росте часто не компенсируется, что отражается на показателях размножения зверей и размере их шкурок.
1.1.4. Сезонные изменения в обмене веществ
Интенсивность обмена веществ и энергии у зверей в разные сезоны года различная. Несмотря на одомашнивание, они сохранили сложившиеся в процессе эволюционного развития приспособительные реакции на меняющиеся по сезонам природные кормовые условия.
Прослеживается определенная связь между сезонными колебаниями энергетического обмена у хищных зверей с кормовыми условиями. Так, снижение интенсивности обмена веществ в осенние месяцы при обилии кормов в природе обеспечивало накопление в организме резервного жира и других питательных веществ, для использования зимой и наилучшего развития зимнего опушения.
Дальнейшее снижение обмена веществ в зимние месяцы, когда кормовые условия ухудшались, определялось необходимостью уменьшения в это время потребности организма в питании.
Построение кормления в соответствии с этими сложившимися колебаниями в обмене веществ – повышение упитанности зверей осенью, и снижение их живой массы в зимние месяцы – имеет, как показала практика, важное значение для обеспечения нормального воспроизводства и получения шкурок хорошего качества.
В летние месяцы обмен веществ наиболее интенсивен, осенью он снижается, наиболее низок зимой, а весной вновь повышается. В соответствии с изменениями обмена веществ, изменяется и живая масса зверей. Летом она наименьшая, а в ноябре–декабре – наибольшая.
Сезонные изменения отложения жира отражают особенности терморегуляции у пушных зверей. Накопление ими жира к зиме позволяет снизить теплоотдачу, следовательно, и расход энергии в холодное время года; уменьшение количества жира летом и более редкий в этот период волосяной покров обусловливают повышенную теплоотдачу.
У норок сезонные изменения обмена веществ выражены четко, у соболей нет столь четкого сезонного обмена, а у нутрий обмен веществ по сезонам года почти не меняется (при одинаковом кормлении их живая масса летом примерно на 10% выше, чем зимой).
1.1.5. Линька волосяного покрова у зверей
Линька волосяного покрова у зверей проходит два раза в год – весной выпадает зимнее опушение и вырастает летнее, осенью летнее вновь сменяется зимним. Зимний волос выпадает и сменяется коротким темным, в июле короткий волос покрывает зверя полностью.
Во второй половине лета он начинает выпадать, и эта линька завершается в октябре. К этому времени шерстный покров состоит из коротких быстрорастущих зимних волос.
Сезонность изменений в наибольшей мере регулируется продолжительностью светового дня – самым постоянным из числа внешних раздражителей. Путем искусственного изменения длины светового дня можно несколько сместить естественные сроки созревания репродуктивной системы, продолжительность беременности.
Такие внешние условия, как: состав и количество корма, температура и др., тоже влияют на течение жизненных процессов, но они не постоянны.
1.1.6. Сезонность размножения и особенности строения
репродуктивных органов
Важной биологической особенностью хищных пушных зверей является строгая сезонность размножения, сохранившаяся в условиях клеточного разведения.
Представители семейства куньих (кроме хорьков) и псовых моноэстричны и приносят потомство один раз в год, тогда как грызуны – нутрии и шиншиллы – полиэстричны и размножаются целый год, в 4...5 месяцев наступает половая зрелость. Самцы постоянно активны и способны спариваться и оплодотворять самку в течение всего года.
Семенники у самцов расположены в полости тела или под кожей, куда они опускаются через паховые каналы, благодаря чему, сперма у них предохраняется от перегрева или переохлаждения.
У самок нутрий половая охота проявляется периодически, через 25…30, реже через 14…16 или 35…40 дней. Ощенившаяся самка приходит в охоту на 1…3-й день, которая длится 36…40 часов. За год от самки можно получить 2…2,5 помета.
Половая зрелость у лисиц и песцов наступает к 9…11 месяцам. В августе–сентябре гормональная активность половых желез у лисиц и песцов довольно высокая и близка к активности, характерной для периода размножения, но половые клетки у них не образуются. С октября по январь гормональная активность половых желез значительно снижается и вновь повышается в весенне–летний период.
У неоплодотворенных самок течка может наступить лишь на следующий год. Длительность течки у лисиц составляет 7…11 дней, течка заканчивается охотой и овуляцией.
В этот период самка принимает самца, охота длится 2...3 дня. После окончания охоты начинается период покоя. Яичники уменьшаются в размерах, и половой аппарат самки постепенно возвращается к норме. У молодых самцов развитие половых органов может задерживаться на 10…15 дней в сравнении с взрослыми животными.
К началу гона семенники самцов и предстательная железа заканчивают свое развитие, и самец становится полноценным производителем.
Спермопродукция у самцов восстанавливается быстро, самцы способны за день спариваться дважды. За гон один самец способен покрывать и оплодотворять до 25 самок. К концу гона результативность половой деятельности самцов снижается, возможен «прохолост» самок, т. к. в сперме появляются патологические сперматозоиды.
Биология песца сходна с биологией лисицы, качественные и количественные изменения, происходящие с возрастом и сезоном года в половых органах у песцов такие же, как у лисиц. Отличие в сроках прихода в охоту, щенение у песцов отодвинуты на 2...3 недели позже, чем у лисиц.
Беременность у хищных пушных зверей имеет свои особенности: у клеточных песцов и лисиц продолжительность эмбрионального развития варьирует от 50 до 52 дней; у норок – 40…73 дня; хорьков – 40…42; соболей – 7...8 месяцев; енотовидных собак при разведении в неволе – 58…64 дня.
У соболей и норок удлинение сроков беременности связано с латентным периодом (эмбриональной диапаузой), во время которого развитие эмбриона замедленно. У норок период интенсивного роста плода составляет около 30 дней; соболей – 30…35; у нутрий продолжительность беременности колеблется от 127 до 137 дней; шиншилл – 106…111 дней.
Хори в течение года дважды приходят в охоту (с 5 марта по 9 апреля и с 15…20 июня до 15 июля).
У хищных зверей молочная железа расположена по обеим сторонам грудной и брюшной стенок. У лисиц, норок и хорьков имеется 7...8 сосков, у песцов 12, у соболей 4…6.
У нутрий молочная железа расположена не на брюшке, а на боку (12 сосков), в верхней его трети, благодаря чему щенки могут сосать мать, находясь в воде.
2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.
Производственная ситуация 1.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 5 голов зверей.
Исчезает аппетит. После приема пищи или воды появляется рвота, рвотные массы состоят из частиц корма, смешанных со слюной и желудочной слизью, иногда с желчью и кровью. Изо рта исходит неприятный кислый запах. На спинке языка появляется беловатый или сероватый налет.
При пальпации живота и области расположения желудка устанавливают напряжение брюшной стенки, болезненность. Дефекация частая, каловые массы жидкие.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 2.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 2 голов зверей.
Отмечается исхудание животного, пониженный или изменчивый аппетит, запора, урчание и вздутие живота. Шерстный и волосяной покров имеют матовый оттенок, утерян блеск, кожа сухая, малоэластичная, на ней много перхоти.
Видимые слизистые оболочки бледные, с желтушным оттенком.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 3
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 7 голов зверей.
Перистальтика кишечника болезни усилен, дефекация частая, кал жидкий с большим количеством слизи и непереваренными частицами корма, имеется стеаторея (жир в фекалиях).
При пальпации стенка живота напряжена, болезненная. Животные при этом проявляют беспокойство, агрессивность.
Обезвоживание животного. Глаза западают. Кожа слабо эластична, волос становится тусклым, сухим. Лапы, уши, нос и кончик хвоста - холодные.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 4.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 5 голов зверей: появление рвоты спустя несколько часов после приема корма и наличие в рвотных массах желчи и крови.
Пальпацией области желудка (в левом подреберье) - болезненность.
Перистальтика кишечника ослаблена, запоры, каловые массы темного цвета.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 5.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 5 голов зверей: диспептические расстройства, зуд кожи, расчесы, интенсивное желтое окрашивание слизистых оболочек и непигментированных участков кожи, повышение в крови уровня билирубина.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 6.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 5 голов зверей: печень увеличена, болезненная, анорексия, рвота, понос, общая мышечная слабость, судороги, кожная сыпь.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 7.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 3 голов зверей: кашель, усиленное напряженное дыхание и одышка, катаральные слегка мутные истечения из носовых отверстий, жесткое везикулярное дыхание, влажные хрипы,
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 8.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 7 голов зверей: отмечаются отеки живота, межчелюстного пространства, бедер, век, диспептические явления, рвота. Видимые слизистые оболочки бледные, усиливается жажда, лихорадка.
При пальпации давление на область почек и в области поясницы вызывают у животных беспокойство.
Появляются частые позывы к мочеиспусканию. Моча мутная, от светло-красного до бурого цвета, обычно высокой плотности, содержит много эритроцитов, лейкоцитов, канальцевого эпителия, цилиндров и солей. Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 9.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 2 голов зверей: прогрессирование признаков почечной недостаточности: отеки век, конечностей, межчелюстного пространства, ослабление сердечной функции (частый, малого наполнения и малой волны пульс), повышенную нервную возбудимость и появление тонико-клонических судорог.
Моча при этом светлая, низкой плотности, содержит незначительное количество белка.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 10.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 5 голов зверей: наблюдается частое мочеиспускание (поллакиурия), болезненность.
При мочеиспускании в последних порциях мочи обнаруживают примесь крови, нередко в виде сгустков, позывы к мочеиспусканию учащаются,выделение становятся непрерывными, моча не выделяется или выделяется каплями. При усилении болей возникают мочевые колики.
При пальпации мочевого пузыря обнаруживается болезненность. Моча темно-желтая или красноватая, с аммиачным запахом.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 11.
При утреннем обходе и беседе с персоналом по обслуживанию зверей ветеринарный врач выявил, в течении двух дней у зверей в количестве 6 голов внезапно появляются приступы сильного беспокойства.
Животные много передвигаются, визжат, мяукают, стонут, принимают позу для мочеиспускания.
Продолжительность приступов достигает нескольких часов. Между приступами животные резко угнетены, безучастно лежат, поднимаются и передвигается с трудом.
Во время приступа болезни частота пульса и дыхания возрастает, температура тела резко повышается.
Мочеиспускание частое и болезненное. Моча выделяется с трудом, небольшими порциями и даже каплями. Пальпация почек и мочевого пузыря в области поясницы и живота болезненна. Нижняя стенка живота выпячивается, напряжена.
Моча мутная, с примесью мочевого песка, быстро выпадающего в осадок. Цвет мочи темный, с красноватым оттенком, вызванным примесью крови.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 12.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у 2 голов зверей: моча окрашена в яркий кровянистый цвет, содержит кровь, понос, аборт, анемичность видимых участков слизистых оболочек и кожи, частое и болезненное мочеиспускание, увеличение объема мочевого пузыря (устанавливают пальпацией) и кровянисто-гнойные выделения.
Производственная ситуация 13.
При утреннем обходе ветеринарный врач определил следующие симптомы у норок с 5-6-недельными щенками в количестве 4 голов.
Больные норки теряют аппетит, быстро слабеют, у них шаткая походка, тусклый свалявшийся волосяной покров, может наблюдаться диарея. При сильном истощении развивается коматозное состояние, вслед за которым следует гибель.
Патологоанатомические изменения.
У погибших самок обнаруживают отсутствие жира, дистрофию и атрофию всех органов и тканей.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 14.
В первые часы после приема корма у 4 голов зверей наблюдается увеличение объема живота, повышается напряженность брюшной стенки. Звери беспокоятся – быстро передвигаются по клетке, ложатся и встают, жадно пьют воду. Дыхание затрудняется, становится поверхностным, слизистые оболочки имеют синюшный оттенок. Затем подвижность зверя резко уменьшается, иногда наблюдается позыв к рвоте. Перкуссия в области желудка дает ясный тимпанический звук.
Необходимо:
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Рассчитать необходимое количество лекарственных веществ.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 15.
При патологоанатомическом вскрытии у 2 голов норок врач констатировал следующие признаки: Волосяной покров вокруг мочеиспускательного отверстия мокрый, склеенный в пучки, кожа мацерирована и изъязвлена. Со стороны мездры обнаружены почернения кожи в форме треугольника. Печень дряблая, желто-серой окраски. Почки – бледные.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 16.
При утреннем обходе ветеринарным врачом было выявлено 10 щенков в возрасте до недель со следующими клиническими признаками: повышение температуры тела, депрессия или возбуждение, шаткость походки, мышечная дрожь и обморочное состояние. Пульс учащен, развиваются одышка и цианоз видимых слизистых оболочек.
При вскрытии трупов норок обнаружена гиперемия или отек легких, гиперемия и отек оболочек головного мозга. Кровь не свернувшаяся, дегтеобразная, мышцы сердца дряблые, под капсулой селезенки, в печени и средостенных лимфатических узлах – кровоизлияния.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 17.
При сборе анамнеза была выявлена следующая картина: Звери в количестве 2 голов беспокоятся, начинают кружиться на одном месте, издавая характерный визг и как бы гоняясь за своим хвостом. Приступы возбуждения длятся несколько секунд или минут и отмечаются чаще всего ночью или поздно вечером.
Затем больной зверь откусывает волосы с кончика хвоста, оголяя его, во время сильного возбуждения зверь разгрызает себе ткани в области кончика или корня хвоста, ануса, коленного сустава, лап, живота.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 18.
На вскрытии 2 голов у зверей, с целью установления диагноза, наблюдают истощение, недоразвитость, S-образное искривление грудного отдела позвоночника, наличие экзостозов на ребрах и деформацию конечностей, размягчение костей, которые легко разрезаются. Эпифиз трубчатых костей утолщен, кости черепа истончены, легко прогибаются. Желудок и тонкий отдел кишечника анемичны.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 19.
При клиническом осмотре у животных обнаруживают утолщения носовой, резцовой и верхнечелюстных костей. Симметричная припухлость верхней челюсти придает мордочке характерный одутловатый вид.
При пальпации припухлость кажется мягкой и состоящей из нескольких кистозных опухолей. Слизистая оболочка ротовой полости отечная, десны разрыхлены, зубы шатаются.
Теменная и затылочная кости размягчены и легко прогибаются при надавливании пальцами, голова увеличена в объеме. Опухоли на челюстях настолько разрастаются, что зверь бывает не в состоянии закрыть рот и принимать корм. Деформация костей приводит к закрытию носовых ходов (одышке) и слезно-носовых каналов (слезотечению). При надавливании на десны и большие припухлости костей они кажутся мягкими, а там, где окостенение ткани еще до некоторой степени сохранилось, ощущается хруст.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 20.
В течение нескольких дней на звероферме отмечаются признаки заболевания в стаде. При осмотре трупов 3 зверьков отмечается сухость видимых слизистых оболочек, кератит и ксерофтальмия, отеки кожи и подкожной клетчатки; у самцов – атрофия семенников.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики.
Производственная ситуация 21.
В течение нескольких дней на звероферме отмечаются признаки заболевания в стаде. При наблюдении ветеринарным врачом были выявлены следующие клинические признаки: звери совершенно не могут стоять на конечностях. Волосы истончены, ломкие и теряют блеск. Молодняк отстает в росте, страдает расстройством пищеварения, нарушена смена зубов, возникают судороги.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики
Производственная ситуация 22.
На звероферме внезапно участились случаи падежа в июле. Погибают в основном крупные зверьки
Патологоанатомические изменения. При вскрытии трупов обнаруживают жировую гепатодистрофию, дистрофию миокарда и скелетных мышц (жировая ткань желтого цвета, сухая – стеатит), в мочевом пузыре – кровянистую мочу; у самок – кровоизлияния в половых органах и резорбцию эмбрионов. У новорожденных щенков в подкожной клетчатке – кровоизлияния и наличие коричневого экссудата. Жир имеет окраску от серо-коричневого до желтого цвета. Печень желтого цвета, дряблая.
Необходимо:
Установить диагноз.
Описать причины возникновения заболевания.
Перечислить другие причины, вызывающие это заболевание.
Раскрыть подробно патогенез.
Назначить лечение.
Разработать меры профилактики
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Берестов, В.А.Звероводство : учебное пособие / В.А. Берестов. – СПб: Лань, 2002. – 480 с.
Болезни кроликов / С.В. Леонтюк, А.А. Дубницкий, Б.А. Гусев, М.Ф. Демина. – М.: Колос, 1974. – 239 с.
Братюха, С.И. Болезни пушных зверей / С.И. Братюха, А.Ф. Евтушенко, А.А. Шевцов. – Киев : Урожай, 1987. – С. 93–96.
Ветеринарно-санитарные мероприятия в звероводстве / Ф.Г. Набиев, И.И. Литвиненко. – М.: Агропромиздат, 1989. – 128 с. : ил.
Вирусные болезни кроликов / А.А. Шевченко, Л.В. Шевченко. – Аквариум ЛТД, 2002. – 80 с.
Данилов, Е.П. Болезни пушных зверей / Е.П. Данилов, А.И. Майоров, В.А. Чижов [и др.]; под ред. Е.П. Данилова. – М. : Колос, 1984. – 336 с., ил.
Евтушенко, А.Ф. Болезни кроликов / А.Ф. Евтушенко. – Киев: Урожай, 1992. – с.
РЕЦЕНЗИЯ
на ситуационные задачи
МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней
Раздел: Болезни пушных зверей
В данной работе преподаватель Бобер Н.П. представила ситуационные задания для закрепления теоретических и практических знаний. Использование метода конкретных ситуаций при изучении дисциплины развивает гибкость мышления, способствует поиску решений, вырабатывает ответственность за их принятие.
Данная форма обучения дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в процессе проведенной работы. Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник.
Процесс обучения - это специально организованная познавательная деятельность с целью закрепления теоретических и практических знаний студента.
Процесс обучения при такой характеристике будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру.
Знания в работе при решении данных ситуаций стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той же конструкции мозга студент будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной.
Работа рассчитана на системность изучения, взаимосвязи тем курса с темами других междисциплинарных курсов.
В представленной работе материал является объективным средством, которое используется с целью закрепления образовательно-квалификационного уровня профессиональной подготовки, об успешном завершении, об овладении как теоретических, так и практических знаний.
Работа профессионально направлена, четкая доступность содержания методического материала.
Джигова Л.А.. – преподаватель ветеринарных дисциплин, высшей квалификационной категории.
1.Гастрит острый
2.Гастрит хронический
3.Гастроэнтероколит
4.Язвенная болезнь желудка
5.Гепатит
6.Гепатоз
7.Катаральная бронхопневмония.
8.Нефрит
9.Нефроз
10.Уроцистит (Воспаление мочевого пузыря)
11.Мочекаменная болезнь
12.Гематурия
13.Лактационное истощение у норок.
14. острое расширение желудка
15. Подмокание норок
16. Тепловой и солнечный удар
17. самопогрызание
18.Рахит.
19. Фиброзная остеодистрофия
20. Гиповитаминоз А.
21. Гиповитаминоз Д.
22. Гиповитаминоз Е.